Генеральная прокуратура Российской Федерации

17.02.2017

16 февраля 2017 г., в Совете Федерации Российской Федерации прошел круглый стол на тему: «Охрана лесов от пожаров в 2017 году: задачи, проблемы и пути решения».

В рамках мероприятия с докладом выступил представитель управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александр Татаринов.

Как отметил А. Татаринов, несмотря на принимаемые уполномоченными федеральными и региональными органами власти меры, состояние законности в данной сфере остается неудовлетворительным.

Так, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), Алтайского, Забайкальского краев, Амурской, Волгоградской, Иркутской, Орловской, Томской и других областей не осуществлялись меры по предупреждению и ликвидации природных пожаров. К примеру, в результате несвоевременной перегруппировки сил и средств в Амурской области лесопожарные службы не ликвидировали природный пожар в Шимановском районе на площади 10 гектаров, что привело к распространению огня на 690 гектаров леса.

В Иркутской области по фактам укрытия сообщений о лесных пожарах, ненадлежащей их регистрации Братским межрайонным природоохранным прокурором материалы проверки в отношении должностных лиц областного министерства лесного комплекса направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность).

В Приморском крае только после прокурорского вмешательства из регионального бюджета дополнительно выделено более 21 млн рублей для покрытия дефицита финансирования противопожарных мероприятий.

Лесными инспекторами не исполняются функции по пресечению нарушений в данной сфере, привлечению виновных лиц к ответственности, выявлению и взысканию причиненного лесам вреда. В Томской области, в том числе по причине неосторожного обращения с огнем, произошло 297 природных пожаров, лесному фонду причинен ущерб в размере более 50,7 млн рублей. Вместе с тем региональным департаментом лесного хозяйства виновные в этом лица не устанавливались, меры по взысканию ущерба не принимались. В Ростовской области по требованию прокуратуры за аналогичные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц областного министерства природных ресурсов.

При попустительстве органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в республиках Коми, Мордовия, Забайкальском, Красноярском краях, Амурской, Вологодской, Кировской, Костромской, Самарской областях администрациями природно-заповедных территорий не обеспечена охрана лесов от пожаров. В Амурской области в связи с несоответствием плана тушения лесных пожаров лесохозяйственному регламенту в заповеднике «Зейский» на лесных землях площадью свыше 456 гектаров мероприятия по предупреждению пожаров в 2016 году не проводились.

В республиках Башкортостан, Бурятия, Приморском крае, Амурской, Иркутской, Липецкой областях, г. Севастополе и других регионах территориальными органами МЧС России ненадлежащим образом осуществляются полномочия по государственному надзору в сфере защиты от огня населенных пунктов. В Тверской области только после вмешательства прокурора Молоковского района администрациями 37 муниципальных образований установлена звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре. В Тамбовской области с января по сентябрь 2016 года на территории Бондарского, Гавриловского и других районов зарегистрировано более 230 случаев возгорания сухой травянистой растительности на прилегающих к лесному фонду землях сельскохозяйственного назначения, ранее проигнорированных региональными подразделениями МЧС России.

В Хабаровском крае, Амурской, Липецкой, Орловской, Томской областях территориальными органами МВД России не организовано взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подразделениями МЧС России, не в полном объеме проводились профилактика правонарушений, мероприятия по выявлению и пресечению незаконных деяний, привлечению виновных лиц к ответственности.

Результаты проверок, проведенных органами прокуратуры, свидетельствуют о низком уровне расследования органами МВД России и МЧС России преступлений по статье 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений). При этом зачастую оно проводится бессистемно и поверхностно. Кроме того, своевременно не принимаются меры к установлению всех обстоятельств совершенных преступлений и виновных лиц, что приводит к принятию незаконных решений.

Наибольшее число таких процессуальных решений выявлено органами прокуратуры в республиках Бурятия, Карелия, Амурской, Иркутской областях.

Серьезную озабоченность, по словам Александра Татринова, вызывает вопрос возмещения ущерба, причиненного преступлениями в названной сфере.

По данным прокуроров, в текущем году он составил более 5 млрд рублей. В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере лесопользования Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2016 году совместно с заинтересованными ведомствами разработан проект межведомственного приказа «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования».

Территориальными органами ФССП России зачастую не принимаются необходимые меры к принудительному исполнению судебных актов о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду пожарами, а также освобождении самовольно занятых лесных участков, обеспечении противопожарной безопасности. В частности, в Чувашской Республике, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Вологодской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Ярославской областях, Еврейской автономной области судебными приставами не в полном объеме была организована работа по обращению взыскания на имущество должников.

В 2016 году прокурорами выявлено около 24,6 тыс. нарушений требований законодательства, направленного на противодействие природным пожарам. В этой связи в суды предъявлено более 3 тыс. заявлений, внесено свыше 4,9 тыс. представлений, к различным видам ответственности привлечено 5 тыс. лиц, объявлено более 3 тыс. предостережений.

В целях устранения нарушений Генеральной прокуратурой Российской Федерации в декабре 2016 года внесены представления Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителю Росприроднадзора, директору ФССП России, проинформированы Минприроды России и МВД России.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что распространенности нарушений в данной сфере способствует несовершенство структуры управления лесным хозяйством, несовершенство федерального законодательства.

В заключение доклада Александр Татаринов обратил внимание собравшихся на те меры, которые необходимо предпринять Правительству Российской Федерации, заинтересованным федеральным ведомствам, региональным органам власти, с целью укрепления законности в данной сфере.

В частности, необходимо своевременно и в полном объеме актуализировать нормативные правовые акты, регламентирующие правоотношения в данной сфере, обеспечить достаточное и своевременное финансирование мероприятий, направленных на предупреждение и тушение лесных пожаров, в том числе по закупке необходимой техники, формированию лесопожарных формирований. Стоит обеспечить контроль за целевым и эффективным расходованием соответствующих бюджетных средств, обеспечить эффективный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, определить порядок охраны лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также ведения в них лесного хозяйства, обеспечить своевременное проведение санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в лесах, рассмотреть вопрос о внесении изменений в лесное законодательство в части установления обязанности арендаторов лесных участков принимать участие в тушении лесных пожаров, с условием последующей компенсацией понесенных затрат.

Необходимо рассмотреть вопрос об ответственности лиц, использующих леса, за несвоевременное обнаружение лесных пожаров, а также непринятие мер к их локализации, тушению силами и средствами, установленными планом тушения лесных пожаров, принять дополнительные меры по повышению эффективности осуществления региональными органами власти переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений и контроля со стороны Рослесхоза за исполнением данных функций, обеспечить своевременное выявление и устранение нарушений законодательства в данной сфере, привлечение виновных к ответственности, взыскание причиненного лесным ресурсам вреда, рассмотреть вопрос о введении социальных льгот, гарантий для работников лесопожарных формирований.

 

 

По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1164539/

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ