Генеральная прокуратура Российской Федерации

07.03.2017

Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги работы по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2016 году.

В 2016 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации подготовлено заключений на 705 законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, поступивших из Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Наибольшее количество рассмотренных законопроектов затрагивало правоотношения в сферах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, земельного, градостроительного, гражданского, уголовного законодательства, вопросы прохождения государственной (в том числе, военной) службы и противодействия коррупции, а также в сферах образования, здравоохранения, защиты прав несовершеннолетних.

Рассмотрено 243 проекта нормативных правовых актов, поступивших из министерств и ведомств. Ряд предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации положены в основу проектов федеральных законов, подготовленных федеральными органами власти, в том числе: «О внесении изменений в статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в части уточнения порядка оглашения в судебном заседании показаний свидетеля и потерпевшего (Федеральный закон от 02.03.2016 № 40-ФЗ); «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», разработанный в Администрации Президента Российской Федерации рабочей группой по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства (Федеральный закон от 03.07.2016 № 325-ФЗ).

В прошедшем году Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлено 72 проекта нормативных правовых актов и законодательных предложения. При этом пристальное внимание уделялось в том числе вопросам совершенствования основ деятельности органов прокуратуры, а также вопросам, связанным с повышением уровня материального и социального обеспечения прокурорских работников, членов их семей и пенсионеров органов прокуратуры.

В рамках деятельности рабочей группы, созданной распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 05.07.2016, завершается работа по подготовке проекта нового федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В законопроекте реализованы предложения подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, нижестоящих прокуроров, все подготовленные и внесенные на рассмотрение субъектов законодательной инициативы, а также готовящиеся по заданию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающие внесение изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в части регламентации «общенадзорных» проверок, обеспечения жильем и другим социальным вопросам, ведения единого государственного учета состояния преступности.

Необходимо отметить значительную работу прокуроров субъектов Российской Федерации по обеспечению законности регионального и муниципального нормотворчества, связанную с недопущением принятия незаконных нормативных правовых актов, исключением коррупциогенных факторов на стадии проектов, принятием мер к своевременному приведению нормативных правовых актов в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.

Благодаря активной позиции прокуроров субъектов Российской Федерации, при ежегодном увеличении количества поступивших на правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов региональных органов государственной власти наблюдается уменьшение выявленных в проектах несоответствий федеральному законодательству, что свидетельствует о повышении качества рассматриваемых проектов.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации подготовлено более 860 тыс. заключений по проектам региональных и муниципальных нормативных правовых актов, что позволило исключить случаи принятия около 67 тыс. противоречащих федеральному законодательству актов. Основные нарушения выявлялись прокурорами при изучении проектов нормативных актов, направленных на регулирование правоотношений в сферах предоставления государственных и муниципальных услуг, установления административной ответственности, предоставления мер социальной поддержки, прохождения муниципальной службы. При этом преимущественной причиной выявленных нарушений является недостаточный уровень правовой квалификации должностных лиц, ответственных за разработку проектов нормативных правовых актов. Данный факт, связанный, прежде всего, с системными недостатками в деятельности субъектов нормотворчества, свидетельствует об актуальности работы органов прокуратуры в этом направлении.

Большое значение придается самостоятельной разработке и внесению с использованием права законодательной (нормотворческой) инициативы проектов нормативных актов. Всего в законодательные региональные органы прокурорами субъектов Российской Федерации внесен 361 законопроект, из которых уже принято 306 законов. В частности, по инициативе прокуроров принимались законы по вопросам образования, здравоохранения, патриотического воспитания граждан, установления административной ответственности, противодействия коррупции, охраны окружающей среды и др. Кроме того, около 10 тыс. предложений прокуроров о разработке нормативных правовых актов включены в планы законопроектной работы региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

По результатам проводимого на системной основе мониторинга в региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления направлено свыше 95 тыс. информаций и предложений о необходимости принятия или приведения в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов. При осуществлении мониторинга правоприменения прокуроры акцентировали свои усилия, прежде всего, на вопросах нормативного регулирования в сфере оказания адресной поддержки социально незащищенным группам населения. При этом прокуроры обращали внимание региональных законодателей на положения ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» о том, что при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации средства, высвобождающиеся в связи с вступлением в силу изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер соцподдержки, должны, как правило, направляться на реализацию региональной социальной политики.

 

 

 

По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1169403/

 

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ