Генеральная прокуратура Республики Беларусь

26.06.2017

Образование и развитие органов прокуратуры Республики Беларусь неразрывно связаны с историей нашего государства. 95 лет назад – 26 июня 1922 г. на 3-й сессии ЦИК БССР принято  Положение о прокурорском надзоре и учреждена Государственная прокуратура в составе Народного Комиссариата Юстиции. С этого момента органы прокуратуры современной Беларуси ведут отсчет своей истории. Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 1995 г. был установлен профессиональный праздник – День работников прокуратуры. 

ЦИК СНК СССР20 июля 1936 г.  было принято постановление, в соответствии с которым прокуроры союзных республик выведены  из системы Народного Комиссариата Юстиции и подчинены прокурору СССР. 

Во время Великой Отечественной войны органы прокуратуры выполняли общую задачу – вносили свой вклад в победу советского народа над фашизмом. Работники прокуратуры сыграли значительную роль в организации партизанского движения и подполья на оккупированной территории. Многие из них отдали жизнь в борьбе с врагом.

В послевоенные годы Прокуратура БССР возобновила свою деятельность в полном объеме. Была проведена существенная работа по разоблачению немецко-фашистских захватчиков и их пособников, совершивших злодеяния на территории нашей  страны. 

В принятом 29 января 1993 г. Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура определена как подотчетный Верховному Совету Республики Беларусь самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства высший надзор за исполнением законов. Деятельность прокуратуры основывалась на принципе централизации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. 

Новый этап в развитии белорусской прокуратуры, как и других органов государственной власти, начался с принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными по результатам проведенного 24 ноября 1996 г. Республиканского референдума. 

В Конституции прокуратуре отводится отдельная – седьмая глава, регламентирующая порядок ее деятельности. Этим подчеркивается самостоятельный характер прокурорского надзора и устанавливается, что компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством. 

Сохранен принцип централизации прокурорской системы, ее возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, назначаемый Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором Республики Беларусь. 

Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. определены роль прокуратуры в государственном механизме, принципы функционирования прокурорской системы, организационные и правовые основы ее деятельности, регламентированы отношения в области осуществления прокурорского надзора и иных функций, возложенных на прокуратуру, формы и методы ее воздействия на регулирование системы правовых отношений. Прокуратура является единым государственным органом, независимым в осуществлении своих полномочий и подотчетным в лице Генерального прокурора только Президенту Республики Беларусь. 

В целях выполнения своих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов, издаваемых республиканскими органами государственного управления, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами. 

Надзорная функция прокуратуры имеет первостепенное значение для упорядочения правовыми средствами сложных и динамичных отношений, складывающихся в социально-экономической жизни общества. 

Органы прокуратуры Республики Беларусь осуществляют комплексные мероприятия, направленные на защиту государственных интересов и гарантированных Конституцией нашей страны прав и законных интересов граждан. Обеспечено эффективное и системное взаимодействие органов прокуратуры Республики Беларусь с органами государственного управления, правоохранительными структурами и судами в целях укрепления законности и правопорядка. 

Одним из приоритетных направлений является надзор за исполнением законодательства в сфере экономики. Усилия прокуроров направлены на обеспечение дисциплины расчетов, эффективного распоряжения финансами при реализации государственных программ и проектов по модернизации промышленности, соблюдение субъектами хозяйствования законности при осуществлении внешнеторговых операций, устранение причин и условий, способствующих образованию дебиторской задолженности, неукоснительное исполнение налоговых обязательств. 

Большое внимание уделяется надзору за соответствием закону судебных постановлений, соблюдением законодательства при их исполнении, а также качеству поддержания государственного обвинения. 

Важнейшим направлением прокурорской деятельности является  координация деятельности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией. Это не означает, что прокуратура несет всю полноту ответственности за результаты борьбы с преступностью. Каждый правоохранительный орган самостоятельно отвечает за исполнение законов в данной сфере деятельности. Однако именно прокурор выступает в роли координатора в реализации согласованных мероприятий. 

Современный    этап в развитии государственности характеризуется активным реформированием правоохранительной системы. Созданы и функционируют новые органы – Следственный комитет и Государственный комитет судебных экспертиз. Органы прокуратуры Республики Беларусь сыграли определяющую роль в становлении этих органов. На службу в Следственный комитет и Государственный комитет судебных экспертиз перешли многие прокурорские работники. Так, в 2011-2013 годах только в Следственный комитет перешли на службу 502 прокурорских работника и работника органов прокуратуры. 

В то же время прокуратура была и остается органом уголовного преследования. Она наделена правом проводить предварительное расследование по уголовным делам, что является одним из действенных методов устранения нарушений законности, зашиты прав и законных интересов граждан, а также общественных и государственных интересов. 

Проведена значительная работа по оптимизации и совершенствованию системы органов прокуратуры Республики Беларусь. Указами Президента Республики Беларусь ликвидированы Белорусская транспортная и Белорусская военная прокуратуры. Полномочия по осуществлению надзора за исполнением законодательства в войсках возложены на Генеральную прокуратуру и территориальные прокуратуры. Вместо районных прокуратур в городах образованы прокуратуры г.Бреста, г.Витебска, г.Гродно, г.Могилева, г.Гомеля, г.Бобруйска, а также Пинская и Барановичская межрайонные прокуратуры. 

Органы прокуратуры Республики Беларусь активно взаимодействуют со своими зарубежными коллегами. В частности,  осуществляется обмен делегациями, проводятся научные конференции, разрабатываются проекты международных правовых актов, вырабатываются предложения о мерах по совершенствованию сотрудничества. 

Совещание генеральных прокуроров стран Содружества Независимых Государств 7 декабря 1995 г. учредило Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ. За время  деятельности Координационный совет реализовал ряд важных мероприятий, способствовавших объединению усилий и налаживанию взаимодействия правоохранительных структур государств в борьбе с преступностью и нарушениями законности, защите прав и законных интересов граждан, организации обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, опытом работы органов прокуратуры. Очередная встреча руководителей генеральных прокуратур государств – участников СНГ состоялась в г.Минске 7 сентября 2016 г. 

В основе деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь  лежит принцип гласности, закрепленный в статье 5 Закона «О  прокуратуре Республики Беларусь». Результаты работы всех звеньев органов прокуратуры Республики Беларусь постоянно освещаются в средствах массовой информации и размещаются на официальном Интернет-сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Генеральной прокуратурой издается правовой научно-практический журнал «Законность и правопорядок», в котором публикуются статьи по актуальным вопросам правоприменительной практики, различным аспектам правоохранительной деятельности. 

Деятельность органов прокуратуры Республики Беларусь многогранна. Роль и значение прокуратуры как государственного органа, укрепляющего правовую государственность и стоящего на защите прав граждан и законных интересов государства, будут в дальнейшем усиливаться и повышаться.               

 

По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/sobytiya-i-meropriyatiya/prokurature-respubliki-belarus-ispolnilos-95-let/

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ