Генеральная прокуратура Республики Беларусь

17.11.2017

Для реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества устанавливаются государственные социальные стандарты, ответственность за выполнение которых возлагается на исполнительные и распорядительные органы. К одному из таких стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится освещение улиц. 

В ходе проверки по жалобе гражданина, проживающего в дер. Боровляны Минского района, Генеральной прокуратурой выявлены факты необеспечения в Минской области названного вида социальных стандартов. 

На территориях ряда районов на протяжении нескольких лет существует практика неправомерного вынесения местными органами власти актов об отключении уличного освещения в летний период в ночное время. 

Так, на основании решения Боровлянского сельского исполнительного комитета от 26.05.2017 № 514 улицы всех населенных пунктов этого сельсовета не освещались по ночам с 01.06.2017 по 25.08.2017. Аналогичная ситуация имела место в 2015 - 2016 годах. 

При этом районные исполнительные комитеты Минской области не только осведомлены о подобных случаях, но и порой самостоятельно принимали меры по регулированию освещенности на подведомственных территориях: письмом Минского райисполкома от 18.04.2016 Минским электрическим сетям предложено отключать освещение в ночное время на территории Минского района в летний и зимний периоды для экономии средств местных бюджетов. 

В результате отключения освещения в Минском районе летом 2016 года было сохранено 100 тыс. рублей, что составило всего 6,2% от фактически понесенных затрат. Боровлянским сельисполкомом в 2017 году на уличном освещении сэкономлено 30 тыс. рублей. Приведенные данные свидетельствуют о крайне незначительном экономическом эффекте. 

Вместе с тем анализ криминогенной обстановки в Минской области показал, что подобная экономия в силу недостаточной освещенности населенных пунктов негативным образом отразилась на количестве совершенных преступлений и правонарушений. 

Например, на территории Боровлянского сельисполкома в летний период 2017 года число краж имущества граждан в ночное время увеличилось на 125% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (с 12 до 27), также были зарегистрированы разбой, убийство, 5 уголовно наказуемых хулиганств. Количество умышленных телесных повреждений возросло на 166% (с 3 до 8), мелких хулиганств – на 132% (с 22 до 51), распитий спиртных напитков в общественных местах – на 339% (с 28 до 123), мелких хищений имущества – на 150% (с 6 до 15). 

Подобная отрицательная динамика криминогенной ситуации наблюдается и на территориях других районов Минской области, где исполкомами базового уровня принимались решения об отключении уличного освещения. 

Активизация противоправного поведения граждан произошла во всех регионах области в период сезонного отключения уличного освещения. Незначительные сэкономленные суммы оказались несопоставимы с затратами государства, связанными с раскрытием преступлений и правонарушений, лечением и реабилитацией потерпевших, компенсацией ущерба в связи с получением гражданами травм в темное время суток. 

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь внесено представление в Минский облисполком, в котором потребовано обеспечить неукоснительное исполнение норм законодательства о государственных социальных стандартах, ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, предложено рассмотреть данный вопрос на заседании Минского облисполкома с участием руководителей местных исполнительных и распорядительных органов, представителей органов внутренних дел.  

 

 

По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/zhilishchnoe-i-sotsialnoe/generalnoy-prokuraturoy-respubliki-belarus-v-minskiy-oblispolkom-vneseno-predstavlenie-ob-ustranenii/

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ