Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

05.04.2018

Одной из актуальных тем современных международных отношений является сопряжение интеграционных процессов различного уровня и глубины на пространстве СНГ. Сегодня важно рассматривать ситуацию, учитывая, что в СНГ есть Зона свободной торговли и ЕАЭС, который объединяет пять государств - членов СНГ, и есть инициатива Президента РФ о развитии больших интеграционных инициатив на пространстве юга Азии.

В конце 2017 года - года председательства России в СНГ - Президент РФ В.В.Путин на неформальной встрече с лидерами стран СНГ заверил: «Углубление взаимодействия в рамках СНГ в самых разных областях отвечает коренным интересам народов наших стран. Вместе будем работать над решением стоящих перед нами задач социально-экономического развития, укрепления стабильности и безопасности наших государств».

О состоянии и перспективах повышения эффективности Содружества Независимых Государств, практической отдаче от его деятельности для всех государств-участников, укреплении международных позиций Содружества в интервью журналу «ЭС» рассказал Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев.


 

Содружество Независимых Государств созда­но в декабре 1991 года. На какие этапы, по Вашему мнению, можно разделить развитие СНГ за эти 26 лет?

Деление сложных и продолжительных исто­рических процессов на этапы вещь, как прави­ло, условная и зачастую субъективная. Можно, скажем, согласиться с точкой зрения некото­рых экспертов, разделяющих минувшие деся­тилетия на четыре периода.

Первый они именуют «романтическим». Это самое начало существования СНГ, когда мно­гим казалось, что все будет так же, как и при Советском Союзе, и поменяются лишь назва­ния. В жизни оказалось все гораздо сложнее. Тем не менее именно в этот период (1991-­1994 годы) удалось заложить основы разви­тия равноправного политического диалога, построения на новой основе механизма тор­гово-экономического взаимодействия, гу­манитарного партнерства, сотрудничества в сфере обеспечения безопасности. Заверше­ние этого периода ознаменовано вступлени­ем в силу Устава СНГ.

Второй этап — на переломе веков (1995-2006 годы). Это время, когда господствовало представление, что, отделившись друг от друга, новые государства войдут на равных правах с крупнейшими державами в мировую экономику и будут благоденствовать. На деле же оказалось, что входной билет в «экономический рай» стоит непомерно дорого и золотой дождь как-то не торопится проливаться. Это побудило начать интенсивный поиск оптимальных путей развития. Был осуществлен ряд реформ, обусловленных изменившимися внешнеполитическими обстоятельствами и событиями во внутриполитической жизни практически всех государств Содружества. Шла активная отработка механизмов межгосударственного взаимодействия. Старт новому этапу реформ в Содружестве был дан в 2005 году на заседании Совета глав государств СНГ в Казани.

Третий период можно ограничить отрезком между 2007 и 2015 годами. В это время в большинстве стран Содружества крепло понимание того, что интеграционное взаимодействие новых независимых государств с опорой на веками складывавшиеся связи — это самый верный путь к ускорению экономического развития, а стало быть, и к повышению благосостояния народов стран Содружества. Этот период связан с принятием Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии эко­номического развития Содружества, подпи­санием Договора о зоне свободной торговли, что в значительной мере определило на де­сятилетие судьбу нашего регионального объ­единения.

И наконец, нынешний период — новейшая история СНГ. Начало этому периоду поло­жило прошедшее в 2016 году в Бишкеке за­седание Совета глав государств СНГ, на ко­тором было принято Решение об адаптации Содружества Независимых Государств к со­временным реалиям. На реализацию преду­смотренного этим документом комплекса организационных и практических мер, на­правленных на адаптацию СНГ к современ­ным реалиям и повышение эффективности деятельности уставных и отраслевых орга­нов Содружества, и нацелена сегодня наша работа.

 

Уникальность Содружества как организа­ции — в отсутствии наднациональных пол­номочий и жесткого механизма контроля. Что же помогает развивать сотрудниче­ство в таких условиях?

В Вашем вопросе фактически содержит­ся и ответ. Содружество справляется с боль­шинством основополагающих задач имен­но вследствие отсутствия жесткой схемы принятия и реализации решений в той или иной сфере. Договоры и соглашения подпи­сывают только те государства, которые за­интересованы в их выполнении. Да, иногда из-за этого круг участников бывает не слиш­ком широк, но зато мы знаем, что эти стра­ны действительно будут реализовывать при­нятые решения.

В Содружестве нет командиров и подчинен­ных. Каждое государство имеет право на выбор собственной модели развития и воз­можность избирательно участвовать в тех сферах сотрудничества, которые представля­ют для них наибольший интерес. Без надна­циональных полномочий, без жесткого кон­троля (тем не менее существующего) за реа­лизацией принимаемых решений налажено и развивается торгово-экономическое со­трудничество, создана работающая система совместного противодействия современным вызовам и угрозам, поступательно наращива­ется разноплановое гуманитарное партнер­ство, совершенствуется и обновляется нор­мативно-правовая база.

 

Какие достижения в области экономического сотрудничества СНГ Вы бы выделили особо? И какие задачи на данном направлении необ­ходимо решить в ближайшие годы?

Более чем четвертьвековой опыт развития Содружества Независимых Государств убедительно свидетельствует, что СНГ — важная и нужная площадка для экономического и де­лового взаимодействия. Действительно, более двадцати шести лет государства Содружества вместе. И никакими политическими реше­ниями, наверное, нельзя было бы сохранить это единство, если бы в его основе не лежали прочные экономические связи.

Но современная экономика ставит новые задачи и, отвечая на ее вызовы, развивается и приобретает новые формы само Содруже­ство. В настоящее время развитие интегра­ционных процессов в экономической сфере в СНГ идет в основном по трем направлениям.

Первое — организация взаимодействия в тех отраслях экономики, где у наших стран на­коплен большой потенциал. Это, в частности, энергетика, транспорт, связь, металлур­гия, отдельные сектора машиностроения, сельское хозяйство. Такое взаимодействие в первую очередь направлено на разработку новых технологий, создание новых коопе­рационных связей и технологических цепо­чек. На этой основе возникает возможность выхода на рынки с совместной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.

Чтобы эти работы и планы носили конкурент­ный, деловой характер, мы приглашаем для их обсуждения представителей научных и дело­вых кругов, органов управления, а после согла­сования направляем на рассмотрение и одо­брение правительств. Только в 2017 году выс­шими органами СНГ принято около 10 подоб­ных решений.

Второе важное направление работ — это со­вместный поиск решения узловых проблем, имеющихся в экономике стран Содруже­ства. К этому нас подтолкнуло то, что про­блемы, с которыми столкнулись государства СНГ в 2014-2016 годах в связи со стагнацией в мировой экономике, оказались очень схожи. Более того, действия, предпринятые страна­ми Содружества для их решения, были тоже очень похожи. И первое, на что мы обратили внимание, — это необходимость обеспечения роста взаимной торговли.

Как вы знаете, в 2011 году был подписан и успешно реализуется Договор о зоне сво­бодной торговли товарами СНГ, сторонами которого в настоящее время являются девять государств Содружества.

Этот договор действует и развивается не­смотря на известные проблемы во взаи­моотношениях ряда подписавших его го­сударств. Хотелось бы отметить, что зона свободной торговли СНГ — одна из немно­гих в мире, в которой предусмотрена и, что особенно важно, полностью сформирована система разрешения торговых споров. Со­гласно статистике, объем взаимной торгов­ли наших стран за 10 месяцев 2017 года воз­рос на 24% и составил 107 миллиардов дол­ларов.

В настоящее время большое значение начи­нает приобретать торговля услугами. Ведь на долю услуг приходится от половины до двух третей валового внутреннего продукта стран Содружества. Сейчас в СНГ ведется подготов­ка проекта соглашения о свободной торговле услугами. Работа идет непросто, но прогресс очевиден. Хотелось бы, чтобы и в этих переговорах более активную роль играли деловые круги наших стран.

Значительную роль в экономике наших стран продолжает играть государство. Именно поэтому столь интересен и важен взаимный доступ на рынок государственных закупок, объем которого в 2015 году в СНГ превысил 300 миллиардов долларов. 7 июня 2016 года главами правительств стран Содружества был подписан Протокол о правилах и процедурах регулирования рынка государственных заку­пок, предусматривающий гармонизацию на­циональных законодательств в этой сфере. Предусмотрены переговоры о взаимном от­крытии этого рынка. И здесь я еще раз обра­щусь к деловым кругам с просьбой принять активное участие и в увеличении числа стран, участвующих в переговорах, и в формирова­нии их позиции.

Третье направление работ в сфере экономи­ческого сотрудничества стран Содружества получило развитие в последние годы. Оно свя­зано с существованием на пространстве Содружества различных интеграционных объ­единений: ЕАЭС, Союзного государства.

Важно поэтому не дублировать их деятель­ность, а координировать и направлять усилия всех этих организаций на решение ключевых проблем. Совместный анализ, проведенный специалистами Исполкома СНГ и ЕЭК, пока­зал, что это, прежде всего, устранение барье­ров, существующих в области технического регулирования, ветеринарных и фитосани­тарных норм, объединение усилий по защите прав потребителей, обеспечение прослеживаемости перемещения чувствительных това­ров за счет их маркировки. 2018 год будет по­священ сопряжению повесток дня наших ор­ганизаций и совместной реализации дорож­ных карт по этим направлениям.

 

Расскажите, пожалуйста, о роли Содруже­ства Независимых Государств в урегулировании споров и конфликтов на постсоветском пространстве.

Для разрешения каких-либо межгосудар­ственных экономических споров существу­ет специальный орган — Экономический суд СНГ. Однако в целом Содружество Независи­мых Государств не наделено функцией тре­тейского судьи при урегулировании разно­го рода конфликтов, которые, к сожалению, пока еще возникают на пространстве СНГ. Для этого созданы другие международные органы.

Тем не менее Содружество, на мой взгляд, вно­сит существенный вклад в смягчение и разрешение тех или иных острых ситуаций. Ведь каков самый верный и надежный путь прими­рения участников конфликта? Правильно — откровенный и прямой диалог. А СНГ как раз и представляет собой уникальную площадку для ведения прямого диалога руководителей одиннадцати государств. И этот диалог идет постоянно.

Регулярно заседают советы глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и министров обороны стран СНГ, другие отраслевые органы Содружества. На этих заседаниях каждый год неоднократно встреча­ются президенты и главы правительств, руководители внешнеполитических, оборон­ных, правоохранительных и иных ведомств. В ходе таких встреч довольно часто удается дать верный импульс к распутыванию слож­ных политических, экономических и прочих конфликтных узлов.

 

Украина является государством — учреди­телем СНГ, в то же время она не ратифицировала Устав организации. Что это значит с точки зрения полномочий и возможностей Киева по участию в деятельности Содру­жества?

Несмотря на отсутствие подписи Украины под Уставом СНГ, остальные государства Содруже­ства всегда рассматривали ее как равноправ­ного партнера. До 2014 года страна достаточ­но активно участвовала в работе СНГ, многие мероприятия проходили на ее территории. Украина играла важную роль в период выра­ботки, подписания и вступления в силу До­говора о зоне свободной торговли СНГ. Киев располагал широкими возможностями уча­ствовать в деятельности Содружества. Госу­дарственные руководители страны принимали деятельное участие в работе высших орга­нов СНГ — Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностран­ных дел, Экономического совета СНГ. Украин­ские эксперты активно работали в органах от­раслевого сотрудничества Содружества. Более того, представители Украины занимали ответ­ственные должности в Исполнительном ко­митете СНГ — заместителя Председателя Ис­полкома, директора и заместителя директо­ра департамента. Собственно говоря, все эти возможности сохраняются. Двери для возвра­щения представителей Украины на заседания высших органов СНГ открыты. Должности, за­крепленные за Украиной, вакантны, кабинеты можно хоть завтра занимать. Иными словами, уровень и степень участия Украины в деятель­ности Содружества сейчас зависят только от политической воли Киева.

Мы надеемся, что здравый смысл возоблада­ет, и Украина восстановит полноценное сотрудничество в рамках СНГ. Ведь объективно складывавшиеся в течение столетий эконо­мические, культурные и чисто человеческие связи народов Содружества — это тот надежный фундамент, на котором можно строить благополучную жизнь.

 

В каких правовых рамках сохранилось со­трудничество Грузии со странами СНГ?

Как известно, после событий 2008 года Гру­зия вышла из состава Содружества. Однако по просьбе этой страны сохранилось уча­стие Грузии в ряде международных догово­ров, заключенных в рамках СНГ. В большин­стве своем эти документы регламентируют экономическое сотрудничество. В настоя­щее время Грузия является государством — участником 34 международных договоров, заключенных в рамках Содружества Незави­симых Государств. Хочу отметить, что грузин­ские специалисты, как и представители дру­гих стран ближнего зарубежья, не входящих в состав СНГ, подчас принимают участие в ра­боте некоторых органов отраслевого сотруд­ничества СНГ.

 

Охарактеризуйте, пожалуйста, деятель­ность Содружества Независимых Государств в гуманитарной сфере.

Гуманитарная сфера — важное объединяющее начало в Содружестве, основанное на истори­ческой и культурной близости, духовных тра­дициях и ценностях, доверии между народа­ми. Именно поэтому гуманитарное сотрудни­чество относится к числу ключевых направ­лений межгосударственного взаимодействия в рамках СНГ. Это не только способствует со­хранению исторической духовно-нравствен­ной общности народов стран Содружества, но и позитивно влияет на общую динамику инте­грационных процессов.

Сегодня можно говорить о сформировавших­ся традициях гуманитарного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств. На­пример, ежегодное объявление тематических гуманитарных годов (2016 год — Год образо­вания, 2017-й — Год семьи).

2018 год объявлен Годом культуры. В целях его содержательного наполнения предусма­тривается провести более 90 мероприятий самой широкой направленности, что, несо­мненно, придаст дополнительный импульс межкультурному диалогу в рамках Содру­жества.

Развивается традиция ежегодного объявления Культурной столицы Содружества. Эта программа успешно реализована уже в 13 горо­дах СНГ, которые внесли весомый вклад в раз­витие партнерских связей в сфере культуры наших стран. В 2018 году культурной столи­цей СНГ объявлен город Горис (Республика Армения). Предполагается, что этот статус в 2019 году получит город Брест (Беларусь), а в 2020-м — город Шымкент (Казахстан).

Важным гуманитарным событием на про­странстве Содружества выступает Форум творческой и научной интеллигенции госу­дарств — участников СНГ, на котором в мно­гостороннем формате подводятся итоги гу­манитарного сотрудничества за прошедший год, обсуждаются планы совместных меро­приятий, вырабатываются рекомендации по наиболее актуальным вопросам взаимодей­ствия стран СНГ в области науки, образова­ния, культуры, информации, работы с молодежью.

В период с 2006 года состоялось двенадцать форумов творческой и научной интелли­генции государств СНГ. В 2017 году такой форум проходил в Москве и был посвя­щен роли гуманитарного сотрудничества в укреплении семейных ценностей и тра­диций стран СНГ.

В целях расширения международного со­трудничества книгоиздателей, повышения культуры книгоиздания, развития книжно­го искусства, популяризации лучших до­стижений издательских систем и активиза­ции взаимообмена духовными и культурны­ми ценностями между странами СНГ еже­годно проводятся Международный конкурс «Искусство книги», конкурс книготорговых предприятий, Московская книжная выстав­ка-ярмарка.

Приоритетным направлением гуманитар­ного партнерства стран СНГ на протяжении десятилетий остается сотрудничество в сфере образования. Важным этапом в повышении мобильности студентов стало создание Сете­вого университета СНГ.

Этот проект позволяет проводить обучение студентов из стран Содружества по магистер­ским программам в области экономики, ме­неджмента, филологии и международного права.

Один раз в два года в Содружестве проводят­ся съезды учителей и работников образова­ния, которые играют важную роль в сохране­нии общего образовательного пространства СНГ, в выработке направлений и механизмов интеграции, а также поиске путей взаимовы­годного и равноправного сотрудничества на­циональных систем образования. Очеред­ной съезд должен пройти в октябре 2018 года в Бишкеке (Кыргызстан).

Среди важнейших гуманитарных меропри­ятий в рамках Содружества можно также на­звать Молодежные Дельфийские игры госу­дарств СНГ, Межгосударственную премию СНГ «Звезды Содружества», присуждаемую за круп­ный вклад в сфере науки и образования, куль­туры и искусства, гуманитарной деятельности, а также Международную премию «Содружество дебютов» за лучшие произведения, работы или достижения по тематике гуманитарного года.

 

Насколько эффективным можно назвать молодежное сотрудничество в рамках СНГ? Что планируется сделать в этом направлении в будущем?

Это очень хороший вопрос. Пресса сообщала, что в 2017 году Оксфордский словарь признал «словом года» youthquake, что можно прибли­зительно перевести как «младотрясение» — значительное культурное, политическое или социальное изменение, вызванное действи­ем или влиянием молодежи. Ведь так называ­емый молодежный фактор в последнее время оказывает существенное влияние на развитие практически всех стран планеты. И Содруже­ство, в полной мере ощущая влияние этого фактора, прилагает серьезные усилия для ак­тивного вовлечения молодежи в интеграци­онные процессы.

Наиболее активно работают в этой сфере Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, которые еще в 2005 году подписали соответствующее Соглашение, а в 2010-м — Решение Совета глав государств СНГ о Стратегии международного молодежного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года. Позд­нее, в 2009 году, к Соглашению присоедини­лась Молдова. А в октябре 2017 года, подписав Решение Совета министров иностранных дел СНГ о Плане мероприятий на 2018-2020 годы по реализации вышеназванной Стратегии, к международному молодежному сотрудни­честву в рамках Содружества подключился и Узбекистан.

Таким образом, сотрудничество в этом на­правлении расширяется. Одним из зримых его результатов стало создание ряда площа­док для содержательного общения молодежи наших стран. Главная из них — Совет по делам молодежи государств СНГ, в состав которого входят не только представители госорганов, координирующих молодежную политику, но и руководители ведущих национальных мо­лодежных общественных объединений. На площадке Совета заключено множество дву­сторонних соглашений, направленных на развитие молодежного общественного дви­жения, организован обмен опытом по акту­альным вопросам.

Востребованными площадками для широко­го общения молодых людей стали такие меж­дународные форумы, как лагерь студенческо­го актива «Славянское содружество» (он проводится в России при активном участии адми­нистрации Курской области); научный форум «Ломоносов» (на базе МГУ им. М.В. Ломоносо­ва); молодежный форум «Дружба без границ» (в Национальном образовательно-оздоро­вительном комплексе «Зубренок», Беларусь); «Диалог культур» (в Армении); Иссык-Кульские форумы молодых интеллектуалов (Кыр­гызстан) и другие. Ежегодно проходят слет «Дни молодежи Содружества» и Молодежный межпарламентский форум СНГ.

Московский государственный технологиче­ский университет — с 2016 года этот вуз обладает статусом базовой организации госу­дарств СНГ по работе с молодежью — учредил и уже дважды обеспечил проведение Форума молодежных организаций. Примеры можно продолжить: ежегодные заседания Клуба мо­лодых евразийских политиков, работа Школы высшего журналистского мастерства стран СНГ и Школы молодых ученых-историков, семинары для молодых парламентариев и лиде­ров молодежных общественных организаций и другие мероприятия.

Творческая молодежь имеет возможность продемонстрировать свои способности на всевозможных фестивалях и конкурсах. Осо­бое место здесь занимают конкурс на соис­кание Международной премии «Содруже­ство дебютов» (он проводится при поддерж­ке Межгосударственного фонда гуманитарно­го сотрудничества государств — участников СНГ), Молодежные Дельфийские игры госу­дарств — участников СНГ (проводятся во взаи­модействии с Международным Дельфийским комитетом), а также набирающий силу Меж­дународный молодежный проект «100 идей для СНГ», одной из задач которого является создание банка данных о новых идеях, пред­ставляющих практический интерес и значи­мость для социально-экономического разви­тия государств — участников СНГ, и об их ав­торах, поощрение совместных стартапов.

Расширяется практика создания студенческих трудовых отрядов, подписания соглашений о взаимном обмене студенческими отрядами, их совместной работе на объектах на террито­рии государств — участников СНГ. Например, совместные белорусско-российские студен­ческие отряды работали на Всебелорусской молодежной стройке — на строительстве Бе­лорусской АЭС, а также участвовали во Всероссийской молодежной стройке «Баваненково» в Ямало-Ненецком автономном округе.

Следует отметить, что значительное развитие в странах Содружества получило движение до­бровольческих (волонтерских) отрядов, в том числе благодаря реализации масштабных во­лонтерских программ в рамках таких меро­приятий, как XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в России, Европейские игры 2015 года в Азербайджане, Всемирные игры кочевников 2016 года в Кыргызстане, Всемирная зимняя универсиада 2017 года в Казахстане, XIX Все­мирный фестиваль молодежи и студентов в го­роде Сочи и ряд других. Этот опыт лег в основу проекта Концепции развития сотрудничества государств — участников СНГ о поддержке мо­лодежного волонтерского движения, который сегодня в целом одобрен Советом по делам мо­лодежи и в последующем может быть рассмот­рен высшими органами Содружества.

Уверен, новые перспективы для содержатель­ного общения молодежи стран Содружества откроются в процессе выполнения Плана ме­роприятий на 2018-2020 годы по реализа­ции Стратегии международного молодежно­го сотрудничества государств СНГ. В этом до­кументе намечен ряд новых совместных про­ектов: организация международных форумов сельской молодежи, молодых предпринима­телей, волонтеров, слеты студенческих отря­дов и многое другое.

 

В 2020 году народы государств Содружества будут праздновать 75-летие Победы совет­ского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Как в СНГ идет подготовка к этой дате?

Этому событию в рамках Содружества уде­ляется самое пристальное внимание. И это не случайно. Народы наших стран потеряли за годы войны десятки миллионов граждан. Среди погибших на полях сражений были воины всех национальностей. Память о Вели­кой Отечественной войне и общей Победе яв­ляется важным объединяющим и сплачиваю­щим фактором на просторах СНГ.

Подготовка к этой значимой дате в Содруже­стве Независимых Государств уже началась. На состоявшемся 11 октября 2017 года в Сочи саммите глав государств СНГ принято реше­ние объявить в Содружестве 2020 год Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В соответствии с этим решением Исполни­тельному комитету СНГ поручено на основе предложений государств-участников и соот­ветствующих органов СНГ подготовить и вне­сти в установленном порядке в 2018 году на рассмотрение Совета глав государств СНГ про­ект Плана основных мероприятий по подго­товке и празднованию 75-летия Победы в Ве­ликой Отечественной войне 1941-1945 годов. Этот проект уже разработан и направлен на согласование в государства-участники и ор­ганы Содружества. В ближайшее время будут проведены заседания экспертов по его до­работке и согласованию. Проект предусмат­ривает проведение совместных организаци­онных мероприятий, а также меры по уве­ковечению памяти защитников Отечества, социальной защите участников Великой Оте­чественной войны 1941-1945 годов и лиц, приравненных к ним.

 

Расскажите, пожалуйста, о том, что граж­дане государств-членов получили от созда­ния Содружества.

Содружество существует чуть более четверти века. За этот исторически небольшой промежуток времени сделано немало. Многосторонние соглашения, заключенные в начальный период существования СНГ, позволили в то сложное время обеспечить нормальную работу столь необходимых для повседневной жизни миллионов людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта, связи и энергетики, возможность беспрепятственного перемещения на постсоветском пространстве.

На сегодня в СНГ разработана солидная нор­мативно-правовая база и созданы работаю­щие механизмы сотрудничества в социаль­ной сфере. Например, в рамках Содружества в соответствии с положениями Соглашения об оказании медицинской помощи гражда­нам государств СНГ скорая и неотложная ме­дицинская помощь оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объ­еме на территории государства временного пребывания. Продолжает совершенствовать­ся нормативно-правовая база пенсионно­го обеспечения. Следует отметить, что мно­гие насущные вопросы, затрагивающие инте­ресы граждан СНГ, решаются на основе меж­государственных двусторонних договоров, заключаемых на взаимовыгодных условиях и позволяющих учитывать особенности каж­дой страны Содружества.

 

На площадке СНГ появились такие интегра­ционные объединения, как Союзное государство России и Беларуси, ОДКБ, Евразийский экономический союз. Какая роль сохраняет­ся за Содружеством и каковы перспективы его развития?

Вы совершенно справедливо отметили, что более тесные экономические объединения сформировались именно на площадке СНГ. Так, было образовано Евразийское экономи­ческое сообщество, а затем из него вырос Ев­разийский экономический союз, в который вошли пять из одиннадцати государств СНГ. Было создано Союзное государство двух стран Содружества — России и Беларуси.

Эти орга­низации возникли на базе СНГ в результате перехода ряда стран к более высокой степени интеграции. К такому переходу готовы пока не все государства СНГ. Поэтому Содружество востребовано и будет востребовано в обозри­мый период времени. В его рамках сформи­рована работоспособная система отраслевых органов и базовых организаций. Сложилась достаточно эффективная модель разнофор­матного и разноуровневого сотрудничества, демонстрирующая гибкость и избирательное участие в нем государств Содружества.

Хочу еще раз напомнить, что Содружество стало уникальной площадкой для постоян­ного откровенного и конструктивного ди­алога на высшем уровне. Это позволяет гла­вам одиннадцати государств СНГ в рабочем режиме оперативно решать многие сложные вопросы. Президенты стран Содружества не­однократно подтверждали востребованность организации и необходимость ее дальнейше­го развития и совершенствования. Так что по­тенциал СНГ далеко не исчерпан.

 

Назовите стратегию управления, которая наиболее близка Вашему мировосприятию.

Обратите внимание, какую трансформа­цию с ходом истории претерпело само слово «стратегия», какую многозначность приобре­ло. Ведь изначально оно означало лишь «ис­кусство полководца» и использовалось при­менительно к умению военачальников дости­гать масштабных целей и побеждать в войне. Но по мере развития человечества к людям приходило понимание того, что многие зада­чи можно гораздо успешнее решить без кро­вопролития, мирным путем. И слово «страте­гия» приобрело более широкий смысл, стало обозначением метода, позволяющего доби­ваться успеха в решении любой крупной мно­гоплановой задачи. Вот в этом значении слово «стратегия» мне гораздо ближе, поскольку Со­дружество сосредоточено на решении мир­ных созидательных задач. И не случайно один из основополагающих документов СНГ назы­вается «Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на пе­риод до 2020 года».

Этот комплексный документ был утвержден главами правительств стран СНГ в 2008 году. Он представляет собой систему согласован­ных государствами Содружества взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы со­циально-экономического развития для углу­бления межгосударственных экономиче­ских отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международ­ных экономических отношений.

Целью Стратегии яв­ляются придание до­полнительных им­пульсов экономи­ческому взаимодей­ствию государств Содружества, обе­спечение устойчи­вого развития, эко­номической безо­пасности, повыше­ние благосостояния и качества жизни населения на осно­ве синергетическо­го эффекта и эффек­та масштаба, конку­рентоспособности национальной эко­номики государств СНГ и укрепления их позиций в мировой хо­зяйственной системе.

Стратегией намечены три этапа. Первый (2009-2011 годы) и второй (2012-2015 годы) уже реализованы. В настоящее время идет ак­тивная работа по выполнению мероприятий в рамках заключительного, третьего, этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ. Важное место в этой совмест­ной работе занимают инновационная состав­ляющая, дальнейшее развитие торгово-эконо­мического сотрудничества, поступательное формирование рынка услуг и труда. Преду­смотрено углубление практических связей государств в области транспорта, энергетики, промышленности, агропромышленного ком­плекса, космоса, лесного хозяйства, инфор­мационно-коммуникационных услуг и связи. Определены ключевые элементы совершен­ствования валютно-финансовой сферы: обе­спечение устойчивости банковских систем, наращивание использования национальных валют во взаимных расчетах, развитие стра­ховой деятельности и иные меры.

По материалам пресс-службы Исполнительного комитета СНГ

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ