22.06.2018
Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики во исполнение Решения Совета безопасности Кыргызской Республики за №1 от 8 февраля 2018 года «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, надзорных и правоохранительных органах Кыргызской Республики» и Плана мероприятий по исполнению вышеуказанного Решения Совета безопасности Кыргызской Республики проведена определенная работа.
Так, рабочей группой изучено 2 тыс. 262 приостановленных и 1 тыс. 146 прекращенных уголовных дел за период 2010-2017 годы по должностным и экономическим преступлениям, а также преступлениям в сфере хищения государственной и муниципальной собственности. Данные дела были истребованы из Военной прокуратуры Кыргызской Республики, следственных органов внутренних дел, исполнения наказаний, национальной безопасности и борьбы с экономическими преступлениями.
По результатам изучения указанных уголовных дел дано 444 указания, отменены постановления о приостановлении следствия по 498 уголовным делам и 85 постановлений о прекращении уголовных дел.
По результатам расследования, в суд направлены 49 уголовных дел, отменены решения о приостановлении - 44, прекращены - 2.
Судами рассмотрены и вынесены решения по 3 уголовным делам. Из них 1 дело прекращено за примирением сторон, 1 дело прекращено за истечением срока давности и по 1 делу вынесен приговор с условным назначением наказания.
По выявленным нарушениям законности при расследовании и принятии решений по делу, органами прокуратуры внесено 22 представления и возбуждено 8 дисциплинарных производств, по которым на данный момент 15 сотрудников следственных подразделений правоохранительных органов привлечены к дисциплинарной ответственности.
Необходимо отметить, что работниками Генеральной прокуратуры республики проведено контрольное изучение всех приостановленных и прекращенных уголовных дел указанных категорий, с выездом в территориальные прокуратуры.
В ходе контрольной проверки всего изучено 1 тыс. 19 прекращенных и 1 тыс. 521 приостановленное уголовное дело, из них отменено 30 постановлений о приостановлении уголовных дел и 6 постановлений о прекращении, а также возбуждено 1 уголовное дело.
Основной причиной необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел служит длительное рассмотрение назначенных в ходе следствия экспертиз, таких как судебно-строительная, судебно-бухгалтерская и других, требующих проведения большого объема экспертно-исследовательских работ, что приводит к приостановлению следствия по уголовному делу до готовности результатов назначенной экспертизы, а в некоторых случаях к прекращению уголовного дела, в связи с истечением срока давности привлечения лица к уголовной ответственности.
Наряду с этим, причинами необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел явилось некачественное расследование и непринятие должных мер по раскрытию преступлений, а также большое количество дел, находящихся в производстве следователей правоохранительных органов республики.
Другими, не менее важными причинами, являются недостаточность количества следователей, что в сочетании с высокой нагрузкой отрицательно отражается на результатах работы. При этом отмечается слабая квалификация следователей, отсутствие опыта работы, что приводит к ненадлежащему, недобросовестному исполнению служебных обязанностей. Отсутствует тесное процессуальное взаимодействие следователей и оперативных служб, а также координация их действий со стороны руководителей правоохранительных органов. Кроме того, не осуществляется ведомственный контроль на должном уровне.
В целях разгрузки следователей, обеспечения полноты и объективности расследования, недопущения фактов незаконного приостановления, прекращения уголовных дел и их волокиты, прокуроры вынуждены передавать уголовные дела из одного органа в другой.
Также, проведена соответствующая работа по созданию единой базы данных в отношении лиц, осужденных за совершение должностных преступлений, в том числе связанных с коррупцией или хищением государственной и муниципальной собственности.
На сегодняшний день, на базе имеющегося локального программного обеспечения «Уголовной статистики», создан Реестр лиц, осужденных за совершение должностных преступлений, в том числе связанных с коррупцией или хищением государственной и муниципальной собственности. В данный реестр произведена выгрузка сведений из имеющейся электронной базы о преступности по всем уголовным делам вышеуказанной категории с 1996 года по 1-й квартал 2018 года, направленным в суд в порядке ст.239 УПК КР, которые составили более 15 тыс. единиц информации.
В настоящее время продолжается процесс формирования базы данных, куда поступают сведения из структурных подразделений Генеральной прокуратуры республики.
Кроме этого, 23 апреля 2018 года между Генеральной прокуратурой и Государственным учреждением «АйТи-сервис» при ГНС при Правительстве Кыргызской Республики заключено соглашение о безвозмездной разработке и внедрению автоматизированной информационной системы «Реестр осужденных лиц по должностным и коррупционным преступлениям».
Кроме этого, приказом Генерального прокурора республики за №16-п от 30 марта 2018 года внесены изменения в Кодекс профессиональной этики работников прокуратуры Кыргызской Республики в сторону ужесточения требований в части соблюдения морально-этических норм поведения.
Вместе с тем, Генеральной прокуратурой в целях предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений коррупционной направленности, правил безопасности дорожного движения, недопущения проникновения в служебные помещения органов прокуратуры Кыргызской Республики представителей преступных групп, пресечения утечки закрытой информации, а также в целях укрепления служебной дисциплины в органах прокуратуры Кыргызской Республики и повышения персональной ответственности работников прокуратуры, издан приказ за № 69-п от 19 декабря 2017 года «О мерах по укреплению служебной дисциплины и обеспечению безопасности в органах прокуратуры Кыргызской Республики».
В настоящее время работа продолжается.
По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики
https://www.prokuror.kg/news/3493-21-06-2018.html
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ