Генеральная прокуратура Республики Беларусь

07.07.2018

На заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией рассмотрены вопросы предупреждения рецидивной преступности и взаимодействия органов уголовного преследования

В Генеральной прокуратуре под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Александра Конюка состоялось 17-е заседание республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией. 

В мероприятии наряду с членами координационного совещания приняли участие заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Валерий Мицкевич, руководители министерств и ведомств, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, руководители подразделений Генеральной прокуратуры. Для участия в заседании прокуроров областей, города Минска, заместителей председателей облисполкомов и Мингорисполкома была организована  видеоконференцсвязь. 

На координационном совещании рассмотрены вопросы предупреждения рецидивной преступности и совершенствования взаимодействия органов прокуратуры, дознания и предварительного следствия на стадии досудебного производства. 

Во вступительном слове Александр Конюк сказал: «Требование Главы государства о том, что работа по профилактике правонарушений должна быть практической и действенной, остается неизменным... Выступающих прошу внести конкретные предложения, что нужно сделать для повышения эффективности системы мер профилактики правонарушений». 

Участники совещания заслушали доклады начальника управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов в деятельности органов дознания Салауди Абдул-Рашидовича Магамадова, начальника управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом Игоря Севрука, а также выступления Министра внутренних дел Республики Беларусь Игоря Шуневича, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь Ивана Носкевича, заместителя Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Андрея Втюрина. 

Координационное совещание отметило, что реализованный за последние годы субъектами профилактики комплекс мер позволил сократить количество зарегистрированных в 2017 году рецидивных преступлений на 7%, а лиц, их совершивших, – на 6%. 

Вместе с тем в 2017 году на 11,3% увеличилось число граждан, уклонявшихся от отбывания наказания в виде ограничения свободы, и осужденных за несоблюдение требований и уклонение от превентивного надзора.

Говоря об эффективности борьбы с рецидивной преступностью, участники совещания обратили внимание на наличие недостатков организационного характера и нарушений законодательства, допускаемых субъектами профилактической деятельности. 

По мнению членов координационного совещания, не отлажен обмен сведениями об освобождаемых лицах между администрацией исправительных учреждений и органами внутренних дел, а поступающая информация зачастую бывает неполной и запоздалой. 

Назрела необходимость ревизии форм и методов ведения профилактической работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, организации их занятости. Поднимался вопрос и о проблемах реабилитации лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. 

Признаны недостаточно эффективными мероприятия, направленные на трудоустройство освобождаемых лиц (в 2017 году – не более 15%), а также на контроль за легальностью источников их существования. Как следствие, 75,6% граждан из числа осужденных в 2017 году за рецидивные преступления не работали и не учились.

Для лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исправительной системы, практически в каждом районе республики решениями местных исполнительных и распорядительных органов созданы комнаты временного (ночного) пребывания. Однако в отдельных регионах они не были пригодны для проживания, либо отсутствовала реальная возможность заселения в них нуждающихся лиц. Центры временного пребывания лиц без определенного места жительства с отделениями по социальной адаптации лиц, имеющих судимость, созданы и функционируют в городах Минске, Витебске, Гродно, Могилеве, Бобруйске, Орше и Лиде. В них предоставляется комплекс социальных услуг, а также необходимая медицинская помощь. В то же время не всеми местными исполнительными и распорядительными органами созданы такие центры. 

Рассматривая вопрос о совершенствовании взаимодействия органов предварительного расследования на стадии досудебного производства, координационное совещание констатировало, что ранее принятые по инициативе Генеральной прокуратуры меры положительно сказались на качестве и оперативности рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, привели к значительному сокращению случаев их возвращения из следственных подразделений в органы дознания. 

Повышению эффективности взаимодействия при возбуждении и расследовании уголовных дел способствовало издание межведомственного постановления о порядке взаимодействия органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания и Государственного комитета судебных экспертиз в ходе досудебного производства. Вместе с тем практика его применения свидетельствует о необходимости дополнительной регламентации отдельных вопросов взаимодействия государственных органов. 

В деятельности Следственного комитета отмечается тенденция к увеличению сроков рассмотрения уголовных дел.

При наличии различных подходов прокуроров и следственных подразделений к оценке доказательств по уголовным делам прокурорам надлежит принимать такие уголовные дела к своему производству и расследовать их в полном объеме. 

По итогам обсуждения участники координационного совещания приняли решение, в котором определили для каждого ведомства перечень мер, направленных на противодействие рецидивной преступности и совершенствование механизмов взаимодействия всех заинтересованных.

По материалам Пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ