ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

07.02.2019

Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Александра Конюка состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры, на котором рассмотрели итоги работы за 2018 год и определили основные направления деятельности на 2019 год. 

В заседании приняли участие заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Андрей Втюрин, прокуроры областей, города Минска, директор Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры, начальники управлений и отделов надзорного ведомства, их заместители, иные работники прокуратуры. 

Во вступительном слове Александр Конюк отметил, что проведенная в координации с другими правоохранительными и государственными органами работа в целом способствовала сохранению позитивных тенденций в динамике и структуре преступности. 

Общее количество зарегистрированных преступлений в 2018 году в сравнении с 2017 годом сократилось на 2,9% (с 86 326 до 83 813), снизилось число тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств, умышленных тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей, краж. 

Снизилось на 18,5% число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних. 

В то же время зафиксирован незначительный рост числа хулиганств, а также изнасилований и насильственных действий сексуального характера. 

Больше детей погибло от внешних причин – утоплений, ДТП, пожаров. 

На 31% возросло число учтенных преступлений против интересов службы, что является одним из индикаторов эффективной работы правоохранительного блока по их выявлению и пресечению. 

«Статистика не всегда показательна. Можно много говорить о выполненной работе и цифрах, а результата не будет. Мы должны видеть конкретные проблемы и добиваться их решения», ‑ ориентировал Генеральный прокурор. 

Требует усиления надзор за соблюдением законодательства о земле в части сохранения площадей сельскохозяйственных угодий. Генеральная прокуратура выявила нарушения при реализации негосударственным предприятиям капитальных строений (сенохранилищ, складов) для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством. Впоследствии такие предприятия изменяли целевое назначение занятых объектами земельных участков. 

Распространены факты несоблюдения технологических регламентов изготовления сельскохозяйственной продукции в организациях АПК. При этом не во всех случаях им давали правовую оценку с устранением последствий нарушений, их причин и условий, а виновные возмещали причиненный вред. 

Вызывает обоснованную тревогу рост пожаров в республике в сравнении с 2017 годом на 14,9%, в которых больше на 4,7% погибло людей, на 43% уничтожено строений (1169) и на 25% единиц техники (405). Прокурорам рекомендовано обратить внимание на повышение ответственности в этой сфере не только инспекторов государственного пожарного надзора, но и собственников организаций. 

 

«В 2018 году во всех регионах наблюдалась неблагоприятная динамика роста количества несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом на производстве. Число погибших на рабочих местах увеличилось на 30%, тяжелых производственных травм – на 16%. Результаты расследования этих случаев показали, что более трети из них произошло по вине нанимателей, которые не создали работникам безопасные условия труда», ‑ сказал Александр Конюк. 

Следует тщательно прорабатывать региональные планы мероприятий по предупреждению правонарушений. Часто они дублировали мероприятия областных и республиканских программ, носили формальный характер, не учитывали актуальные для конкретного района проблемы. 

Работа органов принудительного исполнения была недостаточно эффективна, их компетентные должностные лица порой явно бездействовали – не контролировали взыскание долгов по исполнительным документам и своевременное поступление доходов, допускали иные нарушения законодательства. 

В целом прокуроры обеспечили надзор за законностью в ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, расследования уголовных дел. 

В то же время в сравнении с прошлым годом несколько ухудшилась оперативность их расследования. В 2018 году с превышением двухмесячного срока окончено 7 631 (7 156), или 15,8% (14,8%) от общего количества оконченных дел. 

Более чем в два раза ухудшился показатель возмещения ущерба по уголовным делам – с 56,7% до 26,6%. 

На 14,3% увеличилось число возвращенных прокурором уголовных дел для производства дополнительного расследования. 

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь органы прокуратуры продолжили работу по оптимизации избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В итоге количество лиц, к которым применили эту меру пресечения, снизилось в 2018 году: санкционировано 11 640 таких постановлений, что на 8,5% меньше, чем в 2017 году. 

При этом прокуроры в 2018 году 554 раза отказали следователям в даче санкции на применение меры пресечения в виде заключения под стражу. 

Органы прокуратуры поддержали государственное обвинение по 35241 уголовному делу (88,7% от всех рассмотренных судами). Каждое десятое дело рассмотрено в выездных судебных заседаниях. 

В апелляционном порядке по протестам прокуроров отменены и изменены судебные решения по уголовным делам в отношении 2 735 лиц, по протестам прокурора в порядке надзора – 817 лиц. 

В связи с введением в гражданский процесс стадии апелляционного производства прокуроры в 2018 году сконцентрировали усилия на проверке законности и обоснованности судебных постановлений по наиболее важным и социально значимым категориям гражданских дел, среди которых споры, связанные с утратой права на жилое помещение, трудовые споры, жалобы на действия должностных лиц. 

Органы прокуратуры во взаимодействии с командованием Вооруженных Сил, иных войск и воинских формирований приняли ряд мер, цель которых – поддержать боевую готовность войск, укрепить дисциплину среди военнослужащих, повысить уровень безопасности военной службы, обеспечить сохранность вооружения, техники и иного имущества. 

 

В обращении к участникам коллегии Андрей Втюрин подчеркнул: «Одним из приоритетов работы прокуратуры является координация деятельности правоохранительных и государственных органов по борьбе с преступностью, коррупцией и иными правонарушениями. Именно прокуроры посредством надлежащего прокурорского надзора обязаны требовать от местных исполнительных и распорядительных органов, органов внутренних дел, органов военного управления, других субъектов профилактики проведения глубокого, системного анализа причин и условий, способствующих правонарушениям и распространению коррупции, наркомании, алкоголизма, а также своевременно требовать устранения этих причин и условий». 

Итоги работы органов прокуратуры за 2018 год и основные направления деятельности в 2019 году закреплены решением коллегии. 

В завершение мероприятия Александр Конюк поблагодарил прокурорских работников за службу и поощрил отдельных сотрудников. 

До заседания коллегии Александр Конюк пообщался с журналистами и ответил на их вопросы.

 

По материалам Пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ