ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19.02.2019

Пять лет в стране функционирует единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. Исполнительное производство выведено из сферы судебной власти и передано в систему Министерства юстиции. 

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что несмотря на принятые организационные меры уровень реального взыскания по исполнительным документам остается невысоким, выявляются волокита и иные нарушения. 

Принимая во внимание сложность и многогранность надзора за исполнением законодательства на стадии исполнения различных решений, в 2018 году в Генеральной прокуратуре за счет внутренних резервов отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний преобразован в управление по надзору за соблюдением законодательства органами уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. 

В текущем году Генеральный прокурор издал ведомственный приказ, обновляющий алгоритм надзора за соблюдением законодательства при исполнении исполнительных документов. 

Учитывая, что на стадии исполнения происходит реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов, прокурорами изучаются актуальные и проблемные вопросы, отрицательно влияющие на полноту исполнения, реальное взыскание денежных сумм, возможные способы их решения либо требующие урегулирования на ведомственном или законодательном уровне. 

Прокуратурой реализуется комплексный подход к решению задач в данной сфере – осуществляется надзор за исполнением документов, принятых государственными органами, прежде всего судом, а также принудительным исполнением не только в отношении судебных постановлений, но и иных исполнительных документов (исполнительные надписи, удостоверения комиссий по трудовым спорам и др.). В поле зрения прокуроров работа как органов принудительного исполнения, так и государственных органов-взыскателей, всех участников исполнительного производства. 

К примеру, с 21 апреля 2014 года отделом принудительного исполнения Октябрьского района города Гродно ведется исполнительное производство о взыскании с гражданина Л. в пользу государства причиненного преступлением ущерба в сумме более 40 млн рублей, а также ряд исполнительных производств о взыскании с этого гражданина денежных средств в интересах различных лиц. 

В ходе проверки материалов Генеральной прокуратурой установлены факт бездействия финансового органа в части обращения взыскания на денежные средства должника и отсутствие необходимого контроля со стороны отдела принудительного исполнения. 

Ранее при производстве по уголовному делу в рамках исполнения международной просьбы правоохранительными органами Литвы наложено ограничение права собственности на электронные денежные средства гражданина Л. в сумме более 150 тыс. долларов США. 

По требованию прокуратуры главным финансовым управлением Гродненского облисполкома организована работа по признанию на территории Литвы решения суда Беларуси и обращению взыскания на денежные средства Л.

В целях своевременного обращения исполнительных документов к исполнению прокуроры опротестовывают незаконные постановления, неправомерные действия (бездействия) судебных исполнителей, руководителей органов принудительного исполнения, применяют иные меры прокурорского реагирования. Проверяют правильность и полноту принимаемых судебными исполнителями решений на всех стадиях исполнительного производства.

 

По материалам Пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

 

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ