ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.09.2020

Работа с обращениями граждан является важнейшей составной частью правозащитной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, направленной на охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка на территории России.

В 1 полугодии 2020 года в органы прокуратуры Российской Федерации поступило более 2 млн 330 тыс. обращений, что на 3,8% меньше показателя аналогичного периода 2019 года.

Поводами для обращения в органы прокуратуры являются, как правило, нарушения трудовых, жилищных прав, права на благоприятную окружающую среду, земельного законодательства, законов о несовершеннолетних, исполнительном производстве, в сфере законодательства об административных правонарушениях.

Особое внимание в работе с обращениями уделено социально незащищенным категориям населения: ветеранам, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям и малоимущим гражданам. Прокуроры на постоянной основе проводят выездные приемы в социальных учреждениях, консультируют по правовым вопросам, принимают меры для защиты их прав.

Прокурорами повсеместно выявлялись нарушения прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и инвалидов, на обеспечение жильем, жизненно необходимыми лекарственными препаратами, средствами реабилитации.

В год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне особое внимание уделялось восстановлению нарушенных прав инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны.

От предпринимателей в органы прокуратуры поступило 4 735 жалоб. Наибольшее количество названной категории обращений приходится на Приволжский федеральный округ.

Прокурорами выявлялись нарушения прав субъектов малого и среднего бизнеса в виде создания административных барьеров предпринимательской деятельности со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необоснованного отказа в предоставлении государственных услуг, нарушения требований закона при проведении проверок, инициировано привлечение виновных к административной и уголовной ответственности.

Прокурорами приняты меры к устранению ограничения конкуренции на участие в регулярных перевозках пассажирским транспортом.

Значительная часть обращений предпринимателей касалась вопросов нарушения прав на получение мер государственной поддержки в связи с введением ограничительным мер в рамках борьбы с пандемией коронавируса.

Как и в предыдущие годы практиковалось проведение встреч с субъектами предпринимательской деятельности.

Прокурорами выявлено 22,5 тыс. нарушений при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, а также более 9 тыс. нарушений при производстве следствия и дознания по уголовным делам.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в условиях борьбы с распространением коронавируса, прокурорами обеспечено соблюдение прав граждан на личное обращение в органы прокуратуры посредством приема обращений через Интернет-приемные органов прокуратуры Российской Федерации.

Руководителями прокуратур принимаются действенные меры, направленные на повышение уровня доступности органов прокуратуры для населения.

В целях оперативного принятия мер прокурорского реагирования при осуществлении правозащитных функций практически во всех регионах страны созданы и успешно функционируют мобильные и временные приемные руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации.

К примеру, во временную приемную прокуратуры Амурской области по вопросам защиты прав граждан, пострадавших от наводнения, обратилось более 1,6 тыс. человек, принято 1,3 тыс. заявлений, из которых почти 1 тыс. удовлетворены. По вопросам предотвращения распространения коронавирусной инфекции по организованным прямым линиям принято более 160 граждан, получено 154 письменных и устных обращений, из них 28 удовлетворены с принятием мер прокурорского реагирования.

Руководством прокуратур Алтайского, Забайкальского, Пермского краев, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Новгородской, Свердловской, Тамбовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Чукотского автономного округа на системной основе осуществлялся прием граждан в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.

Получила распространение практика приема инициативных групп граждан – участников долевого строительства жилья.

Показал свою востребованность прием граждан на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожных и морских вокзалах, аэропортах, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, непосредственно в местах таможенного оформления и других местах, связанных с массовым пребыванием людей.

В апреле и мае текущего года сотрудниками аппарата Северо-Западной транспортной прокуратуры и Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры личные приемы граждан велись в аэропорту «Пулково» в связи с прибытием российских граждан с территории иностранных государств. Так, за разъяснением прав пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, а также санитарно-эпидемиологического законодательства к сотрудникам Северо-Западной транспортной прокуратуры обратилось более 150 граждан.

Байкальским транспортным прокурором организован прием граждан в пассажирских поездах с информированием пассажиров по громкой связи о проводимом приеме.

Коснулись изменения и сферы организации приемов в органах прокуратуры. В новых условиях борьбы с распространением коронавируса требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности стали строго обязательны.

Прокурорами республик Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Забайкальского, Пермского краев, Вологодской, Ивановской, Свердловской областей, г. Москвы и других регионов доступность обращений граждан в органы прокуратуры реализуется путем организации общения с населением по выделенным номерам телефона доверия, горячей линии.

Прием граждан в режиме видеоконференцсвязи и видеосвязи практикуется в большинстве прокуратур субъектов Российской Федерации.

В первом полугодии текущего года на личном приеме руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации принято 760 граждан, в том числе с выездом в регионы, по заявлениям которых организованы проверки.

Органы прокуратуры Российской Федерации продолжают активную деятельность по рассмотрению обращений и жалоб граждан, обеспечивая контроль за всесторонней проверкой доводов заявителей.

По материалам Пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ