ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.01.2021

С учетом важности создания в стране благоприятных условий для ведения бизнеса прокуроры внимательно следят за надлежащей реализацией национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – национальный проект).

Прокурорского вмешательства потребовали факты нарушения должностными лицами органов власти и местного самоуправления закона и прав хозяйствующих субъектов практически на всех этапах осуществления данного проекта.

В 2020 году прокурорами выявлено более 2 тыс. нарушений, в целях их устранения и восстановления прав и законных интересов предпринимателей внесено более 750 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 500 виновных лиц, опротестовано почти 200 незаконных нормативных правовых актов, в суд предъявлено 16 исковых заявлений, 35 лиц предостережены о недопустимости нарушения закона, по направленным материалам в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации возбуждено более 25 уголовных дел.

Особое внимание уделялось выявлению и устранению барьеров нормативного характера. По протестам прокуроров в соответствие с законом приведено около 160 нормативных актов, из которых исключены обременительные для хозяйствующих субъектов обязанности, избыточные требования и другие дефекты правового регулирования.

По инициативе прокуратуры Курской области из нормативных правовых актов областной администрации о порядке предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий (грант «Агростартап») и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам исключена незаконно возложенная на предпринимателей обязанность по прохождению конкурсных процедур в органе местного самоуправления для получения возможности обращения в региональный комитет агропромышленного комплекса за получением поддержки.

В Воронежской, Новгородской и Ульяновской областях прокурорское реагирование понадобилось для устранения нарушений бюджетного законодательства, связанных в том числе с неосвоением лимитов денежных средств, неэффективным их расходованием и отсутствием финансирования при реализации национального проекта.

В Забайкальском и Красноярском краях, Самарской области прокурорами принимались меры в связи с недостижением целевых показателей национального проекта или искусственным их увеличением.

Средствами прокурорского надзора обеспечивалось восстановление прав хозяйствующих субъектов в связи с допущенными чиновниками нарушениями порядка оказания финансовой поддержки. Пресекались факты незаконных отказов в предоставлении предпринимателям займов.

Так, по инициативе прокуратуры Челябинской области региональным подразделением одного из банков реструктурирована текущая кредитная задолженность предпринимателя, которому отказано в субсидировании процентной ставки с отсрочкой основного долга, несмотря на осуществление им видов деятельности, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

По требованию прокуратуры Республики Саха (Якутия) министерством предпринимательства, торговли и туризма республики принято решение о предоставлении без повторного прохождения отбора субсидии предпринимателю, которому ранее Фондом развития предпринимательства Республики Саха (Якутия) незаконно отказано в ее выдаче.

В Чеченской Республике и Пензенской области благодаря принципиальной позиции прокуроров пресечены преступные деяния чиновников при реализации национального проекта и инициировано их уголовное преследование.

Например, по материалам прокуратуры Пензенской области возбуждено уголовное дело в отношении заместителя председателя Правительства Пензенской области – министра сельского хозяйства по части 4 статьи 159 (мошенничество) Уголовного кодекса Российской Федерации по фактам хищения бюджетных средств в особо крупном размере, предоставленных сельскохозяйственному производственному кооперативу в рамках мероприятий национального проекта. Несмотря на то, что кооператив не соответствовал требованиям, предъявляемым к получателям субсидий, приказами указанного должностного лица ему предоставлена такая субсидия в размере 2,9 млн. рублей.

Работа по надзору за исполнением федерального законодательства при реализации национального проекта продолжается.

По материалам Пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ