ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.08.2021

В первом полугодии 2021 года прокуроры, реализуя полномочия, предоставленные федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», охватили антикоррупционной экспертизой почти 500 тысяч нормативных правовых актов. Было выявлено 36 тыс. нормативных правовых актов, содержавших свыше 33 тыс. коррупциогенных факторов. С целью их исключения прокурорами внесено 2,5 тыс. требований, принесено 33 тыс. протестов, направлено 37 исков (заявлений) в суды, внесено более 600 представлений и направлено 52 информации.

В результате проделанной работы исключены свыше 32 тыс. коррупциогенных факторов, что свидетельствует о высокой эффективности принимаемых прокурорами мер по проведению антикоррупционной экспертизы.

Наиболее часто выявлялись такие коррупциогенные факторы, как отсутствие или неполнота административных процедур (12,3 тыс.), широта дискреционных полномочий (8,7 тыс.), принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (7 тыс.), выборочное изменение объема прав (4,9 тыс.), нормативные коллизии (4,2 тыс.).

Так, коррупциогенные факторы были выявлены по результатам экспертизы приказа Росрыболовства от 25 октября 2018 года № 635 «Об утверждении Порядка принятия Федеральным агентством по рыболовству решения, предусмотренного подпунктами «б», «в» или «д» пункта 7(1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233».

Пунктом 1 названного Порядка установлена процедура принятия Федеральным агентством по рыболовству решения о возможности внесения от имени Российской Федерации исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или права использования результата интеллектуальной деятельности в уставный капитал государственной корпорации, уставный фонд федерального государственного унитарного предприятия, а также в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества или складочный капитал хозяйственного партнерства, более 50 процентов акций которого принадлежат Российской Федерации. Вместе с тем условия и основания принятия такого решения соответствующей комиссией Порядком не определены.

Отсутствие или неопределенность условий и оснований принятия решения является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 (широта дискреционных полномочий) методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Прокуратурой Тамбовской области проведена антикоррупционная экспертиза постановления администрации Тамбовской области от 1 февраля 2017 года № 75 (с изменениями от 18 марта 2021 года) «Об утверждении правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области». Выявлена не только широта дискреционных полномочий, но и «отсутствие или неполнота административных процедур», предусмотренные подпунктом «ж» пункта 3 указанной методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Так, согласно п. 2.4 правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе «несоблюдение условий предоставления субсидий является одним из оснований для отказа в ее предоставлении». При этом четкие ссылки на несоблюдение конкретных норм отсутствовали.

Помимо этого, согласно п. 4.2 правил, в случае установления управлением сельского хозяйства области или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных правилами и соглашением о предоставлении субсидии, управление направляет получателю требование о возврате субсидий в бюджет Тамбовской области. Однако срок направления названного требования правилами не был предусмотрен.

Аналогичные недостатки содержались также и в иных правилах предоставления субсидий, утвержденных названным постановлением.

Во всех приведенных случаях внесены акты прокурорского реагирования, которые рассмотрены и удовлетворены. Указанными органами проводится работа по исключению из документов выявленных коррупциогенных факторов.

В целях недопущения наличия в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокуроры продолжают работу по изучению их проектов. Так, в первом полугодии 2021 года изучено почти 500 тыс. проектов нормативных правовых актов, в 14 тыс. из них выявлено более 18 тыс. коррупциогенных факторов.

Для их исключения направлено около 13 тыс. информаций. В результате вмешательства органов прокуратуры из 11 тыс. проектов исключено свыше 15 тыс. коррупциогенных факторов.

Органами прокуратуры будет продолжена работа по исключению коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов и их проектов.

 

По материалам Пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ