СЕКРЕТАРИАТ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

21.02.2024

Исполнительный секретарь КСГП СНГ Зимин В.П. принял участие в международной конференции «Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ: общие принципы и национальные интересы», которая состоялась 20 февраля 2024 года в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце – штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, в рамках VIII Санкт-Петербургского международного форума труда.

Форум организован Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ (МПА СНГ), Правительством Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным университетом, КВЦ «Экспофорум» при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В конференции приняли участие представители МПА СНГ, парламентов и профильных министерств государств – участников СНГ, научно-образовательных учреждений, в том числе представитель Университета прокуратуры Российской Федерации – проректор-директор НИИ Университета, руководитель рабочей группы Научно-методического центра КСГП СНГ Жубрин Р.В., эксперты, а также представители международных организаций в сфере миграции.

На конференции обсуждены вопросы миграционной политики государств Содружества, а также основные изменения, которые планируется внести в Концепцию общего миграционного пространства стран СНГ, принятую МПА СНГ в 2012 году.

Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Кобицкий Д.А. в своем приветствии участникам конференции отметил, что Ассамблея приступает к большой работе по подготовке новой редакции Концепции общего миграционного пространства государств СНГ, которая будет соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, выражать интересы всех стран Содружества.

Зимин В.П. выступил на конференции с докладом на тему «Противодействие правонарушениям в сфере миграции как составляющая часть обеспечения общего миграционного пространства государств – участников СНГ». В ходе выступления он, в частности, призвал учитывать при подготовке новой редакции Концепции способы борьбы с нелегальной миграцией, потому что это взаимодействующие факторы, а также призывал к синергетическому взаимодействию, чтобы объединить усилия не только профильных органов стран СНГ, но и других международных организаций, таких как ШОС, ЕврАзЭС и ООН (тезисы доклада прилагаются ниже).

Жубрин Р.В. выступил на конференции с докладом на тему «Противодействие нелегальной миграции в России».

Прозвучал ряд других докладов, посвященных формам обеспечения ответственности бизнеса за процессы и результаты целевой трудовой миграции, преодолению барьеров при привлечения иностранной рабочей силы на российский рынок труда, противодействию нелегальной миграции и другим вопросам.

По результатам мероприятия приняты Итоговые рекомендации конференции.

 

Тезисы выступления Исполнительного секретаря КСГП СНГ Зимина В.П. на конференции «Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ: общие принципы и национальные интересы»

(г. Санкт-Петербург, 20 февраля 2024 г.)

 

Тема:«Противодействие правонарушениям в сфере миграции как составляющая часть обеспечения общего миграционного пространства государств – участников СНГ».

«При обсуждении подходов к выработке новой Концепции общегомиграционного пространства государств – участников Содружества Независимых Государств нельзя абстрагироваться от рассмотрения и решения вопросов противодействия незаконной миграции (причем как внутри Содружества, так и в третьи государства и из третьих государств через территорию Содружества).

И хотя, думаю, было бы неправильным говорить, что легальная миграция и незаконная миграция являются сторонами одной медали, но между ними имеются определенные существенные связи.

В современном мире нелегальная миграция стала устойчивым и масштабным явлением, влекущим серьезные вызовы и угрозы для национальной безопасности и правопорядка многих государств.

Они заключаются, в частности, в следующем:

1) угроза безопасности государству, геополитическим интересам и международному имиджу;

2) расширение масштабов теневой экономики, обострение ситуации на рынке труда;

3) усиление социальной напряженности и ксенофобии, осложнение криминогенной ситуации;

4) использование неконтролируемых миграционных процессов и каналов незаконной миграции международными террористическими и экстремистскими организациями, а также спецслужбами иностранных государств для ведения различного рода противоправной деятельности, затрагивающей вопросы безопасности конкретного государства, общества и населения.

При этом нелегальная миграция все больше оказывается под контролем международной организованной преступности, связанной с торговлей людьми, наркоторговлей, терроризмом и другими особо опасными видами преступлений.

Эта проблема коснулась и большинства государств – участников СНГ. Потоки незаконных мигрантов способствуют осложнению политической, экономической, социальной и криминогенной обстановки в странах Содружества.

Можно говорить и об угрозах серьезных миграционных кризисов вблизи Содружества и даже на его границах. Примером последнего являются события 2021 года, когда государства-члены Европейского союза продемонстрировали неспособность справиться с неконтролируемыми потоками беженцев из Афганистана, Ирака, Сирии и ряда других стран, стремившихся прорваться на «обетованную» для них территорию Евросоюза через границу Беларуси с Польшей. Страны Прибалтики, Норвегия и Финляндия, отказываясь от сотрудничества с Белоруссией и Россией, могут в недалекой перспективе получить подобные миграционные кризисы и на своих границах.

Как отмечается, в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622:

«За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов. Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, возникший в 2014 - 2015 годах, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.».[1]

Следует отметить, что в рамках СНГ был принят ряд серьезных актов, имеющих целью противодействие незаконной миграции. В частности, можно отметить такие документы, как Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции (2004 г.), Заявление глав государств-участников Содружества Независимых Государств об активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией (2006 г.), Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией (2009 г.).

Заключены 2 профильных международных договора: Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.; для содействия в его выполнении на сессионной основе действует Совместная комиссия) и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (2010 г.).

Однако угрозы, связанные с миграцией, выросли в разы после вывода с территории Афганистана в августе 2021 года войск международной коалиции во главе с США и захвата власти в этой стране исламистским радикальным религиозно-политическим военизированным движением «Талибан».

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что острый военно-политический, социально-экономический и гуманитарный кризис в Афганистане предопределяет как на сегодня, так и на кратко-, средне- и, скорее всего, на долгосрочную перспективу высокие риски значительного потока легальных и  нелегальных мигрантов, в т.ч. в страны СНГ, а также многократно усиливает уровень террористических и других криминальных угроз

В отношении стран СНГ следует ожидать потоки миграции как непосредственно через границу Афганистана с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном (северный маршрут), так и через Иран и Турцию в Закавказье, Молдову, Украину и Россию (южный маршрут). Наиболее уязвимым в этом плане является Таджикистан, на границе которого со стороны Афганистана, по имеющимся данным, сосредоточено большое количество боевиков движения «Талибан», среди которых много этнических таджиков.

Применительно к пространству СНГ тревожная ситуация в этой сфере сохраняется, прежде всего в связи со все еще нестабильным положением в Афганистане (которое, по нашим оценкам, будет таковым еще долгое время). События на Украине добавляют напряженности.

Таким образом, сложившаяся обстановка требует принятия серьезных мер по укреплению безопасности стран СНГ как со стороны компетентных национальных органов, так и со стороны заинтересованных органов Содружества, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также ООН и Шанхайской организации сотрудничества. Это позволило бы добиться получения синергетического эффекта усилий заинтересованных международных государств.

С учетом этого Совет глав государств СНГ 15 октября 2021 г. принял заявление о развитии сотрудничества в сфере миграции. В документе, в частности, указывается на необходимость обеспечения безопасности государства и общества в миграционной сфере в условиях распространения террористической и экстремистской угроз.

В заявлении также содержится призыв продолжить совместную работу по расширению сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции, торговле людьми и связанным с ней преступлениям в соответствии с законодательством и международными обязательствами государств – участников СНГ.

Безусловно, выработка эффективной системы противодействия нелегальной миграции на пространстве СНГ – это одна из приоритетных задач, поскольку необходимо обеспечить комплексное правоохранительное воздействие на миграционную обстановку и связанные с ней угрозы в странах Содружества.

Представляя Секретариат Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ, не могу не отметить важную роль в противодействии незаконной миграции прокуратур государств – участников Содружества.

С учетом компетенций, определенных национальными законодательствами, органы прокуратуры стран Содружества обеспечивают надзор за исполнением законодательства в сфере миграции, в том числе за соблюдением прав мигрантов. Очевидно, однако, что им следует повысить эффективность своего участия в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконной миграции, а также в международном правовом сотрудничестве по противодействию преступлениям и административным правонарушениям в этой сфере.

Поскольку в ряде государств – участников СНГ в последние годы органы прокуратур лишены функций общего надзора (в т.ч. за законностью в сфере противодействия незаконной миграции) и координации антикриминальной деятельности правоохранительных органов, они задействуют имеющиеся у них полномочия по другим направлениям противодействия незаконной миграции и связанным с ней угрозами национальной безопасности, правопорядку и правам человека.

Несомненно, что необходимо совершенствовать взаимодействие между прокуратурами государств – участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции. И для этих целей хорошей площадкой является Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ.

Так, на заседании Координационного совета, которое прошло в городе Нур-Султане (Казахстан) 23 сентября 2022 г., Председателем Координационного совета, Генеральным прокурором Российской Федерации Красновым И.В. было дано поручение Исполнительному секретарю КСГП о проработке дополнительных мер по обеспечению защищенности территорий государств – участников СНГ от проникающих под видом беженцев из Афганистана террористов, наркоторговцев и иных преступных элементов.

Во исполнение поручения Секретариатом КСГП были проанализированы предложения генеральных прокуратур государств-участников, а также органов СНГ, координирующих сотрудничество в отдельных сферах обеспечения безопасности и  правопорядка.

Секретариатом КСГП СНГ проведены анализ и обобщение представленных предложений, основная суть которых заключается в  укреплении взаимодействия между национальными компетентными органами и координирующими профильными органами Содружества, обмене опытом и  информацией по противодействию незаконной миграции, усилении пограничного и таможенного контроля и оперативно-розыскной работы на этом направлении, обновлении и  модернизации правовой базы сотрудничества, создании специализированной межгосударственной базы данных в отношении беженцев из Афганистана. При этом следует отметить, что реализация значительной части этих предложений не относится к  непосредственной компетенции органов прокуратуры.

Секретариатом КСГП СНГ разработан и согласован с Председателем Координационного совета ряд предложений по исполнению его поручения. Некоторые из них уже находятся в стадии реализации.

В частности, 5 июля 2023 г. КСГП СНГ принял решение о проведении в 2023-2025 гг. трех совместных научных исследований, в т.ч. по теме «Деятельность прокуратур государств – участников Содружества Независимых Государств по противодействию незаконной миграции» (головной исполнитель: Университет прокуратуры Российской Федерации; формы завершения исследований: монография и практические рекомендации).

По линии Координационного совета также проводится разработка проекта Соглашения генеральных прокуратур государств – участников СНГ о сотрудничестве по вопросам противодействия незаконной миграции. Кроме того, организована подготовка проекта модернизированного с учетом новых вызовов и угроз Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма (2006 г.).

Оба соглашения планируется подписать на следующем заседании КСГП СНГ в Ереване осенью 2024 года.

Координационным советом также начата работа по модернизации договорной базы СНГ по осуществлению правового сотрудничества по уголовным делам.

Необходимо также продолжить работу по сближению (гармонизации и унификации) законодательства государств-участников СНГ по противодействию незаконной миграции.

Хотелось бы обратить внимание на работу в этом направлении Парламентской Ассамблеи ОДКБ, в рамках которой в настоящее время разрабатывается проект Концепции миграционной безопасности государств - членов ОДКБ. В основу проекта Концепции положены результаты комплексного научного анализа теории и практики правового регулирования миграции населения в государствах – членах ОДКБ в контексте противодействия рискам, вызовам и угрозам национальной безопасности.

В ОДКБ также готовится проект Рекомендаций по гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ в сфере борьбы с незаконной миграцией. В проекте Рекомендаций особое внимание уделяется практике межпарламентского взаимодействия по вопросам согласования внутригосударственных подходов к решению проблем противодействия отдельным видам преступлений в условиях совершенствования правового регулирования миграции населения.

Представляется необходимым учесть этот опыт при подготовке таких документов и в СНГ.

Вместе с тем, на наш взгляд, складывающаяся ситуация в военно-политической, социально-экономической и гуманитарной сферах, наличие высоких рисков, вызванных потоками легальных и нелегальных мигрантов, и повышения уровня связанных с этим террористических и других криминальных угроз, вызывает необходимость в консолидации и координации усилий в противодействии незаконной миграции на пространстве СНГ, в т.ч. в плане разработки и принятия дополнительных и, при необходимости, скоординированных мер по обеспечению защищенности территорий государств – участников Содружества от проникающих под видом беженцев террористов, наркоторговцев и иных преступных элементов.

В этих целях в 2023 году Секретариат КСГП СНГ инициировал вопрос о проведении под эгидой Исполкома СНГ совещания руководителей органов отраслевого сотрудничества СНГ, в компетенцию которых прямо или косвенно входит реализация задач в области противодействия незаконной миграции.

В СНГ более 10 таких отраслевых органов. К ним следует, в частности, отнести Совет руководителей миграционных органов, Совет министров внутренних дел, Антитеррористический центр, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, Совет руководителей подразделений финансовой разведки, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Совет министров юстиции.  

Полагаем, что с целью получения синергетического эффекта на площадке предлагаемого совещания можно было бы обсудить актуальные вопросы борьбы с незаконной миграцией, прежде всего связанных со сложной обстановкой в Афганистане, с целью разработки дополнительных мер по укреплению противодействия незаконной миграции, которые можно было бы принять в рамках заинтересованных профильных органов СНГ по обеспечению сотрудничества в сфере правопорядка и безопасности.

Результатом такого совещания могло бы стать его решение, содержащее поручения заинтересованным отраслевым органам СНГ о реализации дополнительных организационно-практических мер по укреплению противодействия незаконной миграции, обеспечению защищенности территорий государств - участников СНГ от проникновения из Афганистана, Украины и других государств террористов, наркоторговцев и иных преступных элементов, в том числе под видом беженцев.

Завершая свое выступление, обращаюсь к участникам конференции с просьбой поддержать предложение о включении в ее рекомендации положения о необходимости проведения в 2024 или 2025 году под эгидой Исполнительного комитета СНГ совещания руководителей органов отраслевого сотрудничества СНГ, в компетенцию которых входит реализация задач в области противодействия незаконной миграции, в целях консолидации и координации усилий в противодействии незаконной миграции на пространстве Содружества.

На мой взгляд, при подготовке новой редакции Концепции общегомиграционного пространства государств – участников СНГ следует учитывать и отразить в ней взаимосвязи и взаимозависимости с вопросами борьбы с незаконной миграцией. После этого, как представляется, надо бы подумать и о подготовке актуализированной редакции Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции (все-таки с принятия действующей прошло 20 лет).

Благодарю за внимание!»

[1] Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.10.2018).

 

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ