01.08.2016
29 июля 2016 года, под
председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось
заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященное
итогам работы органов прокуратуры в первом полугодии в 2016 году и определению
задач по укреплению законности и правопорядка в во втором полугодии 2016 года.
В нем приняли участие представители Администрации
Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации,
представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации,
руководители подразделений и работники центрального аппарата Генеральной
прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, прокуроры
субъектов Российской Федерации в Центральном федеральном округе, военные
прокуроры окружного звена.
Мероприятие прошло в формате видеоконференцсвязи с
управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах
(гг. Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Пятигорск, Ростов-на-Дону,
Санкт-Петербург и Хабаровск).
Открыл заседание Генеральный прокурор Российской Федерации
Юрий Чайка. Он сообщил, что прежде всего усилия прокуратуры направлялись на
сферы, от укрепления правопорядка в которых зависит качество жизни людей, их
благополучие и безопасность, а также защита государственных интересов.
Вступительное слово
Уважаемые коллеги!
В марте текущего года с участием
Президента России В.В. Путина при подведении итогов деятельности органов
прокуратуры за 2015 год были определены приоритетные задачи на текущий период.
В первом полугодии прокурорами набран
определенный темп работы по их исполнению.
Прежде всего, наши усилия направлялись
на сферы, от укрепления правопорядка в которых зависит качество жизни людей, их
благополучие и безопасность, а также защита государственных интересов.
Требовала постоянного участия
прокуроров ситуация в сфере оплаты труда. В результате внесенных актов
реагирования погашена задолженность по заработной плате на сумму 13,5 млрд.
руб.
Пресекались нарушения прав
несовершеннолетних, в том числе находящихся в интернатных учреждениях,
необеспечения средствами реабилитации инвалидов, лекарствами – льготников,
завышения цен на жизненно важные медпрепараты.
Надзорная деятельность была
сосредоточена на исполнении законов в жилищном строительстве, в сфере
землепользования, лесной отрасли, принятии региональными властями действенных
мер к улучшению состояния автодорог.
Проводимые прокурорами выездные приемы
и «горячие линии» позволили в основном оперативно решать проблемы в сфере
защиты прав предпринимателей, в том числе в вопросах оказания господдержки,
избавления от избыточного административного давления и открытости сведений о
проверках.
Значительная работа осуществлена по
укреплению правопорядка в оборонно-промышленном комплексе.
С участием транспортных прокуроров
таможенными, правоохранительными и контролирующими органами выявлено и изъято
свыше 5 тыс. тонн санкционных товаров, незаконно ввезенных в Россию.
Координационными мерами существенно
активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с
коррупционными преступлениями, особенно с наиболее опасными их видами.
Реализован комплекс мероприятий по
противодействию экстремистским и террористическим проявлениям.
Вместе с тем хотел бы остановиться на
ряде важных моментов, вытекающих из поручений руководства страны, анализа
текущей социально-экономической обстановки и надзорной практики.
Трагедия
в лагере в Республике Карелия высветила комплекс острых проблем. Во исполнение
поручения Главы государства прокуроры должны обратить самое пристальное
внимание на соблюдение прав детей на отдых, охрану их жизни и здоровья,
профессиональную подготовку воспитателей и вожатых.
Не всегда принимаются исчерпывающие
меры по фактам отставания в темпах проведения капремонта домов, переселения
граждан из аварийного жилья.
Более эффективным должно быть
реагирование прокуроров на случаи аффилированности госчиновников с
подконтрольными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Не проявляется достаточной принципиальности при рассмотрении ходатайств
органов дознания и следствия о применении ареста в качестве меры пресечения к
лицам, совершившим нетяжкие преступления, продлении им срока содержания под
стражей, вследствие чего многие СИЗО переполнены.
В тоже время при распространенности
случаев несоблюдения санитарных, режимных и других норм в учреждениях
исполнения наказания, прокуроры по результатам проверок не всегда добивались
реального устранения нарушений и ответственности виновных.
Отсутствие у заключенных возможности
своевременно получить медицинскую помощь, реализовать другие насущные
потребности, зачастую становятся катализатором к массовым беспорядкам в
колониях.
Вызывает крайнее беспокойство положение
с давлением на предпринимателей посредством необоснованного применения
правоохранительными органами мер уголовного принуждения.
Сотни бизнесменов реабилитированы на
досудебной стадии и в суде. При этом никто из должностных лиц
правоохранительных органов не понес уголовное наказание за их незаконное
задержание, арест и привлечение к уголовной ответственности.
Что удивительно – и прокуроры
практически не ставили вопрос об уголовной ответственности виновных должностных
лиц органов расследования.
Эти и другие указанные мной недостатки
в организации надзора требуют безусловного устранения, а также персонального и
принципиального спроса с сотрудников, их допустивших.
Более подробно оценка состоянию
законности и правопорядку, работе прокуроров по их укреплению в первом
полугодии
Так,
при постоянном участии прокуроров в сфере оплаты труда удалось добиться
погашения задолженность по зарплате на сумму 13,5 млрд руб. Пресекались
нарушения прав несовершеннолетних, в том числе находящихся в интернатных
учреждениях, не обеспечения средствами реабилитации инвалидов, лекарствами – льготников, завышения цен на жизненно важные медпрепараты.
С основным докладом выступил первый заместитель
Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман.
Уважаемый
Юрий Яковлевич!
Уважаемые
коллеги!
В первом полугодии
2016 года органы прокуратуры принимали меры по совершенствованию механизма
защиты конституционных прав граждан, интересов общества и государства, по
обеспечению прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействию
преступности, коррупции и иным правонарушениям.
За этот период в
указанных сферах прокурорами
выявлено свыше 3,9 млн. правонарушений, в том числе почти 2 млн. – связанных с
нарушением прав граждан. В дисциплинарном и административном порядке наказано
более 512 тыс. виновных лиц. По материалам прокуроров возбуждено более 14 тыс.
уголовных дел.
* * *
Продолжены надзорные мероприятия в
целях предупреждения незаконного нормотворчества. Подготовлено 430 тыс.
заключений по проектам региональных и муниципальных правовых актов. В 36 тыс.
случаев это позволило исключить нарушения федерального законодательства.
За 6 месяцев удовлетворено каждое
четвертое из 600 тыс. обращений граждан, касающихся исполнения законов и
законности правовых актов.
* * *
В центре внимания прокуроров остается правозащитная деятельность. В первую
очередь это касается наиболее уязвимых слоев населения.
К сожалению, в большинстве регионов для
реализации прав инвалидов на
доступную безбарьерную среду, бесплатное получение жизненно важных лекарств, льготную оплату коммунальных услуг,
обеспечение жильем, образование и трудоустройство требовалось прокурорское
вмешательство (Волгоградская, Курская, Ленинградская, Ульяновская области).
Всего выявлено 75 тыс. нарушений
пенсионеров, инвалидов и престарелых, в их интересах предъявлено 26 тыс.
заявлений в суды, большинство из которых уже удовлетворено (15 тыс.).
Повсеместно прокуроры сталкивались с
безответственностью, а нередко и преступной халатностью органов опеки,
руководителей и работников учреждений, в чьи обязанности входило воспитание,
обеспечение безопасности и социальной поддержки несовершеннолетних.
Порой это приводит к страшным
трагедиям, таким как, всколыхнувшая всю Россию, гибель детей на Сямозере в
Карелии. Факты неисполнения требований закона о безопасности детей во время
летнего отдыха имели место также в Краснодарском крае, Республике Мари Эл,
Московской области.
В соответствии с поручением Президента
страны прокурорам во взаимодействии с МЧС и МВД России следует провести
проверку соблюдения законодательства организациями, осуществляющими
деятельность в сфере отдыха несовершеннолетних, а также проверить молодежные
военно-патриотические и спортивные лагеря. В случае угрозы безопасности жизни, здоровью, нравственному воспитанию
детей принять жесткие меры к виновным должностным лицам.
Актуальной остается проблема
обеспечения детей-сирот жильем. На сегодняшний день им не обеспечено более 140
тыс. из них. В большинстве случаев это связано с отсутствием надлежащего
финансирования из региональных бюджетов. В связи с чем прокурорам необходимо
обеспечить законность расходования средств регионов при предоставлении жилых
помещений детям-сиротам.
* * *
Почти четверть установленных
прокурорами нарушений прав граждан (436 тыс. из 1,9 млн.) приходится на сферу
оплаты труда.
По данным Росстата на 01 июня
заработную плату не получили 77 тыс. работников на сумму 4 млрд. руб. Более
четверти всей задолженности приходится на три региона (Приморский край – 505
млн. руб., г. Санкт-Петербург - 310 млн. руб., Иркутская область – 202 млн.
руб.).
Прокурорам названных субъектов следует
в месячный срок разобраться и доложить в Генеральную прокуратуру о причинах
долгов и о принятых мерах.
* * *
Социальная стабильность в стране во
многом зависит от доступности для граждан широкого ассортимента продуктов питания, возможности купить
необходимые, в том числе недорогие лекарства.
В первом полугодии текущего года органы
прокуратуры продолжали реализовывать комплекс мероприятий, направленный на
устранение нарушений законодательства в сфере ценообразования. Вскрывались
случаи злоупотребления доминирующим положением в области торговли, завышения
регулируемых государством оптовых и розничных надбавок на лекарственные
препараты, продукты детского питания (республики Бурятия, Татарстан,
Астраханская, Тверская области и другие регионы).
Следует усилить внимание обеспечению
граждан в отдаленных и труднодоступных местностях продуктами первой
необходимости и ассортиментом препаратов для оказания медицинской помощи.
При установлении фактов реализации
посредством сети Интернет недоброкачественной, фальсифицированной продукции и
лекарств в судебном порядке ограничивайте доступ к такой информации.
* * *
Прошедшее полугодие отмечено чередой
печальных событий на дорогах, произошедших по вине пьяных водителей,
неисправного общественного транспорта, а также связанных с неудовлетворительным
состоянием автотрасс страны и
неготовностью государственных органов
действовать в чрезвычайных ситуациях.
Ежедневно в стране происходит свыше 400
дорожных происшествий с пострадавшими, совершению половины из которых
сопутствовали неудовлетворительные условия дорожного полотна.
Поэтому важно побуждать соответствующие
органы власти к надлежащей организации кадастрового учета и регистрации, своевременному
обслуживанию и ремонту автомобильных дорог. Необходимо пресекать
злоупотребления должностных лиц при размещении государственных и муниципальных
заказов на их строительство и ремонт, оплату фактически невыполненных работ.
* * *
С учетом особой социальной значимости
прокуроры во взаимодействии с МВД и Следственным комитетом России продолжали
работу по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в сфере долевого строительства жилья.
К сожалению, количество нарушений прав
дольщиков не снижается. В первом полугодии их выявлено более 4 тыс. Возбуждено
200 уголовных дел. Больше всего в Красноярском, Приморском краях,
Калининградской, Московской областях, г. Москве и г. Санкт-Петербурге.
Однако меры уголовно-правового
воздействия включаются когда деньги от граждан уже получены, но дома не построены, а ведь
решением Коллегии ГП РФ от 21.12.2012 года прокуроры ориентированы на раннее
выявление нарушений закона и на контроль за порядком оформления застройщиками
правоустанавливающих документов и получения
разрешений на строительство. Это решение должно безусловно выполняться
всеми.
* * *
Одной из базовых основ безопасности
государства является стабильность в
экономике, средством обеспечения
которой в первую очередь является эффективное и использование бюджетных
ассигнований. К сожалению, на практике
это происходит далеко не всегда.
Во исполнение поручения Президента
России во взаимодействии с заинтересованными ведомствами проведена проверка
использования средств, государственного и муниципального имущества в сфере функционирования особых экономических зон, на
создание которых за 10 лет было израсходовано 179 млрд. руб.
Установлены многочисленные нарушения
законодательства в деятельности органов власти федерального и регионального
уровней (Приморский и Хабаровский края,
Иркутская, Псковская и Свердловская области), акционерного общества «Особые
экономические зоны». Не реализован ряд мероприятий по возведению объектов
инфраструктуры, а условия для привлечения инвесторов так и не созданы.
По предложению Генеральной
прокуратуры руководством страны принято решение о приостановлении создания таких
зон и ликвидации 10 уже существующих.
Закупки
для обеспечения государственных и муниципальных нужд – еще
одна сфера, где бюджетные средства расходуются не всегда эффективно, а порой
преступно.
Например, в Рослесхозе в состав
конкурсной документации незаконно включено и впоследствии закуплено
оборудование абсолютно бесполезное при тушении лесных пожаров. В результате оно
возвращено в Рослесхоз, а федеральному бюджету причинен ущерб на сумму 76 млн.
руб. Материалы по данному факту направлены в следственные органы для принятия
мер уголовно-правового характера.
Такие факты имели место в деятельности
территориальных органов МВД России, Россельхознадзора, Росздравнадзора и ряда
иных органов.
* * *
Непростая остается ситуация в жилищно-коммунальном комплексе. Неделю
назад проведено координационное совещание руководителей правоохранительных
органов по борьбе с преступностью в этой сфере, в том числе хищениями бюджетных
средств и денег граждан. В ближайшее
время на места поступит постановление, в котором отражены основные задачи.
Необходимо обеспечить контроль за исполнением каждого из его пунктов.
С вопросами, которые мы обсуждали на
этом координационном совещании, тесно связаны проблемы обеспечения прав граждан
на получение качественных, безопасных
коммунальных услуг, адекватных произведенной оплате.
Прокурорами принимаются меры по
выполнению организациями ЖКХ требований, предъявляемых к порядку
начисления платы за услуги и стандартам
их оказания. Например, в Сибирском федеральном округе прокурорами возбуждено 70
административных дел по ст. 14.6 КоАП РФ (обман потребителей) в отношении управляющих компаний, которые
завысили коммунальные платежи 2,5 тыс. жителей многоквартирных домов на общую
сумму 4,5 млн. руб.
Проведены проверки исполнения
законодательства о безопасности лифтового и внутридомового газового
оборудования. Их результаты дают все основания требовать усиления надзора в этой сфере.
Ситуация близка к катастрофической:
износ лифтового оборудования составляет 50 %, а в некоторых регионах достигает
100 %. Повсеместно не имеется договорных отношений со специализированными
организациями на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового
оборудования. В ряде случаев это приводит к трагическим последствиям. Только в
прошлом году в результате взрывов газа в многоквартирных домах погибло 20
человек, пострадало – 50.
Прокурорам надлежит повысить спрос с
органов контроля за формальный подход при проведении проверок управляющих
компаний по этим вопросам, требовать установления обоснованных тарифов и в
целом прозрачной деятельности данных компаний.
* * *
Во исполнение поручений Главы
государства значительные усилия органов прокуратуры направлялись на дальнейшее
укрепление правопорядка в оборонно-промышленном
комплексе.
В условиях действия в отношении России
экономических санкций особое внимание уделяется вопросам импортозамещения.
Результатом проведенных проверок вновь
стало выявление нарушений, связанных с привлечением большого числа посредников
и погоней за прибылью в ущерб качеству работ. Все это приводит к неправомерному
расходованию средств, срыву госконтрактов, откровенным хищениям.
Дальнейшие усилия прокуроров должны
быть направлены на укрепление межведомственного взаимодействия в целях контроля
за использованием бюджетных средств, выявления «серых схем» их увода,
пресечение закупок по завышенным ценам оборудования для модернизации
производства.
* * *
В прошедшем полугодии средствами
прокурорского надзора мы добивались ощутимого улучшения условий для предпринимательской деятельности,
обеспечивали соблюдение гарантий, защиту
прав российских и иностранных
инвесторов.
В полном объеме начал функционировать
Единый реестр проверок, что позволяет обеспечить
прозрачность административных процедур и повышает ответственность контролеров. Однако добиться коренного
снижения административного давления на бизнес не удается. Число выявляемых
нарушений растет.
В сфере защиты бизнеса еще предстоит
проделать значительный объем работы, в том числе связанный с несвоевременной
оплатой предпринимателям уже исполненных ими государственных и
муниципальных контрактов.
Когда мы впервые заострили внимание на
эту проблему, то задолженность перед ними составляла 25 млрд. руб. За прошедшие
полгода погашено 16 млрд. руб. Но, несмотря на принимаемые меры, на 01 июля
долги по контрактам возросли до 32 млрд. руб. Безусловно, предпринимательство
это риски, но добросовестные бизнесмены не должны страдать от нерасторопности,
бесхозяйственности и капризов чиновников.
* * *
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, как и в
прежние годы, характеризуется ростом числа выявленных прокурорами
нарушений и принятых для их устранения
мер реагирования.
На фоне снижения количества заявленных
прокурорами исков, о возмещении ущерба, наступившего от коррупционных
правонарушений, повысилось их качество.
С изданием в прошедшем году приказа,
регламентирующего организацию работы по надзору за выполнением отдельными
лицами обязанностей представлять сведения о расходах, деятельность прокуроров в
этом направлении несколько активизировалась. За прошедшие полгода проведено
свыше 3,5 проверок, по их результатам 458 должностных лиц привлечены к
дисциплинарной ответственности, в суды направлено 14 исков в отношении 22 объектов
имущества, о которых не имеется достоверных сведений об их приобретении на
законные средства.
Хотелось бы отметить активизацию в
текущем году в целом по стране деятельность субъектов ОРД по выявлению
преступлений коррупционной направленности. Их количество возросло в сравнении с
1 полугодием 2015 года на 5% (21 359).
Впервые за несколько последних лет
количество выявленных фактов получения взятки превысило число случаев дачи
взятки.
Вместе с тем в 25 регионах по прежнему
отмечается обратная динамика. Например, в Брянской, Смоленской Тамбовской,
Тульской, Томской областях, республиках Крым, Калмыкия и Тыва, Камчатском крае,
Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах.
К сожалению, вновь приходится
констатировать снижение наступательности в этом направлении прокуроров.
Уменьшилось число направленных в органы следствия материалов, соответственно и
число возбужденных по ним уголовных дел (-4%, 2,3 тыс.).
По итогам года мы сделаем выводы с
учетом ранее данных вам указаний по искоренению погони за показателями и
принципиальному реагированию на факты манипулирования уголовной статистикой.
* * *
В этой связи, по меньшей мере,
недоумение вызывают повторяемые из года в год нарушения при формировании государственной статистической отчетности.
В первую очередь это касается прокуроров Кабардино-Балкарской,
Карачаево-Черкесской, Удмуртской республик, республик Адыгея и Башкортостан,
Московской, Орловской, Ростовской областей и г. Москвы.
Причем крайне настораживающие процессы,
связанные с необъяснимым резким ростом отдельных видов преступлений либо их
снижением.
Предупреждаю о персональной
ответственности прокуроров за этот участок работы.
* * *
Важной составляющей работы прокуроров
является координация борьбы с
преступностью.
В 1 полугодии 2016 года в целом по
стране продолжился рост регистрируемых преступлений (их число превысило 1 млн.
182 тыс., +3%). Данный процесс отмечается в 57 регионах и в первую очередь обусловлен значительным ростом числа учтенных
преступлений небольшой тяжести. Они выросли на 9%, а их доля среди преступлений
иных категорий с 43,3% до 45,9 %.
На прошедшей в марте этого года
коллегии отмечалась необходимость более пристального внимания вопросам
профилактики преступности. Однако анализ показывает, что проблемы сохранились.
По-прежнему актуальны вопросы
возмещения ущерба от преступлений, в том числе, коррупционной направленности, а
также совершенных в таких сферах экономики как бюджет, гособоронзаказ,
жилищно-коммунальный комплекс.
* * *
В минувшем полугодии получила
продолжение тенденция увеличения числа преступлений
экстремистского и террористического
характера (830, +10%; 1313, +73%). Бесспорно, в первую очередь, - это
результат превентивной работы правоохранительных органов по отслеживанию в сети
Интернет запрещенных публикаций, привлечению к уголовной ответственности
лидеров и участников бандподполья на Северном Кавказе, их пособников, лиц,
воюющих в Сирии в составе террористических группировок.
Вместе с тем указанная динамика – отражение
нарастающих угроз. Международные террористы, экстремистские организации через
не оставляют попыток дестабилизации обстановки во многих странах мира, включая
Россию. В целях противодействия этим вызовам главой государства недавно
подписан пакет антитеррористических законов.
Механизм правильного и эффективного
применения данных законов должен быть выработан под вашим руководством на
координационных и межведомственных совещаниях в регионах.
* * *
Проводимые в истекшем полугодии транспортными прокурорами проверки в
органах исполнительной власти, организациях-перевозчиках показали, что зачастую
не принимается достаточных мер к установлению и поддержанию в должном состоянии
ограждения аэропортов и крупных железнодорожных станций, привлечению
специализированной охраны, укомплектованной необходимыми средствами
реагирования.
Кроме того, из 15 тыс. объектов
транспорта, прошедших процедуру категорирования, планы реализации мер
транспортной безопасности утверждены лишь по каждому пятому.
Транспортным прокурорам следует
повысить требовательность на этом направлении, поскольку от надлежащей
организации безопасности на транспорте зависят жизни наших граждан.
* * *
На расширенной коллегии Генеральной
прокуратуры по подведению итогов работы органов прокуратуры за 2015 год
Президентом России отмечено, что прокурорам совместно с ФСИН, правозащитниками
необходимо лично следить за условиями содержания
следственно-арестованных и осужденных.
В этой связи в центре внимания
прокуроров должно находиться соблюдение санитарных, противопожарных, режимных
требований в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В условиях перелимита многих
следственных изоляторов, отдельные усилия следует направить на обеспечение
лицам, находящимся под стражей, нормативов жилой площади.
Но особенно важно обеспечить взвешенный
подход при участии в рассмотрении судом вопроса об избрании меры пресечения в
виде заключения под стражу.
Традиционно большое внимание уделялось кадровой работе, в том числе обновлению
ее правовой и методической базы.
Приоритетными задачами остаются
рациональная расстановка кадров, формирование многоуровневого резерва,
планомерная ротация прокуроров городов и районов, а также заместителей
прокуроров субъектов, чей срок службы в занимаемой должности и в данном
субъекте федерации превышает 10 лет.
Требует усиления работа по
предупреждению коррупционных проявлений, обмена информацией с
правоохранительными и контролирующими органами в этих целях.
* * *
В завершении хотел бы отдельно
остановиться на такой важной теме как
предстоящие выборы в Государственную
Думу, региональные органы власти. Предвыборный цикл находится в самом
разгаре, хотя до дня голосования осталось чуть менее двух месяцев.
В июне Генеральным прокурором даны
указания, касающиеся организации прокурорского надзора в этот период.
Должны незамедлительно пресекаться
любые попытки незаконного вмешательства в избирательный процесс, подмены
функций избирательных комиссий, несогласованных публичных мероприятий.
Следует обращать внимание на соблюдение
кандидатами установленных законом ограничений, связанных с должностным или
служебным положением.
Эти и другие меры следует реализовывать
в тесном контакте с правоохранительными органами, региональными и
муниципальными властями, избирательными
комиссиями.
Уважаемые
коллеги!
Время моего доклада ограничено регламентом нашего мероприятия. Но я постарался отразить в нем основные проблемы, от решения которых во многом зависит снижение социальной напряженности, стабильность в отраслях экономики и обеспечение безопасности.
Спасибо
за внимание!
Участники заседания отметили, что в текущем году
приоритетными направлениями деятельности оставались соблюдение социальных и
политических прав и свобод граждан, в том числе права на труд и своевременную
оплату труда, охрану здоровья, а также защита социально уязвимых категорий
населения, надзор за исполнением законов в сфере экономики, в том числе при
расходовании бюджетных средств, защита прав предпринимателей, охрана окружающей
природной среды.
За указанный период прокурорами выявлено более 3,1 млн
нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 265,6 тыс. протестов,
должностным лицам внесено 457 тыс. представлений об устранении нарушений
законов, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности
привлечены 355 тыс. виновных лиц. Направлено в суды 448,2 тыс. исков
(заявлений), большинство из которых удовлетворено или прекращено ввиду
добровольного удовлетворения требований прокурора. По инициативе прокуроров к
административной ответственности привлечены 157,1 тыс. лиц, возбуждено 14,3
тыс. уголовных дел.
Особое внимание прокуроров в первом полугодии 2016 г. было
обращено на последовательную реализацию правозащитной функции.
Проведены масштабные проверки в сфере защиты прав
несовершеннолетних. В частности, выявлены многочисленные нарушения в
деятельности региональных органов исполнительной власти и подведомственных им
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не
обеспечивших в полном объеме безопасные условия пребывания в них детей.
Повышенное внимание уделялось противодействию
преступлениям, совершаемым в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Надзорные
мероприятия в сфере ЖКХ были сконцентрированы на предупреждении и пресечении
фактов противоправных посягательств на бюджетные средства, государственное и
муниципальное имущество, соблюдение прав граждан на проживание в комфортных и
безопасных условиях, обеспечение законности в сфере капитального ремонта
многоквартирных домов.
На постоянной основе проводилась работа по защите прав
дольщиков. В данной области правоотношений выявлено более 2 тыс. нарушений.
Осуществлен комплекс мероприятий, направленных на
предотвращение нарушений законодательства, регулирующего оборот
продовольственных товаров, лекарственных средств и медицинских изделий, а также
ценообразование на них. Пресечены случаи ввоза и реализации продукции, в отношении
которой установлены специальные экономические меры.
Проведена проверка использования бюджетных средств,
государственного и муниципального имущества и иных средств в сфере создания и
функционирования особых экономических зон. На основании предложений Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Президентом Российской Федерации принято
решение о приостановлении создания особых экономических зон, а также о
ликвидации нескольких существующих.
Продолжена последовательная работа по защите прав
предпринимателей. Пристальное внимание уделялось вопросам предупреждения
незаконных мероприятий по контролю, ликвидации административных барьеров при
прохождении разрешительных процедур, соблюдения прав инвесторов, а также
исполнителей по государственным и муниципальным контрактам.
В ходе надзора за выявлением и расследованием преступлений
экономической и коррупционной направленности, причинивших ущерб государству,
особое внимание было уделено полноте мер по обеспечению возмещения данного
вреда.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства
о противодействии коррупции особое внимание уделялось проверке достоверности
сведений о доходах чиновников, об их имуществе и обязательствах имущественного
характера.
С участием прокуроров в судах рассмотрено 456,5 тыс. уголовных
дел в отношении 494 тыс. лиц. Три четверти из них закончились вынесением
приговора (78,6 %). По каждому шестому - принято решение о прекращении дела
(81,3 тыс. дел). Число оправданных судом первой инстанции лиц возросло на 4 %
(всего оправдано 498 лиц).
В порядке гражданского и административного
судопроизводства в судах общей юрисдикции прокурорами поддержано 348,5 тыс.
исков (заявлений) на сумму более 15 млрд руб. В целом 99 % исков (заявлений)
судами удовлетворены или прекращены в связи с добровольным выполнением
требований прокурора.
Наибольшее количество рассмотренных с участием прокуроров
дел возбуждено по искам прокуроров о защите трудовых прав граждан (58 %). Сумма
удовлетворенных требований в этой сфере увеличилась на 3 % и превысила 5 млрд
рублей.
Активизирована надзорная деятельность в учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, в ходе которой проведено 26,7 тыс.
проверок, выявлено 108 тыс. нарушений закона, по представлениям прокуроров к
дисциплинарной ответственности привлечены около 19 тыс. должностных лиц.
Продолжалось активное взаимодействие Генеральной
прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами иностранных
государств, прежде всего, в вопросах выдачи, правовой помощи по уголовным делам
и возврата имущества, полученного преступным путем. Иностранными государствами
для уголовного преследования в Россию выдано 94 лица, из них 40 – государствами
«дальнего зарубежья», что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период
прошлого года. При этом удалось добиться выдачи ряда лиц, обвиняемых в
совершении тяжких и особо тяжких резонансных преступлений. Приняты решения о
выдаче из России в отношении 570 лиц. Рассмотрено более 3,5 тысяч российских и
иностранных запросов о правовой помощи.
Кроме того, на коллегии выступили ряд прокуроров субъектов
Российской Федерации.
В заключение Генеральный прокурор Российской Федерации
Юрий Чайка определил ряд принципиальных задач, направленных на активизацию
работы органов прокуратуры по совершенствованию прокурорского надзора во втором
полугодии 2016 г. и активизации деятельности по защите конституционных прав и
свобод граждан, обеспечению интересов общества и государства.
По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской
Федерации http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1106960/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ