Генеральная прокуратура Российской Федерации

16.02.2018

15 февраля 2018 года, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры в 2017 году и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2018 году.

В ее работе приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Володин, Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев, Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин, а также заместители Генерального прокурора Российской Федерации, руководители подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, представители общероссийских общественных организаций.

Открыл заседание Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Он отметил, что в 2017 году основные усилия прокуроров были направлены на решение задач по защите трудовых, жилищных, пенсионных и иных социальных прав граждан, соблюдению прав детей, обеспечению законности в сферах экономики, предпринимательской деятельности, охраны окружающей среды. В целях совершенствования этой работы, а также форм и методов прокурорского надзора, повышения его эффективности участникам коллегии предстоит внести коррективы в надзорную и координационную деятельность на дальнейшую перспективу.

 

Предлагаем вашему вниманию текст выступления Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки.

 

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

 

В прошедшем году в условиях глобальных экономических вызовов государством предприняты очень важные шаги для улучшения качества жизни россиян. Свой вклад в это внесли и прокуроры, обеспечивая превентивными и надзорными средствами исполнение законов в различных сферах жизнедеятельности общества. Решению широкого спектра социально- экономических проблем способствовали масштабные надзорные мероприятия, проводимые органами прокуратуры, в том числе во исполнение поручений Президента России. Они касались значимых для страны и граждан вопросов. В первую очередь – обеспечения законности в сфере оплаты труда. Прокурорами осуществляется фактически ежедневный мониторинг рынка труда, принимаются меры, позволяющие погашать долги без длительных судебных процедур. Например, в 2017 г. в Алтайском крае после объявления прокурором предостережений трем недобросовестным работодателям 850 гражданам возвращено 16 млн. руб. При наличии оснований прокуроры, разумеется, реагируют жестче. За прошедший 2 год по нашим материалам возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел, около 50 тыс. виновных в задержках зарплаты привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. В целом по результатам принятых мер за год более полумиллиону работников выплачено 26 млрд. руб. Поручаю прокурорам и впредь своевременно отслеживать все негативные процессы, не допускать социальной напряженности, нарушений гарантий сотрудников в связи с сокращением штатов. *** В основе государственной политики нашей страны лежит фундаментальная задача охраны семьи, материнства и детства. За последние годы произошли заметные изменения в вопросах материальной поддержки семей. Сократилось число сирот, растет количество усыновленных российскими семьями. Создаются комфортные условия для обучения детей с ограничениями по здоровью. Считаю, что многие позитивные перемены происходят благодаря и нашей работе. А главный результат деятельности всех государственных органов в данной сфере вижу в кратном снижении подростковой преступности (со 139 тыс. в 2007 г. до 45 тыс. в 2017 г.). 3 Вопросы обеспечения органами власти в полном объеме выплат пособий семьям с низким доходом, поддержки многодетных родителей, создания дополнительных мест в яслях и школах, должны оставаться в центре внимания прокуроров. Ориентируя органы системы профилактики на своевременное выявление «социальных сирот», надзорными средствами мы должны пресекать случаи необоснованного изъятия ребенка из семьи. Не ослабляйте работу по защите несовершеннолетних от негативной информации, незамедлительно принимайте меры к блокировке сайтов, побуждающих их к насилию и суициду. Недавние события в Перми и Улан-Удэ вновь возвращают нас к острой проблеме безопасности детей. Поручаю прокурорам организовать проверки соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних во время учебного процесса, а в преддверии летних каникул обратить внимание на организацию детского отдыха. С учетом особой важности вопросов защиты детей сегодня мною подписан приказ о создании в Генеральной прокуратуре управления по надзору за соблюдением законов о 4 несовершеннолетних с возложением на него задачи комплексного решения проблем в этой сфере. Аналогичные отделы будут образованы во всех прокуратурах субъектов *** Как и прежде, в числе наших приоритетов оставался надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения. Государством уделяется значительное внимание доступности и качеству медицинской помощи. Это позволило улучшить ситуацию и как следствие состояние законности в данной сфере, чему способствовала активная позиция прокуроров. Во многом благодаря их вмешательству в регионах обеспечено приобретение лекарств в необходимых объемах, пресечены попытки неэффективного расходования бюджетных средств. По нашей инициативе Минпромторгом приняты меры по субсидированию производства востребованных населением недорогих и доступных отечественных препаратов. В целом положение с ценообразованием на жизненно необходимые лекарства удалось стабилизировать. Однако в связи с сокращением медицинских учреждений, нехваткой «узких» специалистов, сохраняется проблема получения специализированной медицинской помощи жителями небольших городов и поселков. 5 Прокурорам следует обращать внимание на финансирование региональных программ оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки сельских медицинских работников. *** Под надежной защитой должны находиться и права граждан с ограниченными возможностями. В 2017 г. на совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры и Министерства труда и социальной защиты мы выработали и сегодня реализуем комплекс мероприятий на данном направлении. Предприняты конкретные шаги для улучшения ситуации с доступностью для инвалидов многих объектов, качеством предоставляемых им услуг. Для усиления прокурорского надзора в данной сфере месяц назад мною подписан приказ, содержащий полный перечень поручений прокурорам. Ваша основная задача – добиваться своевременного и качественного исполнения всех обязательств перед этой категорией граждан. *** Всем известно, насколько жесткий контроль установлен руководством страны за состоянием дел в коммунальной отрасли. 6 В связи с системными упущениями в этом вопросе ряд высокопоставленных чиновников лишились своих должностей. Однако результаты наших проверок свидетельствуют о сохранении существенных проблем при капитальном ремонте домов. В первую очередь, они касаются деятельности специальных фондов, созданных органами власти субъектов. Именно они по закону являются ключевым звеном в вопросах планирования и реализации соответствующих мероприятий. В их работе вскрыты факты хищений денежных средств, собираемых с населения, нарушений порядка начисления и учета взносов, выполнения работ ненадлежащего качества. В 2017 году каждый пятый дом, из числа запланированных, оказался не отремонтированным. На начало текущего года остаток собранных с населения денежных средств составил около 200 миллиардов руб., из которых десятая часть размещена на счетах региональных операторов без начисления процентов. При этом, только за последние пять лет из-за физического износа признаны аварийными 42 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает 730 тыс. человек. 7 В рамках исполнения Вашего поручения, Владимир Владимирович, о наведении порядка в данной сфере мы предлагаем поручить Минстрою России совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ выработать механизм эффективного контроля за деятельностью региональных операторов при расходовании средств населения на капитальный ремонт. Основное, что предстоит сделать прокурорам для своевременного выявления и реального устранения нарушений прав граждан в сфере ЖКХ, отражено в моем приказе, подписанном в прошлом году. Поручаю осуществлять эту деятельность гласно, во взаимодействии с общественными организациями. Еще одна важная тема, связанная с жильем, – защита участников долевого строительства. В результате принятых мер за последний год введены в эксплуатацию 140 долгостроев, более 6 тыс. семей получили долгожданные квартиры. Но по данным Минстроя, на начало текущего года на учете остается 836 проблемных объектов. Своего жилья ожидают свыше 30 тыс. человек в 69 регионах страны. Поручаю моим заместителям в федеральных округах и прокурорам держать ситуацию на 8 личном контроле. Под этим я понимаю постоянный мониторинг информации не только по «проблемным» домам, которые уже внесены в соответствующие реестры. Действуя на опережение, оценивайте наличие необходимых финансовых, материальных ресурсов и договора страхования у застройщиков, причины приостановления работ на объектах, строящихся на средства граждан. *** Реализация социальных гарантий населения невозможна без развития экономики. В связи с чем нами уделялось пристальное внимание соблюдению законности в этой сфере. В 2017 г. в целях противодействия правонарушениям при расходовании бюджетных средств, распоряжении государственной и муниципальной собственностью активно сотрудничали со Счетной палатой, Федеральным казначейством и Росфинмониторингом, проводили совместные проверки. В связи с выявленными нарушениями по нашим материалам возбуждено более 3 тыс. уголовных дел. Прокурорами принимались меры по возвращению неправомерно отчужденного государственного имущества, пресекались факты его незаконного использования. 9 По заявлениям органов прокуратуры в Волгоградской и Саратовской областях судом возвращены незаконно изъятые объекты коммунального комплекса общей стоимостью около 600 млн. руб. Работа по выявлению незаконных сделок, посредством которых выбывает госимущество, оспариванию их в суде, безусловно, будет продолжена. Вместе с тем требует усиления надзор в финансовом секторе, затрагивающий интересы большинства населения страны. Прокурорам следует на постоянной основе анализировать результаты работы правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с деятельностью банков, микрофинансовых организаций и иных кредиторов. *** Проводимая государством политика в области стимулирования развития бизнеса обусловила нашу жесткую позицию по отстаиванию прав предпринимателей. Одной из наиболее болезненных для них остается проблема погашения долгов по оплате выполненных государственных и муниципальных контрактов. 10 Системный надзор органов прокуратуры в тесном контакте с главами регионов, бизнес- сообществом позволил за 2,5 года погасить более 86 млрд. руб. долга. Об этой работе мы каждое полугодие докладываем Президенту в рамках исполнения данных им поручений. Совокупный объем долга по публичным контрактам только за последний квартал сократился на 3 млрд. руб., однако остается высоким (24 млрд. руб.). Поручаю прокурорам активизировать работу по формированию практики применения к виновным должностным лицам, введенных в июле 2017 г. мер административной ответственности и предъявлению к ним регрессных исков. В прошедшем году в сфере защиты бизнеса обеспечивалось надзорное сопровождение реализуемых государством мер по улучшению инвестиционного климата в стране. В июне 2017 г. нами проведено совместное с Минвостокразвития заседание коллегий по данной теме, для повышения уровня взаимодействия создана рабочая группа. Совместно с органами власти прокурорами приняты меры к приведению в соответствие с законодательством нормативной базы, снятию ограничений для участия бизнесменов в инвестиционной деятельности. 11 Задача прокуроров заключается в том, чтобы каждый предприниматель, чувствовал себя защищенным, соблюдались гарантии обеспечения упрощенных административных процедур и налоговых льгот. Этот вопрос будет предметно рассмотрен на совещании, которое мы 21 февраля проведем в Туле, с участием руководителей заинтересованных ведомств, прокуроров, бизнес-омбудсменов и инвесторов. Как и прежде в данной сфере поручаю прокурорам обеспечить защиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования и применение контролерами риск-ориентированного подхода при проверках бизнеса. *** Главой государства нам поставлена задача обеспечения законности при расходовании бюджетных ассигнований на выполнение оборонного заказа, техническое перевооружение предприятий, создание новых образцов военной техники и вооружения, импортозамещения. Для этого прокурорами установлено взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, Минобороны, ФСБ, Росфинмониторингом, ФАС, налоговой службой и другими ведомствами. 12 Обеспечено надзорное сопровождение более 5 тыс. контрактов в рамках ГОЗ, проверены фактически все предприятия ОПК и привлекаемые ими подрядные организации (а это свыше 40 тыс. юридических лиц). Важное значение имел превентивный характер проводимых прокурорских проверок. Так, мерами прокурорского реагирования предотвращен срыв исполнения государственного оборонного заказа особой важности по оснащению и запуску космических аппаратов стоимостью более 18 млрд. руб. Осуществлялась целенаправленная работа по выявлению и исключению из системы кооперации недобросовестных посредников. За последние два года выявлено более 3,6 тыс. таких фирм, причинивших ущерб оборонным предприятиям на 18,7 млрд. руб. Прокурорами принимались все необходимые меры для его возмещения. Например, в октябре 2017 г. по нашим материалам возбуждено уголовное дело по факту хищения с использованием 20 подставных организаций 1,5 млрд. руб. бюджетных средств из 4 млрд., выделенных в рамках госпрограммы уничтожения химического оружия. Подобные факты подтверждают правильность внесенных в конце прошлого года 13 изменений в уголовное законодательство, усиливающих ответственность виновных в злоупотреблениях при исполнении оборонного заказа. Теперь следственным органам важно на практике обеспечить принцип неотвратимости наказания. А прокурорам поручаю не снижать эффективности надзора за их деятельностью. Следует также обеспечить защиту интересов государства на результаты интеллектуальной деятельности военного и специального назначения, полученные за счет средств бюджета, активнее обращаться в суды об истребовании прав на них из незаконного владения. Необходимо надзорные мероприятия синхронизировать с работой контролирующих и правоохранительных органов. Это усилит наши позиции и снизит нагрузку на проверяемые предприятия. *** В прошедший Год экологии надзорными проверками были охвачены практически все уникальные природные территории страны. На особом контроле находились проблемы ликвидации накопленного вреда в Арктике, возмещения ущерба от техногенного воздействия. 14 На Дальнем Востоке совместно с Минвостокразвития реализовывался комплекс мероприятий по пресечению нарушений законодательства при реализации программ развития рыбопромысловой отрасли, урегулированию выдачи разрешений на вылов биоресурсов, в том числе для коренных народов. По поручению Главы государства прокурорами совместно с природоохранными ведомствами проверена деятельность предприятий и организаций, оказывающих негативное воздействие на природу озера Байкал. Контролируется устранение 1,5 тыс. выявленных правонарушений. По итогам доклада Президенту России о результатах нашей проверки Минприроды увеличен штат сотрудников Росприроднадзора в байкальских регионах. В целях усиления надзора за состоянием законности на Байкальской территории, а также в бассейне реки Амур созданы природоохранные прокуратуры, действующие на правах субъекта. И они уже приступили к работе. В целом поручаю прокурорам требовать от уполномоченных органов принятия нормативных актов, регулирующих деятельность охраняемых территорий, а также 15 отмены решений о возведении на них опасных производств. *** Важнейшим направлением нашей работы остается надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, охватывающий с каждым годом все более широкий спектр правоотношений. Среди значимых направлений выделю антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, их проектов и результаты работы по проверке соблюдения чиновниками обязанностей, запретов и ограничений, а также по контролю за соответствием их расходов доходам. За год по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 30 тыс. должностных лиц, из них более 1 тыс. уволены в связи с утратой доверия. Важно не ослаблять надзор за исполнением законов при заключении трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими без согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов (ст. 19.29 КоАП РФ). В 2017 г. прокурорами возбуждено около 5 тыс. (+7%) таких административных дел. При решении вопроса о привлечении виновных к ответственности в дальнейшем следует учитывать руководящие 16 указания Пленума Верховного Суда России по данному вопросу. В качестве приоритетных задач на текущий год остаются выявление коррупционных правонарушений в сфере госзакупок, фактов коррупции в спорте, обеспечение возмещения ущерба, включая установление случаев вывода преступно нажитых активов за рубеж и их возврат в Российскую Федерацию. В своем докладе я не затронул результаты противодействия коррупционной преступности. Они вполне ощутимы, и сегодня, что называется, у всех на слуху. И не только из-за широкого освещения в СМИ, а в первую очередь по причине целенаправленной работы всех правоохранительных органов, совместной реализации комплекса запланированных мероприятий. В целом в вопросах борьбы с коррупцией мы сейчас находимся в принципиально другой реальности, в сравнении с 2008 годом, когда был принят первый Национальный план противодействия коррупции. Сформирован значительный массив антикоррупционного законодательства, позволяющего эффективно бороться с указанными правонарушениями, наработана практика его применения. Это, кстати, находит 17 положительную оценку со стороны экспертов ГРЕКО. Главное – разрушен стереотип вседозволенности и безнаказанности. И как показал организованный нами Всероссийский конкурс социальной рекламы на тему «Прокуратура против коррупции», молодое поколение воспринимает ее как крайне негативное явление, препятствующее нормальному развитию государства и общества. *** Оценивая состояние преступности в стране, следует отметить, что в 2017 г. вновь зафиксировано ее снижение почти на 5 %. Причем такая тенденция наблюдается последние 5 лет. Убежден, что это в том числе результат продуманной координационной работы прокуроров, руководителей правоохранительных органов на основных стратегических направлениях. Однако необходимо усиливать ее влияние по отдельным категориям преступлений (незаконный оборот наркотиков, оружия). Вместе с тем, опять приходится констатировать, что не произошло существенных изменений в деятельности органов расследования. На фоне сокращения числа направленных в суд дел, количество 18 допущенных нарушений закона (5,2 млн.) выросло. И это притом, что 70% уголовных дел рассматривается в судах в особом порядке, без исследования доказательств. А следователи и дознаватели по указанным делам, как известно, упрощают свою работу до предела. При таких минимальных нагрузках и затраченных интеллектуальных ресурсах мы вправе требовать принципиально иного уровня законности. Тем более у наших следственных органов есть потенциал, что ярко продемонстрировано в ходе расследования злоупотреблений при строительстве космодрома «Восточный». Созданный по поручению Президента и решению Совета Безопасности межведомственный штаб объединил усилия надзирающих прокуроров, следователей, оперативных служб и гособвинителей. В результате в течение года в суд было направлено 49 уголовных дел (почти в три раза больше, чем за предшествующие три года). Таким образом, очень многое зависит от организации нашего взаимодействия и качества надзора на всех стадиях. Обеспечьте четкое исполнение данных установок, оперативно реагируйте на факты необоснованного отказа в осуществлении 19 уголовного преследования, нарушения разумных сроков расследования, безосновательного применения мер процессуального принуждения. Соблюдение конституционных прав граждан – зона личной ответственности прокуроров. Сегодня на досудебной стадии именно от прокурора зависит, чтобы обвинение основывалось на бесспорных доказательствах, а не являлось результатом лишь пристального внимания к событию средств массовой информации и общественности. Ведь не секрет, что порой именно резонанс определяет все последующие действия следствия. Отдельное внимание сосредоточьте на полноте возмещения ущерба, причиненного потерпевшим и государству. На контроле остаются и вопросы наведения порядка в сфере правовой статистики. *** Работа по противодействию экстремизму и терроризму строилась прокурорами с учетом решений Совета Безопасности, Национального антитеррористического комитета, мониторинга криминогенной ситуации в регионах. Это способствовало устранению многих потенциальных угроз. 20 Правоохранительными органами совместно с прокурорами пресечено 1,5 тыс. экстремистских преступлений (+5%), в основном связанных с распространением в сети Интернет призывов к нарушению территориальной целостности нашей страны, общественного порядка и безопасности. Установлено 972 лица их совершивших. На основе судебной и экспертной практики нам предстоит совершенствовать взаимодействие правоохранительных органов по выявлению и расследованию таких деяний. Жесткого реагирования прокуроров требуют попытки иностранных структур, чья деятельность признана нежелательной, продолжать вмешиваться во внутренние дела нашей страны. А в период избирательной кампании по выборам Президента России их активность возросла. Действуют они через другие организации и порой безнаказанно, хотя за такое содействие установлено административное наказание. Прокурорам следует своевременно пресекать подобные факты, привлекая всех виновных к ответственности. Обращайте особое внимание на несогласованные публичные акции. В 2017 г. в сотрудничестве с Национальным антитеррористическим комитетом повышен 21 уровень координации в борьбе с террористическими преступлениями. Уничтожение террористических группировок в Сирии привело к снижению числа граждан России, пытающихся примкнуть к рядам международных террористов, а также возвращающихся из зоны боевых действий. Наряду с превентивными мерами это обусловило сокращение на 16% количества террористических преступлений. Предотвращено 24 теракта. Значительные усилия прокурорами направлялись на защищенность мест массового пребывания людей и уязвимой инфраструктуры. Выявлено 85 тыс. нарушений закона, установлен контроль за рассмотрением актов реагирования. Поручаю еще раз провести их ревизию в целях реального выполнения внесенных требований, осуществления комплекса мер противодиверсионной устойчивости на всех объектах, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу. Крайне важно во взаимодействии с правоохранительными органами обеспечить защищенность избирательных участков, безопасность граждан в период голосования на выборах Президента страны, а также их законность, прозрачность и демократичность. 22 *** Внимание прокуроров было сосредоточено и на проблемах безопасности на транспорте. Транспортные прокуроры добивались усиления досмотрового режима на тысячах объектов, подготовки и аттестации более 6 тыс. сотрудников охранных служб, приостановления эксплуатации воздушных судов, не отвечающих требованиям летной годности. Задачами на текущий год для них остается безопасность полетов, включая обучение летного персонала, контроль за реализацией программ развития транспортной отрасли, соблюдение прав пассажиров, пресечение фактов ввоза в страну продукции, на которую установлены запреты и ограничения. *** Итоги работы в 2017 году органов военной прокуратуры подтвердили их потенциал решать важные государственные задачи, в том числе по соблюдению правопорядка в воинских формированиях, защите социальных прав военнослужащих, лиц, уволенных со службы и членов их семей. Значимыми для военных прокуроров стали мероприятия, проведенные во исполнение Федерального закона от 4 июня 2014 года № 145-ФЗ и поручения Президента страны по переводу органов военной прокуратуры из 23 Министерства обороны, иных ведомств в наш штат. Совместно с Минобороны, ФСБ, Росгвардией был определен порядок взаимодействия при выполнении задач в области обороны и безопасности. Переработано более сотни нормативных актов. В результате реформы военным прокурорам и служащим сохранены все предусмотренные гарантии. И теперь наша структура продолжает функционировать в едином режиме. *** Несмотря на определенные сложности во внешнеполитических отношениях в 2017 г. проделана разноплановая работа по развитию международно-правового сотрудничества. Проведены крупные многосторонние мероприятия по линии прокурорских служб стран СНГ, ШОС, БРИКС, членов Совета государств Балтийского моря, в рамках которых достигнуты договоренности по широкому кругу вопросов. Укреплялось взаимное партнерство в рамках Международной ассоциации прокуроров (объединяющей почти полмиллиона прокурорских работников из 172 стран мира). В конце прошлого года в Санкт-Петербурге открыто ее первое региональное представительство, призванное стать 24 полноценным центром сотрудничества прокуроров из стран СНГ и Восточной Европы. Кроме того, обеспечено практическое взаимодействие с Интерполом, расширяется использование видеоконференцсвязи при поддержании рабочих контактов с зарубежными коллегами, в частности из США и Израиля. В целях защиты прав граждан и борьбы с преступностью мы намерены наращивать взаимовыгодные отношения с компетентными органами иностранных государств. *** Как и прежде, прокуроры в полном объеме обеспечивают участие при рассмотрении уголовных дел в судах, способствуя им в вынесении законных приговоров, реагируя одновременно и на неправосудные решения. В прошлом году по представлениям прокуроров отменены и изменены вышестоящими судами приговоры в отношении 21 тыс. осужденных. До июня необходимо завершить все организационные мероприятия, связанные с началом рассмотрения в районных судах дел с участием присяжных заседателей. *** Отмечу позитивные изменения в сфере исполнения уголовных наказаний. В результате гуманизации уголовного законодательства, установления упрощенных 25 процедур по делам о нетяжких преступлениях, принятия ряда организационных мер за 10 лет численность граждан, находящихся в изоляции от общества, сократилась на треть, с 887 до 602 тыс. Как следствие – снизилось число нарушений закона, связанных с правилами содержания осужденных и следственно-арестованных лиц, сократилась преступность среди них. При этом прокуроры занимали принципиальную позицию при решении вопроса об аресте граждан, добивались средствами надзора создания в следственных изоляторах условий, отвечающих общечеловеческим потребностям. Поручаю держать на контроле вопросы выполнения мероприятий по развитию учреждений УИС, укомплектования их медицинским персоналом, обеспечения современным оборудованием, препаратами, в первую очередь для лечения социально значимых заболеваний. *** Прошедший год был ознаменован повсеместным внедрением современных информационных технологий. Мы тоже определили эту задачу в числе первоочередных. На особом контроле 26 находятся выработанные на совещании Совета Безопасности мероприятия по развитию государственной автоматизированной системы правовой статистики. Кроме того, совместно с Минкомсвязью, Ростелекомом и экспертным сообществом реализуется Концепция цифровой трансформации органов прокуратуры. Основная цель при этом – максимально использовать уже имеющиеся информационные системы, оперативно внедрить новые разработки с тем, чтобы сама надзорная деятельность и ее результаты стали более эффективными, прозрачными и доступными для людей. Поручаю прокурорам субъектов в установленные сроки доложить, как реализуются принятые в этой связи решения совещаний, проведенных в Екатеринбурге и Симферополе. *** Одно из направлений, которых цифровизация коснулась уже сейчас – это работа прокуроров по разрешению заявлений и жалоб граждан и юридических лиц. В истекшем году их поступило 4,8 млн., причем увеличивается число обращений, направленных посредством телекоммуникационных сетей. 27 При их рассмотрении активно использовались возможности единого информационного ресурса органов государственной власти и местного самоуправления, позволяющего вести прием граждан в режиме видеоконференцсвязи. Доказали свою эффективность открытые форумы, на которых прокурорами разъяснялось законодательство, оказывалась правовая помощь. А для обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями, лиц пожилого возраста организовывались выездные приемные в социальных учреждениях, отдаленных населенных пунктах. Всего в 2017 г. прокурорами лично принято более 1 млн. человек. Необходимо расширять полезную практику выездных приемов, обеспечивать коммуникацию с гражданами на объектах транспортной инфраструктуры, предприятиях. *** В 2017 г. продолжена работа по ротации кадров, повышению квалификации сотрудников, организации наставничества, формированию управленческого резерва. В то же время мы оперативно избавлялись от порочащих честь мундира сотрудников. 28 Прошедший год ознаменован также значительным улучшением материального и социального положения прокурорских работников, за что хочу от всего нашего многотысячного коллектива поблагодарить руководство страны. Уважаемые коллеги! В докладе отражены наиболее важные результаты работы ведомства. Но и на других направлениях прокуроры принимали все зависящие от них меры для обеспечения законности и правопорядка. В этой работе мы действовали совместно с органами государственной власти и правоохранительными ведомствами. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех руководителей федеральных органов за конструктивное сотрудничество. Отдельные слова признательности выражаю Вам, уважаемый Владимир Владимирович, за поддержку наших инициатив в решении значимых вопросов. Мы продолжим работу по защите интересов государства и прав граждан, не сбавляя набранных темпов.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1333942/

 

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ