21.02.2018
20 февраля 2018 года в Московском регионе (Российская Федерация) Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (КСГП СНГ) Ермолаев Л.В. принял участие в XI Совещании руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ по теме: «Актуальные направления сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с терроризмом».
Совещание проведено в соответствии с п.2.9.1. Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы под председательством Руководителя Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ) Новикова А.П.
В работе Совещания приняли участие представители:
подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности и специальных служб Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан;
уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ – Исполнительного комитета СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, АТЦ СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ, Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ, Секретариата Совета министров обороны государств – участников СНГ, Совета руководителей пенитенциарных служб государств – участников СНГ, Межгосударственного авиационного комитета;
Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества;
российских государственных органов – Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
С докладом по теме «Сотрудничество государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом» выступил директор Департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Дружинин А.И.
По вопросам повестки дня Совещания также выступили с докладами представители подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ, уставных и отраслевых органов СНГ, Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности, российских государственных органов.
Исполнительный секретарь КСГП СНГ Ермолаев Л.В. поприветствовал участников Совещания и выступил по теме «Об участии КСГП СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма»:
Уважаемый Андрей Петрович!
Уважаемые коллеги!
От имени Координационного Совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (КСГП СНГ) разрешите поприветствовать участников ХI Совещания руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ по теме «Актуальные направления сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с терроризмом».
В 2017 году Советом глав государств СНГ приняты концепции сотрудничества государств – участников Содружества в противодействии коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Председатель Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ, Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Ю.Я. на 27-м заседании КСГП в городе Санкт-Петербурге 29 ноября 2017 года отметил, что в свете данных решений «следует рассматривать вопросы участия прокуратур государств – участников СНГ в реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью и наиболее опасными ее проявлениями - терроризмом и экстремизмом».
КСГП СНГ высоко ценит совместную работу с АТЦ СНГ по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Надёжной основой нашего эффективного сотрудничества является Соглашение о взаимодействии между Секретариатом Координационного совета и Антитеррористическим центром СНГ от 10 июня 2005 года. Мы постоянно работаем над совершенствованием нашего сотрудничества.
Серьезный импульс по координации нашей работы, безусловно, придает совместная реализация Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы.
В январе 2018 года Секретариатом КСГП СНГ обобщена работа по исполнению в 2017 году указанной Программы, в том числе с учетом сведений, полученных из генеральных прокуратур государств – участников СНГ. Обобщенная информация направлена в АТЦ СНГ и Исполнительный комитет СНГ.
В порядке взаимодействия Секретариат направил в АТЦ СНГ отзывы и предложения по Обзору новелл в национальных законодательствах государств – участников СНГ и информацию об имеющихся новеллах правового регулирования деятельности органов прокуратуры в борьбе с терроризмом и экстремизмом в государствах Содружества.
Руководитель Антитеррористического центра государств – участников СНГ Новиков А.П. по нашему приглашению принял участие в 27-м заседании КСГП СНГ в городе Санкт-Петербурге, где выступил с интересной и крайне полезной информацией по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом.
С учетом обращения АТЦ СНГ о заинтересованности участия его представителей в заседаниях КСГП СНГ Секретариатом согласован с Генеральным прокурором Республики Таджикистан вопрос об участии Антитеррористического центра в 28-м заседании КСГП СНГ, которое планируется провести 20 сентября 2018 года в городе Душанбе.
В свою очередь, Секретариат КСГП СНГ выражает заинтересованность в участии в мероприятиях, проводимых по линии АТЦ СНГ и Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ.
В прошедшем году Секретариатом КСГП СНГ налажено взаимодействие с АТЦ СНГ и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества по взаимному обмену информацией в отношении лиц, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности, разыскиваемых на территории стран Содружества. Данные сведения направлялись в соответствующие генеральные прокуратуры государств – участников СНГ для решения вопросов об аресте обвиняемых и ускорения их экстрадиции.
Следует отметить, что в деятельности генеральных прокуратур государств – участников СНГ вопрос борьбы с терроризмом и экстремизмом является одним из приоритетных направлений. При этом большинству генеральных прокуратур государств Содружества в соответствии с национальным законодательством отведена координирующая роль в борьбе с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом.
Генеральная прокуратура Азербайджанской Республики проинформировала, что Азербайджанская Республика вносит свой вклад в борьбу с международным терроризмом, присоединилась к 12 международно-правовым документам ООН в области борьбы с терроризмом, среди которых Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года и другие. Ведется работа по присоединению к иным конвенциям ООН в этой области.
Азербайджанская Республика также подписала 10 европейских документов в области противодействия терроризму.
Важным внутригосударственным нормативно-правовым актом в этой сфере является Закон «О борьбе с терроризмом» 1999 года. Указанный Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Азербайджанской Республике, координирует деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также права и обязанности этих органов и граждан.
Генеральной прокуратурой Республики Армения в рамках исполнения Программы проводится работа по подготовке пакета законодательных реформ по введению изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Армения. В частности, предусматривается криминализация публичных призывов к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, ужесточение наказаний за публичные призывы к совершению преступлений террористической направленности и публичное оправдание либо пропаганду терроризма.
На стадии рассмотрения находится проект нового Уголовного кодекса Республики Армения, которым предусмотрен расширенный список преступлений, относящихся к террористическим, отдельным их проявлениям посвящены конкретные статьи.
В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь в январе 2017 года проведено согласование проекта Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием (доработанный с учетом предложений Российской Федерации, Республики Армения и Антитеррористического центра государств – участников СНГ в ходе заседания экспертной группы 6-7 декабря 2016 года).
Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в отчетном периоде проводился анализ национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. С целью устранения недостатков национального законодательства по имплементации международных стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Законом Республики Беларусь от 18 июля 2017 года № 53-З внесены изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь.
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами в целях пресечения распространения в интернет-пространстве незаконных материалов ведется работа по выявлению и пресечению интернет-ресурсов, пропагандирующих экстремизм и терроризм.
В рамках этой работы за последние шесть лет судами страны по заявлениям прокуратуры Казахстана и уполномоченного органа более 1000 сайтов признаны незаконными с прекращением их распространения на территории страны.
Также Генеральной прокуратурой Республики Казахстан вносятся предписания по временному приостановлению работы сетей и средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и размещенной на них информации в качестве средства борьбы с распространением в Интернете материалов экстремистской и террористической направленности.
В русле реализации Послания Главы государства о внедрении цифровых технологий с 31 июля 2017 года Генеральной прокуратурой Республики Казахстан совместно с другими государственными органами применена IT-система по противодействию пропаганде экстремизма и терроризма в Интернете. Данная система позволила всем государственным органам работать на одной электронной площадке, исключила дублирование работы компетентных государственных органов по предоставлению в Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан сведений о размещенных в Интернете запрещенных материалов в целях их блокировки или удаления. В результате производительность мониторинга, удаления и блокировки таких материалов выросла в 12 раз. IT-система постоянно мониторит Интернет и не позволяет блокированным материалам вновь появляться в Сети. Главный результат этой системы – сокращение доступа пользователей Интернета к экстремистским и террористическим материалам.
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан на постоянной основе проводится работа по взаимодействию с международными организациями (ОБСЕ, ООН и т.д.), мандат которых направлен на борьбу с насильственным терроризмом и радикальным экстремизмом.
Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в целях эффективной борьбы с современными вызовами и угрозами национальной безопасности Кыргызской Республики со стороны международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, а также совершенствования законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму совместно с другими государственными органами разработаны и внесены на рассмотрение в Аппарат Правительства 10 проектов нормативных правовых актов.
Органами прокуратуры Кыргызской Республики усилены профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, особенно в сфере образования. Работа в данном направлении продолжается.
Генеральная прокуратура Республики Таджикистан проинформировала, что в 2017 году правоохранительными и другими государственными органами Республики Таджикистан осуществлена работа по исполнению мероприятий, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом.
Указом Президента Республики Таджикистан 12 ноября 2016 года утверждены Национальная стратегия Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы, а также План действий по реализации указанной стратегии.
Национальная стратегия Республики Таджикистан, будучи документом программного характера, определяет цели, задачи и основные направления государственной политики Республики Таджикистан в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Целями Национальной стратегии являются: анализ факторов и тенденций экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму на территории Республики Таджикистан, определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму в целях защиты конституционного строя Республики Таджикистан.
В рамках выполнения Национальной стратегии на Генеральную прокуратуру Республики Таджикистан возложена важная задача по координации, надзору и обобщению хода ее исполнения.
Генеральная прокуратура Российской Федерации вносит существенный вклад в противодействие терроризму и экстремизму. На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы в 2017 году, которое состоялось 15 февраля сего года в городе Москве, Президент Российской Федерации Путин В.В отметил приоритетность для прокуратуры задач в сфере противодействия терроризму и экстремизму, в том числе с учетом роста преступлений этой направленности.
Российская Федерация является объектом для международных экстремистских и террористических организаций, которые, используя борьбу России с международным терроризмом в Сирии, пытаются любым способом ослабить международные позиции, суверенитет России, стремятся разрушить территориальную целостность государства.
В связи с этим одна из задач прокуратуры связана с организацией и осуществлением международного сотрудничества с прокуратурами других стран по выполнению обязательств, вытекающих из резолюции 2354 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 24.05.2017, предусматривающей комплекс мер по противодействию террористической пропаганде.
В реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму с учетом новых вызовов и угроз прокуратуре отводится особая роль в системе органов государственной власти, для выполнения которой в распоряжении прокуроров имеются соответствующие инструменты.
Необходимость прокурорского обеспечения эффективного противодействия экстремизму и терроризму вытекает из положений базовых федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также других нормативных правовых актов, определяющих примат предупредительной деятельности.
Решая задачи, вытекающие из требований законов, органы прокуратуры посредством осуществления прокурорского надзора, непосредственно участвуют в выявлении, предупреждении и устранении угроз национальной безопасности.
Прокуратура Российской Федерации систематически проводит проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму, в том числе о приоритетном порядке принятия профилактических мер.
Прокуроры участвуют в противодействии экстремистской деятельности и терроризму в пределах своей компетенции, используя весь спектр предоставленных им законом полномочий и правовых средств. Принципиальное значение при этом имеет качество актов прокурорского реагирования, полнота проверочных мероприятий, контроль за устранением выявленных нарушений закона.
В настоящее время в России запрещена деятельность 62 экстремистских и 27 террористических организаций.
В 2017 году органами прокуратуры Российской Федерации внесено 157 требований об ограничении доступа, по результатам которых заблокировано 1,8 тысяч информационных ресурсов, с 46 тысяч интернет-сайтов противоправная информация удалена. Заблокированы многочисленные сайты, пропагандирующие деятельность международных террористических организаций. В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлялось значительное количество интеренет-ресурсов, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности Российской Федерации.
На сегодняшний день приняты решения о признании нежелательной на территории России деятельности 11 иностранных неправительственных организаций.
Следует отметить особую роль в вопросах по выработке международных мер противодействия терроризму и экстремизму Организации Объединенных Наций.
В докладе Генерального секретаря ООН об угрозе терроризма для международного мира и безопасности и о масштабах усилий ООН по оказанию поддержки государствам в борьбе с этой угрозой, прозвучавшем на трибуне ООН 31 января 2018 года, отмечена роль Антитеррористического центра государств – участников СНГ в работе, направленной на объединение усилий подразделений финансовой разведки и компетентных органов в деле борьбы с финансированием терроризма.
В настоящее время Исполнительный директорат Контртеррористического комитета, Управление ООН по наркотикам и преступности и Международная ассоциация прокуроров занимаются разработкой практического руководства с целью повышения эффективности практики оказания правовой, экстрадиции и координации международного сотрудничества.
В целях решения новых и возникающих проблем в области борьбы с терроризмом в докладе ООН государствам предлагается, в частности, расследовать в судебном порядке или осуществлять экстрадицию террористов, наращивать уровень профессиональной подготовки и обеспечения ресурсами центральных органов и назначение органов, координирующих международной сотрудничество, которые должны работать в круглосуточном режиме.
Следует отметить, что в государствах Содружества Независимых Государств центральными органами по вопросам оказания международной правовой помощи и экстрадиции являются генеральные прокуратуры стран Содружества.
В 2017 году представители КСГП СНГ принимали участие в проведении совещаний, конференций, в том числе на площадках Организации прокуроров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, Международной ассоциации прокуроров, в заседаниях Совещания руководителей рабочих структур органов СНГ по обеспечению сотрудничества в сфере правопорядка и безопасности, экспертных групп при Исполнительном комитете СНГ по вопросам согласования проектов программ сотрудничества в борьбе с преступностью, в заседаниях Объединенной комиссии при Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, в мероприятиях Парламентской Ассамблеи ОДКБ.
Хотелось бы отметить значительную координирующую роль Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств в организации взаимодействия органов Содружества по вопросам борьбы с преступностью, в реализации совместных программ и мероприятий по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
В заключение хочу подчеркнуть, что Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ и впредь будет вносить вклад в дело усиления борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом, и обеспечивать во взаимодействии с другими органами Содружества правопорядок и безопасность на территории государств – участников СНГ.
Благодарю за внимание.
По результатам Совещания был принят итоговый документ, в котором намечены конкретные мероприятия по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Совещание прошло в духе сотрудничества и взаимопонимания.
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ