ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24.05.2019

В своем выступлении перед депутатами глава надзорного ведомства подчеркнул, что борьба с коррупцией в стране – один из важнейших приоритетов политики белорусского государства. 

«В Беларуси постоянно снижается число зарегистрированных уголовно наказуемых деяний. Вместе с тем факты коррупции за последние пять лет участились. С одной стороны – это результат работы правоохранительных органов по их выявлению и пресечению, с другой – явные недостатки в предупредительной деятельности государственных органов и организаций» – констатировал Александр Конюк. 

Генпрокурор проинформировал депутатов о том, что в 2018 году в сравнении с 2017 годом на треть – до 2 тысяч – увеличилось число учтенных коррупционных преступлений, к ответственности привлекается около 1 тысячи должностных лиц. 

«Установлен материальный ущерб в сумме более 22 млн рублей, из которых возмещено 11,9 млн рублей. На имущество обвиняемых и иных лиц стоимостью свыше 30 млн рублей наложен арест, что позволит обеспечить возмещение ущерба», – заверил он. 

Важной профилактической мерой в противодействии коррупции назван Декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 10 мая 2019 года «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией (далее – Декрет). 

«Под действие документа подпадают лица, осужденные за совершение преступлений против интересов службы, а также осужденные за совершение преступлений, сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Осужденные за такие преступления теперь не смогут рассчитывать на условно-досрочное освобождение или замену назначенного судом наказания на более мягкое, – пояснил Александр Конюк. – Считаю изданный Главой государства Декрет своевременным и способным оказать позитивное влияние на предупреждение коррупционных проявлений». 

Составы коррупционных преступлений согласно Декрету: 

  • статья 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями);
  • ч.2 и ч.3 статьи 235 УК (легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем); 
  • статья 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями); 
  • статья 425 УК (бездействие должностного лица); 
  • ч.2 и ч.3 статьи 426 УК (превышение власти или служебных полномочий при совершении из корыстной или иной личной заинтересованности); 
  • статья 429 УК (незаконное участие в предпринимательской деятельности); 
  • статья 430 УК (получение взятки); 
  • статья 431 УК (дача взятки); 
  • статья 432 УК (посредничество во взяточничестве); 
  • статья 455 УК (злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти при совершении из корыстной или иной личной заинтересованности). 

 

Отвечая на вопрос о мерах нормативного характера для усиления борьбы с коррупцией, Генеральный прокурор рассказал о подготовке и направлении Главе государства проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». 

Вот его основные предложения.

Для дальнейшего совершенствования системы мер борьбы с коррупцией Александр Конюк предложил также изучить ряд смежных вопросов: 

  • при устройстве на работу кандидатов на должности с повышенным уровнем коррупционных рисков ввести проверку на полиграфе; 
  • развивать механизмы декларирования доходов и имущества с целью реализации их профилактического потенциала (возможно декларирование имущества в электронном виде, обнародование деклараций и совершенствование их проверки); 
  • проработать внесение в законодательство такого основания для увольнения с госслужбы, как «утрата доверия»; 
  • запретить должностным лицам занимать должность в тех организациях, которые они курировали до увольнения; 
  • усовершенствовать систему закупок, в том числе пересмотреть вопрос о сроках выделения денег на госзакупку (сейчас предприятия получают средства в конце года и должны их быстро освоить, прокуратура же предлагает выделять деньги в течение года, чтобы избежать поспешных и необдуманных закупок); 
  • ввести в 2019-2020 годах в ССУЗах и ВУЗах специальный курс, который будет посвящен вопросам коррупции. 

 

Отвечая на вопрос о причинах коррупционного поведения должностных лиц, Генеральный прокурор наряду с субъективным фактором, неспособностью отдельных чиновников устоять перед искушением обогащения, назвал и причины организационного характера: «Прокурорские проверки показали недостатки в организации работы по противодействию коррупции в системе государственных и иных органов. Порой руководители и должностные лица не знали норм антикоррупционного законодательства. А в результате у них низкая требовательность к подчиненным сотрудникам по его соблюдению, ‑ пояснил Александр Конюк. ‑ Работа кадровых, юридических и иных служб, цель которых – соблюдение ограничений, специальных требований финансового контроля в отношении государственных должностных лиц, велась ненадлежащим образом. При этом деятельность созданных антикоррупционных комиссий часто не была налажена должным образом. Конечно, имели место и кадровые просчеты, когда на руководящие должности назначались лица с низким уровнем правосознания и нравственности, недостаточными профессиональными качествами». 

По материалам Пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

 

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ