СЕКРЕТАРИАТ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

07.04.2023

6 апреля 2023 г. в Москве Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ Зимин В.П. принял участиевXVIСовещании руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ.

В работе Совещания приняли участие представители 9 органов безопасности и специальных служб государств Содружества – Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, 6 органов СНГ (Исполнительного комитета, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров, Секретариата Совета министров обороны, Совета руководителей подразделений финансовой разведки), международной организации – Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности, 2 научно-образовательных организаций – Российского государственного университета нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Московского государственного лингвистического университета.

Открыл Совещание руководитель АТЦ СНГ Сысоев Е.С.

С приветственным словом к участникам обратились официальный представитель Государственного комитета Кыргызской Республики в Российской Федерации Тургунбеков М.Э., Директор департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Буров А.А. и Исполнительный секретарь КСГП СНГ Зимин В.П.

Зимин В.П. в своем выступлении затронул вопросы взаимодействия Секретариата КСГП с АТЦ СНГ в сфере противодействия терроризму и экстремизму, рассказал о работе по модернизации договорной базы Содружества в сфере международного правового сотрудничества, которая проводимой в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ,  в том числе по модернизации Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма (2006 г.).

 На Совещании обсуждены актуальные вопросы противодействия терроризму и экстремизму на пространстве СНГ, в том числе об оценках угроз террористического характера на пространстве СНГ и опыте деятельности компетентных органов государств Содружества по противодействию терроризму, основных особенностях и порядке проведения совместного антитеррористического учения компетентных органов государств – участников СНГ «Евразия - Антитеррор – 2023».

Тезисы выступления Зимина В.П. приводятся ниже.

По результатам Совещания принят итоговый документ, в котором намечены пути дальнейшего повышения эффективности взаимодействия по линии сотрудничества спецслужб в сфере противодействия терроризму и экстремизму на среднесрочную перспективу.

 Тезисы выступления Зимина В.П. на XVI Совещании руководителей национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ:

 

«Уважаемый Евгений Сергеевич!

 Уважаемые коллеги!

 

Позвольте прежде всего от имени Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств и от себя лично приветствовать всех участников XVI Совещания руководителей национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ, а также выразить организаторам Совещания признательность за приглашение и традиционно отличную подготовку мероприятия.

В повестке дня сегодняшнего Совещания – серьезные и актуальные вопросы, отражающие необходимость повышения эффективности предупреждения и реагирования на террористические угрозы и вызовы, значительно возросшие в связи с существенным осложнением международной обстановки и ситуации, особенно на периметре Содружества.

Убежден, что работа Совещания будет способствовать успешному решению задач в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом и позволит выработать востребованные практические рекомендации.

Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ и его Секретариат вносят свой вклад в общие усилия на данном направлении, организуя взаимодействие и сотрудничество прокуратур государств – участников Содружества в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Приоритетной задачей для нас является организация взаимодействия с профильными органами Содружества, осуществляющими борьбу с терроризмом и экстремизмом, и, прежде всего, с Антитеррористическим центром государств – участников СНГ.

Надежной основой нашего сотрудничества является Соглашение о взаимодействии между Секретариатом Координационного совета и Антитеррористическим центром СНГ от 10 июня 2005 г.

Серьезный импульс повышению эффективности нашей работы, безусловно, придает совместная реализация программ сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом.

В январе 2023 года Секретариатом обобщена работа по исполнению прокуратурами, участвующими в деятельности Координационного совета, Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020 – 2022 годы.  Обобщенная информация направлена в АТЦ СНГ и Исполнительный комитет СНГ.

Результаты выполнения этой программы планируется рассмотреть на 33-м заседании Координационного совета, которое состоится в сентябре этого года в городе Баку (Азербайджанская Республика).

В настоящее время реализуется очередная Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023 – 2025 годы. Уверен, что надлежащее ее исполнение будет способствовать совершенствованию практики международного антитеррористического сотрудничества и борьбы с терроризмом и экстремизмом на национальном уровне.

С глубоким удовлетворением хочется отметить, что наше сотрудничество с Антитеррористическим центром продолжает успешно развиваться.

Налажено взаимодействие с АТЦ СНГ по обмену информацией в отношении лиц, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности, разыскиваемых на территории стран Содружества. Представляемая АТЦ СНГ информация направляется Секретариатом в заинтересованные генеральные прокуратуры государств – участников СНГ для решения вопросов об аресте обвиняемых и их выдаче.

На регулярной основе осуществляется обмен информационно-аналитическими материалами по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом. Отмечу высокое качество подготовленных АТЦ таких материалов, которые мы с удовольствием направляем в генеральные прокуратуры и базовые организации государств – участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратур, а именно: в Академию правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан и Университет прокуратуры Российской Федерации.

Представители Центра участвуют в заседаниях Координационного совета.

Рассчитываем и в дальнейшем укреплять взаимодействие с Антитеррористическим центром, уделив особое внимание совместной работе по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ, в том числе на «площадке» Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

В связи с этим хотелось бы отметить, что Перспективным планом модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023 – 2025 годы предусмотрена, в частности, разработка Модельного закона  «О противодействии использованию автономных и роботизированных систем в террористических и экстремистских целях» (2024 г.), Изменений к Модельному закону «О противодействии терроризму» (2024 г.) и Рекомендаций по реализации административно-правовых мер, осуществляемых уполномоченными органами в сфере обеспечения антитеррористической безопасности государств-участников СНГ (2025 г.).   

Полагаем также, что государствам – участникам СНГ следует активизировать работу по модернизации применимых региональных (и, при необходимости, двусторонних) договоров об антитеррористическом сотрудничестве. Особенно в вопросах, касающихся информационно-коммуникационных технологий.

В первую очередь, это относится к антитеррористическим конвенциям, заключенным в рамках Содружества.

Думаю, имеется необходимость в актуализации Договора о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (1999 г.) и Протокола об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств (2002 г.). Оба этих антитеррористических договора заключены более 20 лет назад.

 В настоящее время в рамках Координационного совета проводится работа, направленная на модернизацию договорной базы Содружества в сфере международного правового сотрудничества.

Эта работа проводится также с учетом распоряжением Исполнительного комитета СНГ от 16 декабря 2022 г. «Об инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в 2023 – 2024 годах».

Полагаем, что настало время вместо Минской и Кишиневской конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 и 2002 гг., соответственно) разработать договор «третьего поколения», который учитывал бы современную юридическую практику, в т.ч. договорную, и охватывал бы не только традиционные вопросы (например, выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам), но и другие актуальные аспекты взаимодействия, в том числе т.н. «полицейского» (правоохранительного) сотрудничества.

Уверен, что в таком договоре, в частности, необходимы положения о сотрудничестве в случаях ответственности юридических лиц, связанной с совершением преступлений ее работниками в интересах этих юридических лиц (например, актов коррупции, отмывания, финансирования терроризма). А такая ответственность по законодательству различных государств-участников СНГ может быть как уголовной, так и административной или гражданско-правовой.

Следует предусмотреть также крупный блок положений о взаимодействии в вопросах розыска, изъятия, ареста, конфискации и, что очень важно, возврата запрашивающей стороне имущества, полученного от преступлений и конфискованного в результате международного сотрудничества. При этом следует регламентировать и сотрудничество в указанных вопросах применительно к конфискации имущества, не связанной с уголовным осуждением (т.е. конфискации в административном или гражданско-правовом порядке в отношении как физических, так и юридических лиц).

Очевидно, что необходимо предусмотреть и электронный обмен документами в рамках исполнения нового договора.

Следует также сказать, что совершенствованию практики антитеррористического сотрудничества способствуют и международные межведомственные соглашения и иные договоренности о взаимодействии с компетентными органами других государств. Важно поддерживать их в актуализированном состоянии.

В связи с этим должен проинформировать, уважаемые коллеги, что по решению КСГП СНГ Секретариатом организована разработка проекта соглашения, направленного на модернизацию Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма (2006 г.). По нашему приглашению в этой работе принимает участие и АТЦ СНГ, представивший солидный пакет конкретных предложений.

На наш взгляд, эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом в национальном и международном планах будет зависеть и от успешности борьбы с сопутствующими ей преступлениями (в первую очередь, незаконной миграцией, коррупцией и отмыванием криминальных активов).

Важное значение имеет работа по приведению национального законодательства в соответствие с потребностями практики,в том числе обусловленныминовыми тенденциями и вызовами преступности, особенно вызванными научно-технологическими достижениями.

Например, очевидно, что мировое сообщество в целом оказалось не готово эффективно противодействовать некоторым преступлениям – например, преступлениям в сфере высоких технологий. В частности, на повестке дня стоит вопрос о противодействии применению в преступных, в т.ч. террористических, целях роботизированных систем и систем искусственного интеллекта.

Как представляется, целесообразно в плане криминологического прогнозирования организовать (для начала на национальном уровне) проведение на постоянной основе и на возможно более ранней стадии анализ криминогенного потенциала достижений науки, техники и технологий в преступных целях, в т.ч. перспективных (особенно, в сфере биотехнологий и генной инженерии), а также возможностей их использования в антикриминальной борьбе.

Очевидно, что нельзя снижать темпы и качество работы по сближению (т.е. гармонизации и унификации) антитеррористического законодательства и практики государств-участников Содружества путем разработки и совершенствования модельного законодательства и рекомендаций в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Особенно это касается вопросов криминализации и средств правового реагирования контртеррористического характера, прежде всего касающихся использования информационно-коммуникационных технологий (в частности, правового инструментария по выявлению и пресечению каналов финансовой и ресурсной подпитки терроризма, в т.ч. с применением виртуальных валют, о признании информационных материалов экстремистскими, по ограничению доступа к информационным ресурсам в сети Интернет и о признании организации террористической, ее ликвидации и запрещении ее деятельности).

Это является важным для осуществления эффективного правового сотрудничества, включая вопросы выдачи и признания и исполнения иностранных решений антитеррористического характера.

В заключение своего выступления хочу пожелать всем участникам совещания плодотворной работы.

Благодарю за внимание!»

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ