05.12.2024
Ежегодно 6 декабря отмечается День прокуратуры страны.
Ведь именно в этот день в 1991 году была утверждена система высшего надзорного органа Республики Казахстан.
За годы независимости прокуратура стала опорой государства в укреплении законности и правопорядка в обществе.
В этом году прокуратура добилась хороших результатов в вопросах социальной защиты населения, защиты интересов индивидуальных предпринимателей и инвесторов, граждан и государства в экономическом секторе, возврата государству незаконно полученных активов, расследования уголовных дел, поддержки государственного обвинения, цифровизации правовых процессов, международного сотрудничества и обеспечения законности в других направлениях.
В преддверии профессионального праздника удалось побеседовать с Генеральным прокурором страны Бериком Асыловым о важных аспектах работы высшего надзорного органа.
Вопрос: Берик Ногаевич, прежде всего, поздравляем Вас и всех сотрудников прокуратуры страны с наступающими профессиональными праздниками!
Ответ: Благодарю Вас за поздравления и благодарю за предоставленную возможность высказать свое мнение на главной странице издания страны.
Вопрос: Можно ли разделить четвертьвековую деятельность прокуратуры Казахстана на определенные периоды? Какое влияние эти периодические изменения оказали на надзорную деятельность?
Ответ: прежде всего, хотелось бы немного остановиться на целях и задачах прокуратуры.
Прокуратура, в первую очередь, направляет свой надзорный потенциал на защиту главных ценностей конституции – человека, его жизни, прав и свобод. Главный принцип его работы-неукоснительное соблюдение закона и порядка.
Наша задача через средства прокурорского надзора добиться выполнения принципа «абсолютной нетерпимости» к любым правонарушениям, обеспечить правопорядок в обществе. Известно, что главным средством профилактики правонарушений и восстановления справедливости является мера пресечения от наказания.
В целях обеспечения законности в обществе мы постоянно совершенствуем методы и средства надзора с использованием современных технологий. Постоянно осуществляем обмен передовым опытом зарубежных партнеров. В целом, мы планомерно проводим интенсивную работу по повышению эффективности нашей деятельности.
Что касается вашего вопроса о пути и истории становления прокуратуры, то с момента обретения суверенитета прокуратура активно развивается, усиливая защиту прав граждан.
В декларации о государственном суверенитете от 25 октября 1990 года, первом высшем политическом документе страны, отмечается, что надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики возлагается на прокурора. Принятие 6 декабря 1991 года Постановления Верховного Совета «о создании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, их самостоятельном функционировании и независимости» стало важным шагом в истории надзорного органа страны.
Именно это важное решение-прокуратура Казахстана проложила путь к разгадке исторического ежегодника.
Особенно важным историческим моментом стало принятие закона О Родине 1995 года. В нашем законе определена президентская форма правления нашего государства. В частности, он уточнил и утвердил, что прокуратура будет непосредственно подчинена главе государства, ее независимость от других государственных органов, а также единую централизованную систему поэтапного подчинения надзорных органов.
В 2022 году на республиканском референдуме был сделан новый поворот в истории надзорного органа путем внесения изменений в Ата закон. В обновленной Конституции закон О прокуратуре получил конституционный статус.
Вопрос: Берик Ногаевич, правоохранительные задачи, стоящие перед прокуратурой, связаны со многими проблемами, с которыми сталкивается каждый из нас в жизни.
Даже иногда кажется, что большая часть вопросов общественной жизни связана с прокурорским надзором, каково Ваше мнение в связи с этим? Кратко рассмотрим основные направления деятельности и масштабы работы прокуратуры.
Ответ: Ответ на этот вопрос вы найдете в Конституции. В нем четко обозначены основные функции прокуратуры. Это высокий надзор за соблюдением законности, представление интересов государства в суде и осуществление уголовного преследования.
В ходе конституционной реформы 2022 года генеральному прокурору было предоставлено право обращаться непосредственно в Конституционный суд.
Эти функции отражены в Конституционном законе «О прокуратуре», процессуальных кодексах и других законах, принятых два года назад.
Прокуроры обеспечивают соблюдение законности в уголовно-правовой сфере, включая оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, поддержку обвинения в суде.
По мере того, как наши граждане узнают о деятельности высшего надзорного органа, раскрывается многообразие и многогранность нашей деятельности.
Прокуроры создают следственно-оперативные группы, руководят ими, сами расследуют дела. С начала 2023 года досудебное расследование пыток перешло в компетенцию только прокуроров.
Также осуществляем надзор за законностью введенных в действие судебных приговоров, исполнением уголовных наказаний, соблюдением прав осужденных в исправительных учреждениях, прохождением пробации и социальной адаптацией лиц, отбывших наказание.
То есть сегодня деятельность прокуратуры охватывает весь период уголовно-правовой сферы.
Масштабы надзорной деятельности также увеличились в сфере общественных интересов. При этом мы работаем над защитой иных прав граждан, не связанных с социальной, экономической и преступной сферой.
Особенно мы защищаем интересы тех, кто нуждается в помощи – детей, пожилых людей и тех, чьи права нельзя защитить самостоятельно.
Сфера трудовых отношений находится в нашем особом внимании. В этом году по акту прокуратуры защищены права 122 тыс. работников, взыскана заработная плата на сумму 278 млн тенге.
Также осуществляем надзор за соблюдением законодательства о собственности, финансового законодательства, налогового, таможенного, бюджетного, природоохранного законодательства.
В транспортной сфере интересы государства защищены на сумму более 640 млн.
В сферу надзора входят дела по административным правонарушениям, гражданскому процессу, административному правосудию, исполнению судебных решений по гражданским делам.
Средства надзора также мобилизуются в случаях угрозы жизни и здоровью людей, безопасности страны.
Так сложился системный надзор за обеспечением правопорядка в социально-экономической сфере.
В этом году по актам прокуратуры восстановлены конституционные права более 287 тыс. человек, защищено около 1,5 млн подростков, из них взыскано 4 млрд тенге по алиментам.
В армии принимаются системные меры по обеспечению законности и правопорядка. Прокурорами защищены права более 10 тысяч военнослужащих и членов их семей, в том числе по вопросам оказания медицинской помощи, соблюдения трудовых прав, включая своевременную выплату всех причитающихся компенсаций и пособий.
Одним из основных направлений является международное сотрудничество. Взаимодействие с другими странами в уголовно-правовой сфере, представление интересов государства за рубежом по вопросам уголовного преследования – дело особо ответственное.
Сейчас прокуроры участвуют в иностранных и международных арбитражах, предъявляют гражданские требования, связанные с возвратом активов.
Генпрокуратура формирует правовую базу сотрудничества с иностранными государствами путем заключения международных договоров.
В целом прокуратура, как высший надзорный орган, выполняет задачу координации всех заинтересованных органов в вопросах законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Под моим руководством на заседаниях Координационного совета были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся эффективных мер по предупреждению преступности, наркобизнеса, мошенничества, противодействия семейно-домашнему насилию, обеспечения безопасности дорожного движения и других важных для общества тем.
Я касаюсь только основных сфер деятельности прокуроров, готов ответить, если у вас есть вопрос о конкретном направлении надзорной отрасли.
Вопрос: Берик Ногаевич, спасибо за подробный ответ! Теперь хочу перейти к отдельным направлениям надзора.
Конституционный закон О прокуратуре возлагает защиту при вмешательстве государственных органов, в том числе на местном уровне, в деятельность субъектов частного предпринимательства.
В прошлом году глава государства поручил Генеральной прокуратуре работать над инвестиционными проектами. Расскажите о работе с инвесторами. Как проводится их сопровождение, ведется ли эта работа за рубежом и как часто требуется прокурорская помощь в защите интересов частного бизнеса?
Ответ: мы регулярно освещаем нашу работу в этом направлении, проводятся брифинги и другие мероприятия. О сопровождении инвестиционных проектов можно многое сказать.
Хочу отметить, что эта работа касается не только прокуратуры. При этом сложилась масштабная система, которая занимается привлечением инвестиций. В него входят комитет по инвестициям Министерства иностранных дел, АО «Kazakh Invest», акиматы. У каждого свои задачи и функции. Их цель общая-улучшение инвестиционного климата, вклад в экономику страны, улучшение социальных условий граждан, создание новых отраслей и создание рабочих мест, повышение благосостояния населения за счет достойной оплаты труда.
В настоящее время в рамках так называемого» прокурорского фильтра " прокуроры проверяют контрольно-надзорные и другие государственные органы перед принятием решений ограничительно-запрещающего характера.
Теперь без согласия прокурора ни один государственный орган не имеет права проверять инвестора, привлекать к административной ответственности, прекращать деятельность, отозвать лицензию, в одностороннем порядке расторгать договор и предъявлять иски.
Сегодня "прокурорский фильтр" оцифрован в системах национальной цифровой инвестиционной платформы и Комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры. Решения всех государственных органов в отношении инвесторов поступают прокурору в режиме реального времени, что обеспечивает своевременное принятие решений государственных органов.
Эта работа ведется последние полтора года и дает положительные результаты.
Прокурорами отказано в даче согласия на 584 решения государственных органов, пресечено 248 проверок и 229 административных дел.
Всего в этом году нашими сотрудниками введено 195 надзорных актов, в результате рассмотрения которых отменены 54 решения государственных органов. За нарушение прав инвесторов наказаны 119 должностных лиц разного уровня.
На сегодняшний день прокуратура сопровождает 769 проектов общенационального пула из 27 стран мира и 70 крупных инвесторов в области энергетики, туризма, пищевой промышленности, машиностроения, медицины, сельского хозяйства, транспортно-логистической системы и других важных направлений.
Предмет сопровождения-правовая поддержка и защита интересов инвесторов при реализации проекта. В случае возникновения каких-либо проблем в работе инвесторов, решаем их оперативно, не допускаем бюрократических хлопот. Каждое обращение инвесторов рассматриваем без направления в уполномоченные органы.
В регионах работают фронт-офисы. Прокуроры ежедневно встречаются с инвесторами, рассматривают их кейсы, разрабатывают меры по восстановлению прав и при необходимости дают поручения соответствующим уполномоченным органам.
В рамках данной работы оказана помощь 596 инвесторам, в том числе иностранным инвесторам из Турции, ОАЭ, Германии, Сингапура, Китая, России и Франции
Их вклад в экономику Казахстана составляет 9,9 трлн тенге.
Например, в рамках прокурорского сопровождения инвестору была предоставлена дополнительная земля для расширения проекта по строительству парогазового устройства стоимостью 450 млн долларов США.
Другой пример: иностранному инвестору с объемом инвестиций более 192 млн долларов США была оказана помощь в получении гранта на строительство инфраструктуры, такой как железные дороги, водоводы и электроснабжение.
В настоящее время законодательно закрепляется внедрение «прокурорского фильтра» по сопровождению инвестиционных проектов.
Формирование реестра отечественных и зарубежных инвесторов станет законодательной новеллой. В этот реестр войдут инвесторы, у которых есть конкретные проекты, важные для страны, и к ним будет применен «прокурорский фильтр».
Также Предпринимательский кодекс дополняется нормой о том, что решения государственных органов о проведении проверки в отношении инвесторов, включенных в реестр, принимаются только в случае их обязательного согласования с прокурором.
Гражданским процессуальным кодексом будет предусмотрено положение, обязывающее государственные органы после обязательного согласования с прокурором (аналогично согласованию с вышестоящими государственными органами права государственных органов на обращение в суд по вопросам обжалования вступивших и не вступивших в законную силу решений суда) обращаться в суд с иском в отношении инвесторов.
Аналогичные поправки по согласованию с прокурором решений государственных органов о возбуждении административного производства будут рассмотрены в Кодексе об административных правонарушениях.
Надеемся, что соответствующий законопроект будет принят парламентом до конца года.
Практика сопровождения инвестиционных проектов прокурорами существует и в других странах, такой механизм мы внедрили с учетом их опыта. Руководствуется опытом Сингапура, который является наиболее благоприятной страной для инвесторов. Не остался без внимания и опыт соседней узбекской страны. Отмечу, что все это комплексные и эффективные мероприятия, проводимые на благо нашего народа.
Вопрос: мы знаем, что прокуроры вместе с инвесторами защищают права индивидуальных предпринимателей. Вкратце остановитесь на работах в этом направлении?
Ответ: в случае наличия фактов вмешательства государственных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей защита прокурорами их прав прямо подчеркивается в Конституционном законе О прокуратуре.
Стоит обратить внимание на то, что прокуроры всегда защищают интересы только добросовестного бизнеса.
С 2000 года в комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры проверка бизнеса подлежит обязательной регистрации.
С 2015 года плановые проверки полностью запрещены.
Вместо них введен профессиональный контроль, основанный на системе управления рисками. Он направлен не на карательный характер, а на профилактику, без штрафов. Только в случае не устранения недостатков может быть привлечен к ответственности.
Работа по снижению нагрузки на бизнес со стороны контролирующих органов продолжена и в майском указе главы государства о мерах по либерализации экономики.
В результате проверки планово сократились, за 10 лет их количество сократилось в 6,5 раза (с 319 до 48 тыс.).
Все это положительно скажется на деловом климате Казахстана. Ежегодно мы защищаем права десятков тысяч предпринимателей, отменяем тысячи незаконных ограничительных мер, пресекаем около девяти тысяч незаконных проверок, более тысячи чиновников подвергаются наказанию.
Совместно с НПП» Атамекен " и депутатским корпусом на постоянной основе проводятся бизнес-форумы. Там разрабатываются меры по решению системных проблем для бизнеса. Только в этом году по итогам форума было решено более 40 подобных вопросов.
Например, Минсельхоз не обновил данные о предельной стоимости сельскохозяйственной техники, которая с 2022 года стала основанием для предоставления субсидий. В результате крестьяне получали лишь незначительные выплаты на свои расходы.
По нашей инициативе пересмотрены предельные цены на 58 видов сельскохозяйственной техники, используемой крестьянами.
Сокращена практика налогообложения рекламы, проведение незаконных мониторингов, выпуск налоговых приказов в отношении индивидуальных предпринимателей, определены места для розничной торговли и проделана большая работа.
Вопрос: одна из тем, которая сейчас волнует общество, - это возвращение государству незаконно присвоенных активов.
Это, конечно, закрытая тема по закону, и их публикация недопустима. Но, тем не менее, хотелось бы получить ответы на ряд вопросов, в частности, об общем объеме возвращенных активов, какие социальные проекты реализуются за счет этих средств?
Ответ: действительно, это одно из самых актуальных направлений деятельности прокуратуры.
В июле 2023 года Парламент принял закон, положивший начало этой работе. В Генеральной прокуратуре создан автономный Комитет по возврату активов, который является рабочим органом Комиссии при Правительстве.
В комитете работает профессиональный коллектив юристов, экономистов, специалистов банковской сферы, других направлений. Они анализируют множество документов, касающихся различных отраслей экономики. Это большая тяжелая работа.
Вы знаете, что работа по возврату активов началась еще до принятия закона. На сегодняшний день активы возвращены на сумму около двух триллионов тенге.
В своем Послании народу Казахстана Президент отметил необходимость участия субъектов возврата активов в строительстве социально-культурных объектов.
Как вы знаете, ранее на заседании комиссии при правительстве за счет средств субъектов возврата активов было одобрено строительство: спортивного комплекса для одаренных спортсменов на 120 мест в городе Аркалык, реабилитационного центра для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Астане, тренировочного центра для лиц с особыми потребностями на 400 мест в Алматы.
В настоящее время комитетом Генеральной прокуратуры заключены соглашения о реализации 7 социальных проектов на сумму более 18 млрд тенге.
Также правительством за счет средств специального государственного фонда принято решение о строительстве спортивного комплекса в селе Зеренда Акмолинской области, музыкальной школы в селе Темирлан Туркестанской области, специального детского сада в городе Актобе и школы в селе Жамансор Атырауской области.
Работа в этом направлении продолжается.
Вопрос: теперь остановимся на уголовно-правовой сфере. Как известно, в данной сфере за последние годы произошли существенные изменения, роль прокуратуры в этом плане модернизирована. Думаю, читателям будет интересно узнать о результатах проделанной работы в данном направлении.
Ответ: все реформы в этой сфере предпринимаются для усиления защиты конституционных ценностей государства.
Комплексная модернизация уголовно-правовой системы была проведена десять лет назад с принятием действующего Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного законодательства.
Дальнейшее совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики проводилось в рамках поставленных Президентом задач с учетом направлений, обозначенных в Концепции правовой политики до 2030 года.
Параллельно с этим поэтапно совершенствуется законодательная база, сформирована судебная и правоохранительная практика с учетом новых подходов.
Действенным шагом реформирования станет внедрение трехзвенной модели уголовного процесса по опыту стран ОЭСР.
Что ты говоришь. - Да, - сказал я.
В 2020 году глава государства в Послании народу Казахстана рассказал о проблемах досудебного периода.
Во-первых, известно, что в работе этих следственных органов преобладает склонность к обвинениям, происходит ненадлежащее вовлечение граждан в сферу уголовного преследования. Главная ошибка заключается в том, что оперативники и следователи работали под руководством, полагая, что основной задачей является только раскрытие преступления.
Также прокурорский надзор начинался с задержек, прокуроры знакомились с делом только перед отправкой в суд.
В этой связи с 2021 года начался переход на новую модель уголовного процесса, в этом контексте четко определен уровень ответственности следственных органов, прокуратуры и суда.
Органы досудебного расследования выявляют подозреваемых, занимаются сбором показаний к доказательству их вины.
Прокуратура дает оценку собранным материалам, утверждает ключевые решения расследования, если доказательств достаточно, направляет дело в суд и поддерживает обвинение.
Суд рассматривает дело и выносит приговор.
В настоящее время уголовный процесс работает по этой системе.
Главное, что на начальной стадии досудебного расследования сформировался дополнительный правоохранительный щит, защищающий людей от необоснованных решений следственных органов.
Решения органов уголовного преследования, вынесенные без согласия прокурора, не имеют юридической силы и правовых последствий.
За время реализации трехзвенной модели «прокурорского фильтра» прошло около полутора миллионов следственных решений.
Не допущено принятие более 112 тысяч незаконных процессуальных актов в отношении прав подозреваемых и потерпевших.
Прокурорами предотвращено незаконное привлечение к уголовной ответственности более 8 тысяч человек.
В последующие три года прокуроры самостоятельно составляют обвинительные акты по коррупции, убийствам и другим особо тяжким преступлениям. С 2026 года обвинительные акты по всем делам, завершившим предварительное расследование, будут переданы в прокуратуру.
Вот «какие изменения произошли с введением Трехсложной модели?"возникает законный вопрос.
Конечно, снизились сложности, принятие решений переведено в онлайн-режим, в результате приостановлена недобросовестная бумажная волокита, более полно применяются цифровые технологии, и даже ряд процессуальных действий осуществляется через систему Единого реестра досудебных расследований. Например, назначаются экспертизы, берутся справки, заключения и т.д.
Таким образом, усиливается защита прав человека, повышается качество расследований.
Так, жалобы на работу следственных органов сократились на четверть (в прошлом году-1707, в этом-1299).
Значительно сократились и отдельные постановления судов, обжаловавших низкое качество расследования (с 2073 по 1407).
Прокуроры и суды редко возвращали дела следственным органам за нарушения и ошибки, в частности, в этом году судами было возвращено 433 дела, а в прошлом году-1247, в этом году прокурорами было возвращено 614 дел и в прошлом году-637.
Еще раз остановлюсь на одном важном вопросе. Адвокаты, потерпевшие, их защитники и другие участники уголовного процесса имели равный доступ к досудебному расследованию. В настоящее время следователи не только сами «владеют» материалами уголовного дела.
Мы внедрили портал "публичный сектор", через который можно удаленно ознакомиться и получить необходимые процессуальные документы.
Правильность осуществляемых новых изменений подтвердил Конституционный суд. В своем решении от 29 мая т. г. он отметил, что все определенные Конституцией направления деятельности прокуратуры нашли отражение в реальном уголовном процессе.
Вопрос: открытые судебные процессы последнего времени показали сложность задач, возложенных на государственного обвинителя, и уровень ответственности прокурора.
Даже для людей это было новостью, и общественность увидела мастерство государственного обвинителя.
Конечно, для прокуроров это рутинная работа. Какова роль государственного обвинителя в суде? Был ли случай, когда прокурор отказался от обвинения? Расскажите об этом.
Ответ: вы правильно отметили, что на самом деле в обществе, особенно среди молодежи, возрос интерес к судебному процессу, включая работу судьи, защитника, эксперта и государственного обвинителя. Потому что резонансные уголовные процессы транслировались в интернете, и количество людей, которые их видели, достигло рекордных просмотров. В том числе и иностранцы.
Люди с интересом наблюдали за тем, как адвокаты защищают потерпевших, подсудимых, разговаривают с прокурором, замечали отдельные моменты и особенности. Например, государственный обвинитель видел, что во время процесса следователи руководствуются не только собранными материалами, в ходе судебных разбирательств приводятся дополнительные доказательства вины и доказывается отсутствие вины.
С участием прокуроров в год рассматривается около 30 тысяч уголовных дел.
Главная цель государственного обвинителя-добиться справедливого решения по каждому делу, способствовать отправлению правосудия. Поэтому он сам должен дополнительно изучить дело и представить в суд все доказательства.
Государственный обвинитель независим от органов досудебного расследования. В случае, если он убедился в отсутствии доказательств или в том, что доказательства получены с нарушением прав обвиняемого, он отказывает в предъявлении обвинения в суде, что приводит к прекращению уголовного дела и полному оправданию подсудимого.
Таких случаев много. За последние три года прокуроры отказались от обвинений в отношении 22 человек.
Прокуроры способствовали оправданию некоторых незаконных осужденных. Только в этом году 10 человек были полностью оправданы протестом Генерального прокурора.
Прокуроры также реагируют на вынесение судом необоснованных оправдательных приговоров. К примеру, обеспечив неотвратимость наказания за преступление, совершенное в течение этих трех лет, мы ранее рассмотрели и получили осуждение в вышестоящих судебных инстанциях 193 человека.
Так, по кассационному протесту Генерального прокурора Верховный суд отменил оправдательный приговор в отношении К., обвиняемого в совершении действий сексуального характера в отношении молодой падчерицы. По итогам новых судебных разбирательств он был приговорен к длительному сроку лишения свободы.
Поддержка всеобщего государственного обвинения требует высокого профессионализма, ораторского мастерства, умения быстро принимать решения в случайных ситуациях.
Для развития этого профессионального мастерства мы ежегодно проводим форум государственных обвинителей и конкурс «Лучший государственный обвинитель» с участием Верховного Суда, Республиканской коллегии адвокатов, известных юристов и ученых, среди которых определяем лучших. Тем самым освещаем проблемы рассмотрения уголовных дел в суде и другие актуальные вопросы. Также организуем специальные тренинги для сотрудников.
Вопрос: Берик Ногаевич, в прошлом интервью вы говорили о практике расследования пыток прокурорами. Какие меры принимаются для предотвращения пыток в учреждениях уголовно-исполнительной системы?
Ответ: мы очень строго относимся к проблемам пыток.
Особое внимание уделено профилактике пыток в пенитенциарной системе. Любая корреспонденция, поступающая от осужденных о жестоком обращении, рассматривается только с точки зрения пыток.
Дежурные прокуроры ежедневно посещают учреждения, проводят внеплановые проверки, в том числе в ночное время. Внедрили практику анонимного опроса осужденных. Во всех 78 учреждениях уголовно-исполнительной системы установлено массовое видеонаблюдение. Прокуроры проводят мониторинг работы порядка 40 тысяч видеокамер в дистанционном режиме. Количество терминалов электронной подачи увеличилось вдвое. Они расположены в столовых и отрядах. В учреждениях уголовно-исполнительной системы их 612. В результате указанной работы в этом году количество дел по регистрации фактов пыток сократилось с 24 до 5, в учреждениях по пыткам осуждено 17 человек.
Вопрос: с 2022 года в стране введен новый институт конституционного правосудия – Конституционный суд. Расскажите о взаимодействии Генеральной прокуратуры с этим органом.
Ответ: ваш вопрос актуален. Мы тесно связаны с Конституционным судом, чтобы обеспечить верховенство конституции. Наши взгляды на реализацию конституционных прав граждан общие, задачи конституционного правосудия и высшего надзора взаимосвязаны.
Это означает, что Конституционный суд-с формальным толкованием Конституции-обеспечивает проверку конституционной законности, законов, иных нормативных правовых актов, международных соглашений до их ратификации.
Органы прокуратуры осуществляют высший надзор на территории страны. Его основное значение - обеспечение соблюдения законности.
Прокуратура при осуществлении надзора изучает, прежде всего, нормативные правовые акты, иные решения и действия с точки зрения конституционности и законности.
При этом прокуроры отличаются многообразием актов реагирования, таких как протесты, представления, указания. При выявлении нарушений, в том числе нарушений требований родительского законодательства, возможность своевременного устранения велика.
При издании правовых актов, противоречащих законодательству, путем прокурорского реагирования ставим перед государственными органами вопрос об их отмене или внесении изменений, а в случае их несогласия обращаемся в суд.
Так, изменено 1440 решений государственных органов, из них 267 нормативно-правового характера, из них 25 зарегистрированы в органах юстиции.
К примеру, в Абайской области протестом прокуратуры внесены поправки в решение областного маслихата и в перечень получателей жилищных сертификатов вместе с ветеранами войны в Афганистане включены ветераны боевых действий на территории другого государства. При наличии прав на льготы по закону их данные в перечень не включены.
Теперь, наряду с указанными механизмами надзора, у нас есть еще один действенный инструмент – обращение в Конституционный суд.
В этом году по двум ходатайствам Генерального прокурора Конституционный суд вынес свои окончательные решения.
Мы сотрудничаем с Конституционным судом на всех этапах конституционного производства.
Пользуясь случаем, хотелось бы остановиться на работе прокуратуры по исполнению отдельных решений Конституционного суда. Это связано со всеми сферами общественной жизни.
Например, согласно Кодексу об административных правонарушениях применение административных взысканий в сокращенном порядке не могло быть обжаловано в судебном порядке.
В своем Постановлении Конституционный Суд указал, что граждане имеют право обжаловать такие наказания в суде.
Во исполнение правовых указаний Конституционного суда органами прокуратуры приняты меры в порядке надзора.
Например, применение административного взыскания в сокращенном порядке не может быть обжаловано по общеустановленным правилам, за исключением пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Однако в Кодексе не содержатся заключительные акты, выносимые в сокращенном порядке в перечне документов, подлежащих пересмотру по новым доказательствам.
Поэтому Конституционный суд своим объяснением разрешил обжаловать эти заключительные акты по вновь открывшимся обстоятельствам.
Во исполнение правовых указаний Конституционного суда органами прокуратуры приняты меры в порядке надзора.
Так, в Шымкенте прокуратура выявила 3 факта неправильного применения административных правонарушений в сокращенном порядке и разъяснила гражданам, что в соответствии с постановлением Конституционного суда №12 они имеют право на пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Прокуратура Жамбылской области внесла 5 протестов по административным наказаниям, введенным в сокращенном порядке в отношении несовершеннолетних. Уполномоченное подразделение областной полиции, руководствуясь решением Конституционного суда, отменило указанные административные взыскания.
В Северо-Казахстанской области осужденному за причинение телесных повреждений незаконно назначено дисциплинарное взыскание.
Это противоположно нормативному постановлению №37, в котором такое действие рассматривается как один из способов выражения осужденным своего мнения, если оно не направлено на нарушение режима.
Прокуратура отменила наказание и инициировала дисциплинарное производство против виновных лиц.
В целом, повторюсь, одна из наших основных целей – это способность физического лица, поддерживаемого Конституционным судом, иметь доступ к своим правам и защищать права других граждан по таким делам.
Вопрос: Берик Ногаевич, завершая наш разговор, хочу спросить о сотрудниках прокуратуры. Ваш трудовой путь тесно связан с прокуратурой. Вы прошли все этапы надзорной деятельности. Какую оценку вы бы дали новой волне прокуроров? Какие их деловые качества вы бы отметили?
Ответ: ваш вопрос напомнил мне о моей юности, когда я впервые приехал в прокуратуру. Конечно, тогда времена были разные.
Тем не менее, прокуратура остается большой школой жизни. В этой сфере работник за свою профессиональную карьеру в совершенстве владеет уголовным, гражданским законодательством, может участвовать в судебных процессах по всем направлениям юридической сферы, становится красноречивым полноправным юристом.
Еще раз хочу отметить, что все надзорные функции прокуратуры направлены на утверждение в обществе идеологии закона и порядка, защиту Высших конституционных ценностей – человека, его жизни, прав и свобод.
Кроме того, через надзорную практику прокуроры активно участвуют в просветительской работе и формировании культуры уважения к закону и порядку в обществе.
Этот вопрос имеет большое стратегическое значение для нашего общества, поэтому мы тесно работаем в этом направлении.
Конечно, работа в прокуратуре очень сложна, требует от сотрудников максимальной собранности, ответственности и мобильности.
Конечно, важно сохранить институциональную память о профессиональном развитии каждого прокурора и укреплении авторитета прокуратуры в целом. Кроме того, обеспечению высокого качества надзорной работы способствует богатый опыт, накопленный благодаря глубокому опыту всех звеньев сотрудников прокуратуры.
Современная молодежь-целеустремленная, образованная, владеющая многими языками, хорошо владеющая IT-технологиями. Эти качества человека также важны в правоохранительной сфере. Потому что мы видим, что возникают новые угрозы и криминальные угрозы, связанные с использованием искусственного интеллекта, и необходимо быстро, взвешенно реагировать на них, разрабатывать и внедрять инновационные подходы в обеспечении законности.
Такой высококвалифицированный кадровый состав может внести достойный вклад в укрепление основ справедливого Казахстана.
Это стратегически важный вопрос для будущего нашей страны, и с нашей стороны ведется работа в этом отношении. Мы очень стараемся подбирать таких молодых специалистов. Академия Генеральной прокуратуры в настоящее время проводит начальную подготовку. Мы всесторонне обучаем наших будущих сотрудников надзорной работе с учетом многогранности работы. По окончании курсов они сразу же назначаются на должность, а также получают свои первые звания.
Работа прокуратуры непростая, на этом пути человек должен быть компактным, принципиальным, ответственным, быстрым и гибким.
В преддверии Дня прокуратуры всем личным составом и ветеранам прокуратуры желаю крепкого здоровья, успехов и семейного благополучия!
(По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, 5.12.2024)
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ