13.02.2014
12 февраля 2014 года, на дневном заседании Государственной
Думы Федерального собрания Российской Федерации под председательством Сергея
Нарышкина в ходе "Правительственного часа" с докладом выступил
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка.
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Прежде всего, хочу поблагодарить вас за приглашение и
возможность выступить перед депутатским корпусом. Учитывая особую важность темы
состояния законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая
затрагивает интересы без преувеличения всех граждан страны, она избрана в
качестве основы для моего доклада.
В последнее время проблемы функционирования коммунального
комплекса, а также задачи по его скорейшей модернизации находятся в центре
внимания Главы государства, Правительства Российской Федерации, Совета
Федерации и Государственной Думы.
Сейчас обсуждается ряд законодательных инициатив,
связанных с ужесточением контроля за качеством предоставления коммунальных
услуг населению, в том числе предложенных новым Министерством строительства и
ЖКХ. В частности, речь идет об установлении штрафных санкций для коммунальных
организаций в пользу граждан за неправильное начисление платежей и
некачественные услуги, а также о введении лицензирования для управляющих
компаний.
Учитывая неудовлетворительное положение дел в области ЖКХ,
важно чтобы они были как можно скорее реализованы.
Я же в своем выступлении остановлюсь на тех проблемах,
информация о которых систематизирована на основе всех проведенных прокурорами
надзорных мероприятий.
Прежде всего, начну с вопросов организационного характера.
Во всех субъектах федерации активно действуют
межведомственные рабочие группы. Прокурорами совместно с МВД, Следственным
комитетом, Росфинмониторингом осуществляется работа по проверке законности
использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов.
В целях защиты прав граждан, оказания им правовой помощи,
снижения социальной напряженности в каждом из федеральных округов
функционировали временные приемные Генерального прокурора. Они действовали в
период отопительного сезона 2012-2013 годов. За это время в них обратилось
более 6,5 тыс. человек. Наиболее часто граждане жаловались на неправомерное
начисление платы за коммунальные услуги, плохую работу управляющих компаний, некачественное
проведение ремонта жилых помещений, ограничение подачи воды и энергоресурсов.
По результатам рассмотрения этих обращений внесено 1 тыс. 800 представлений,
возбуждено 580 дел об административных правонарушениях и 12 уголовных дел, в
суды направлено более 400 исков. С учетом сохранения отмеченных проблем мною
принято решение о продолжении работы временных приемных.
Также нами проведена серия оперативных совещаний в
федеральных округах, в ходе которых руководителям региональных профильных
министерств, коммунальных предприятий, главам муниципалитетов мною объявлялись
предостережения о недопустимости нарушения закона.
Эффект оказался даже более результативным, чем мы ожидали.
Сразу возвращались годами копившиеся долги, выяснялось, что сети уже начали
ремонтироваться и принимаются на баланс. Практически каждого из руководителей
коммунального комплекса я спрашивал – что мешало сделать это раньше? И лишь в
редких случаях ответ был вразумительным. Таким образом, некомпетентность и
пренебрежительное отношение к действующим законам и установленным правилам
являются одними из основных факторов неудовлетворительного состояния
законности.
Только за прошлый год органами прокуратуры в этой сфере
выявлено почти 320 тыс. правонарушений (рост наполовину), внесено 70 тыс.
представлений (+52%), в суды направлено 53 тыс. исков и заявлений (+77%), к
дисциплинарной и административной ответственности привлечено 63 тыс. виновных
должностных и юридических лиц (+50%). По материалам прокурорских проверок
возбуждено 984 уголовных дела (+35%).
Отмечу, что коммунальный сектор, по сути, является
единственной сферой экономики, в которой зафиксирован столь внушительный рост
вскрытых нарушений. Все они приобрели уже системный характер.
В связи с чем закономерен вопрос о причинах, в силу
которых до сих пор не удается кардинально изменить ситуацию в отрасли. Часть из
них я уже назвал. Вместе с тем хотел бы отметить явные недостатки в
правотворческой работе органов власти и местного самоуправления. Совершенно
очевидно, что для наведения порядка именно в этом вопросе не требуется
материальных средств, на отсутствие которых привыкли ссылаться руководители,
нужно хотя бы вовремя реагировать на изменения федерального законодательства.
Между тем, региональными органами власти зачастую этого не
делается. В результате только после вмешательства прокуроров устранялись
нарушения закона в региональных и муниципальных правовых актах (принесено почти
8 тыс. протестов), а также восполнялись пробелы в нормативном регулировании
(Забайкальский, Пермский края, Амурская область и другие регионы). Например, в
Карачаево-Черкесской Республике лишь по результатам рассмотрения акта
прокурорского реагирования главой региона издан нормативный документ,
определяющий перечень объектов, не подлежащих отключению от электроэнергии.
Также прокурорскими проверками установлено, что во многих
субъектах федерации вопреки требованиям Жилищного кодекса до сих пор не
завершена работа по нормативному закреплению вопросов осуществления
муниципального жилищного контроля. В Мурманской области вплоть до сентября 2013
г. в большинстве муниципалитетов отсутствовали соответствующие акты. По
требованию прокуратуры теперь во всех муниципальных образованиях созданы органы
жилищного контроля.
Но даже после издания данных правовых актов жилищный
контроль пока должным образом не осуществляется.
В целом деятельность контролирующих органов не адекватна
сложившейся обстановке. Вскрыты факты неполноты принимаемых ими мер по
выявленным нарушениям в вопросах благоустройства инфраструктуры домов, обследования
состояния жилья, формирования фондов капремонта, а также несоблюдения процедур
проверок.
В таких условиях трудно говорить об эффективном контроле
за управляющими компаниями и соответственно о прозрачной работе этих
организаций, крайне востребованной обществом.
Повсеместно ими нарушаются права граждан путем сокрытия
информации о финансово-хозяйственной деятельности, незаконного взимания платы
за содержание жилых помещений, некачественного предоставления коммунальных
услуг, необоснованного распоряжения общим имуществом.
В минувшем году по поручению Президента России В.В.
Путина, Генеральной прокуратурой совместно с МВД России и Федеральной
антимонопольной службой реализованы мероприятия по противодействию
правонарушениям в деятельности данных организаций. В итоге повсеместно выявлены
многочисленные нарушения закона (129 тыс.), по которым прокурорами приняты меры
к защите интересов потребителей.
Подобная ситуация складывается и с ресурсоснабжающими
предприятиями, которыми нередко нарушается антимонопольное законодательство. В
результате создаются неравные условия для других субъектов рынка предоставления
услуг (такие случаи выявлены в республиках Алтай, Марий Эл, Ставропольском
крае, других регионах).
Наряду с указанными нарушениями распространены факты незаконного
вывода ресурсоснабжающими организациями из сферы ЖКХ капиталов и ликвидного
имущества. Так, руководством ОАО «Новгородоблэнергосбыт» осуществлен вывод
средств в сумме более 920 млн. руб. в оффшорную юрисдикцию (Республика Кипр)
якобы для приобретения ценных бумаг зарубежной компании. Это повлекло
неспособность общества исполнить обязательства перед контрагентами и введение в
отношении него процедур банкротства (по инициативе прокуратуры Новгородской
области возбуждено уголовное дело).
Подобные махинации, а также наличие у организаций
коммунального комплекса задолженности перед ресурсоснабжающими организациями
создают угрозу невозможности бесперебойного и качественного предоставления
населению коммунальных услуг. Все еще мы сталкиваемся с фактами незаконного
прекращения подачи воды, света, газа, тепла потребителям. Вмешательство
прокуроров в целях пресечения таких случаев потребовалось в Забайкальском,
Краснодарском краях, Кировской области, иных регионах.
Отдельно остановлюсь на многочисленных нарушениях,
допускаемых органами тарифного регулирования и хозяйствующими субъектами.
Именно тот ценовой произвол, который они устроили при установлении тарифов,
платежей и нормативов потребления коммунальных услуг, является одним из
основных факторов, обостряющих социальную напряженность в обществе. На эти
нарушения мы во всех случаях реагировали. Например, по представлению прокурора
гражданам произведен перерасчет необоснованно начисленных одной из управляющих
компаний г. Казани платежей за техническое обслуживание общедомовых приборов
учета на сумму свыше 1 млн. 400 тыс. руб. В случаях же откровенных махинаций
прокурорами ставился вопрос об уголовном преследовании виновных лиц
(Карачаево-Черкесская Республика, г. Санкт-Петербург).
Помимо этого, следует сказать, что пока в регионах
медленно решаются задачи переселения граждан из аварийного жилья, проведения
капремонта домов. При том, что ассигнования на указанные цели выделяются Фондом
содействия реформированию ЖКХ в значительном объеме, во многих регионах
распоряжаются ими неэффективно либо средства финансовой поддержки длительное
время вообще не осваиваются. В прошлом году по причине нарушения сроков
реализации региональных программ в 42 субъектах федерации Фондом приостанавливалось
финансирование и возвращались средства (более 800 млн. руб.).
Кроме того, осуществлению данных мероприятий препятствуют
массовые нарушения, связанные с некачественным выполнением строительных работ,
завышением стоимости материалов, оплатой непринятых в эксплуатацию объектов. По
результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования органами власти
субъектов федерации приняты меры по устранению указанных недостатков.
Крайне остро стоит вопрос аффилированности государственных
и муниципальных служащих с организациями ЖКХ. Повсеместно вскрыты случаи
наличия трудовых и гражданско-правовых отношений чиновников и их родственников
с хозяйствующими субъектами. В настоящее время по поручению Президента России
В.В. Путина органами прокуратуры во всех регионах проводятся соответствующие
проверки.
Бесспорно, проблемы в данной сфере во многом обусловлены
воздействием криминальных факторов. Поэтому работа по декриминализация ЖКХ
имеет существенное значение. При этом ключевая роль в пресечении преступных проявлений
в этом секторе отводится следственным органам (в основном следствию МВД
России).
Между тем осуществляемая ими деятельность по расследованию
преступлений, совершенных в коммунальной отрасли, не отвечает вышеназванным
целям.
Предварительное следствие по уголовным делам
рассматриваемой категории зачастую принимает безынициативный и неоправданно
затяжной характер. Следствие, как правило, объясняет волокиту сложностями при
проведении экспертиз, однако мы располагаем неединичными примерами, когда они назначаются
спустя длительное время (от полугода до года).
Так, в Липецкой области по 5-ти уголовным делам в качестве
основания продления сроков следствия указывалось на необходимость проведения
строительно-технической экспертизы. Однако на протяжении 11-ти месяцев ни по
одному из них она так и не была назначена.
В ряде регионов расследуются уголовные дела, возбужденные
еще в 2009-2011 годах, по которым до сегодняшнего дня не приняты итоговые
процессуальные решения (Смоленская, Челябинская, Ярославская области и другие).
В Воронежской области по одному из дел данной категории, следователем 12 раз
выносились необоснованные постановления о приостановлении предварительного
следствия по одному и тому же основанию. За 3 года расследование так и не
окончено.
В Волгоградской области в течение 2013 года 5 раз
приостанавливалось за неустановлением виновного лица уголовное дело, которое
было возбуждено по факту присвоения средств конкретным руководителем
эксплуатирующей организации.
Одной из главных причин вышеназванных недостатков является
ослабление ведомственного контроля. Почти из 1 тыс. 400 незаконно вынесенных
постановлений о приостановлении производства по делам рассматриваемой
категории, лишь каждое четвертое (339) было отменено руководителями
следственных органов. Прокурорами при этом отменено более тысячи таких
незаконных решений. Общее же количество отмененных постановлений превысило
число принятых следователями соответствующих процессуальных решений (многие из
них отменялись неоднократно).
Поэтому неудивительно, что до суда доводится лишь
четвертая часть уголовных дел этой категории. А в Воронежской, Липецкой и
Томской областях ни одно из возбужденных дел в суд не направлено.
Причинами некачественного следствия, кроме упущений
ведомственного процессуального контроля являются грубое игнорирование
следователями возложенных на них законом обязанностей. Например, в
Волгоградской области дело о хищении руководством управляющей компании ЖКХ
Кировского района г. Волгограда средств, предназначенных для капремонта, расследуется
на протяжении двух лет и, несмотря на это, по сути состоит из материалов
прокурорской проверки, послуживших основанием к его возбуждению.
Хотел бы подчеркнуть, что механизм совершения преступлений
в сфере ЖКХ, как правило, таков, что, круг лиц, подлежащих установлению и
привлечению к уголовной ответственности, ограничен, в связи с чем работа по их
раскрытию не должна представлять особой сложности. Требуется лишь стремление к
этому.
Из-за просчетов на ранних стадиях расследования каждое
пятое из возбужденных уголовных дел прекращается производством. Например,
следователями органов внутренних дел прекращено 859 уголовных дел. При этом по
526-ти делам (60%) эти решения прокурорами признаны незаконными и отменены.
Есть и другие серьезные недостатки. Они касаются мер по
возмещению причиненного ущерба, которые на стадии следствия принимаются в
редких случаях. Об этом свидетельствует тот факт, что при общем ущербе,
причиненном криминальной деятельностью в сфере ЖКХ, оцениваемом в сумму свыше
34 млрд. руб., возмещено 866 млн. руб., что составляет лишь 2,5%.
Прокурорами по выявленным нарушениям закона внесено более
1 тыс. требований и 650 представлений, по результатам их рассмотрения около 700
должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Сложившаяся негативная ситуация послужила причиной
внесения нами представления заместителю Министра внутренних дел – начальнику
Следственного департамента МВД России.
Обобщая все изложенное, полагаю, что в целях более
эффективного противодействия криминализации сферы ЖКХ и наведения в ней
порядка, помимо устранения отмеченных нарушений и организационных просчетов,
необходимо принятие и ряда законодательных мер.
В частности, следует рассмотреть вопрос об установлении
уголовной и административной ответственности за неисполнение организациями,
осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание,
обязанностей по расчетам за потребленные коммунальные ресурсы, повлекшее
причинение ущерба правам и интересам граждан.
Также целесообразно ввести обязательное страхование риска
наступления ответственности управляющих компаний.
В свою очередь Генеральная прокуратура готова подключиться
к данной работе.
В ближайшее время мы проведем расширенное заседание
коллегии Генеральной прокуратуры с участием заинтересованных министерств и
ведомств, на котором выработаем комплекс дополнительных мер для того, чтобы
наше реагирование на правонарушения стало еще более эффективным.
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
На стадии подготовки к «правительственному часу» мы видели
своей целью ограничить выступление освещением такой чувствительной темы как
состояние законности в жилищно-коммунальной сфере.
Но недавние трагические события в московской школе
настоятельно заставили нас обратиться к проблеме защиты детей, в том числе от
информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. И в
своих вопросах, направленных в преддверии «правительственного часа» в
Генеральную прокуратуру, вы разделяете эту обеспокоенность.
С момента вступления в силу в 2009 г. закона, позволяющего
региональным законодателям с учетом культурных и иных местных традиций и
условий, устанавливать ограничения для нахождения детей в местах, для них не
предназначенных, прокурорами организованы проверки исполнения законодательства
в данной сфере.
Вскрыты неединичные факты продажи детям алкогольной
продукции, пива и сигарет, в том числе и в ночное время. Так, в прошлом году
прокуратурой г. Москвы проверено свыше 3 тыс. столичных развлекательных заведений,
установлено 69 случаев реализации подросткам алкоголя, 84 факта их нахождения в
клубах в ночное время, за что виновные лица, в частности 97 родителей
привлечены к административной ответственности.
Мониторинг результатов применения таких законов в 15 субъектах
федерации показал снижение криминальной активности несовершеннолетних и
одновременное уменьшение числа преступлений, совершенных в отношении детей
(Амурская, Новосибирская, Ярославская области и другие регионы).
Вместе с тем сохраняет остроту вопрос безопасности детей в
информационном пространстве. Более года назад вступил в силу Федеральный закон
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Мы
проверили его исполнение в 27-ми регионах страны.
Установлено, что в большинстве субъектов федерации не
приняты программы обеспечения информационной безопасности детей. Это не
позволяет организовать эффективную работу органов власти в данном направлении.
Так, в Ставропольском крае выявлены сайты, содержащие
материалы с пропагандой суицида. По требованию прокурора суд обязал провайдеров
ограничить к ним доступ. В Тюменской области в результате вмешательства
прокуроров также заблокированы более сотни сайтов с порнографией и нецензурными
выражениями.
Во многих образовательных, культурных, развлекательных
учреждениях (школах, библиотеках, кинотеатрах, кафе) администрациями не
осуществлены мероприятия, направленные на защиту детей от негативной
информации, размещающейся в Интернете. Так, прокурорами Смоленской области в
суды направлено 50 исковых заявлений с требованием к образовательным
учреждениям обеспечить надлежащую фильтрацию на школьных компьютерах.
Не везде в школах внедрены программы обучения правилам
безопасного поведения несовершеннолетних в интернет-пространстве,
предупреждения рисков их вовлечения в противоправную деятельность.
Всего в прошлом году в ходе проведения надзорных
мероприятий выявлены многочисленные нарушения (12 тыс.). Для их устранения
внесено почти 4 тыс. представлений, в суды предъявлено 3 тыс. заявлений,
направленных на защиту детей в информационной сфере, объявлено 500
предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждено более 400 дел об
административных правонарушениях.
Как вы видите проблем в данной области еще достаточно.
Вместе с тем нормативная база в полной мере позволяет органам власти всех
уровней проводить соответствующие мероприятия по защите детей от вредной
информации, заботиться об их нравственном и духовном развитии. Поэтому следует
повысить спрос за состояние исполнительской дисциплины. Это те первоочередные
задачи, которые нам необходимо совместно реализовывать.
Подводя итоги выступления можно с уверенностью сказать,
что предложенные меры в совокупности с сегодняшним обсуждением дадут
дополнительный импульс согласованной работе органов прокуратуры и депутатского
корпуса.
Благодарю за внимание!
По материалам пресс-службы
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-86546/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ