19.03.2014
Комитетом по правовой
статистике подготовлен анализ статистических данных о состоянии преступности
среди безработного населения в Казахстане за 2013 год.
За истекший период всего
выявлено 102 565 лиц, совершивших преступления, что на 4,5% больше чем за 2012
год (98 176).Трудоспособных безработных лиц, т.е. не работавших и не
учившихся на момент совершения преступления, зарегистрировано 79855(77831),
+2,6%.
Наибольшее число лиц
названной категории зарегистрировано в Алматинской области, где наблюдается
самая высокая динамика относительно прошлого года – 8 728(6 309,
+38,3%), а также Восточно-Казахстанской – 10 987(9 513),
+15,5%.
Исходя из динамики
удельного веса безработных из общего числа лиц, совершивших преступления,
наибольший рост произошел в Жамбылской(+6,4%) и Мангистауской(+2,9%),
Карагандинской (+2,9%) и Алматинской областях(+1,2%).
Доля безработных в числе
лиц, совершивших преступления, в обще республиканском показателе снизилась на 1,8%, с 79,3% за 2012
год до 77,9%.
Уровень преступности в
общей численности безработного населения имеет устойчивую тенденцию роста. Удельный
вес безработных лиц, совершивших преступления, из общего числа
безработных, за последние 4 года увеличился с 11,4%
до 17,1%.Доля безработных в общем числе лиц, совершивших преступления
увеличилась по всем категориям тяжести.
Основная масса совершаемых
преступлений небольшой тяжести относится к категории «против собственности».
Сверка по лицам, которые на
момент совершения преступлений являлись безработными(по сведениям АИС ЕУСС), на
предмет регистрации их в территориальных органах занятости и социальной защиты
населения (далее - ОЗиСЗН) с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года,
показала следующее.
Из анализируемой категории лиц (79 855) только 0,3-
12,2% (около 2,5 тыс.) обращались в ОЗиСЗН, из которых
в среднем 65% совершили преступления против собственности (глава 6 УК РК).При
этом, преступления совершались как до, так и после трудоустройства.
Органы занятости и
социальной защиты населения предпринимают меры по обеспечению занятости
населения, проводят лекции в местах лишения свободы о возможностях
трудоустройства, возможности участия в программе «Занятость - 2020»,
предоставлении материальной помощи на развитие личного подворья, а также в
направлении на социальные рабочие места, предприятия для
трудоустройства, обучающие курсы.
Вместе с тем, проведенная
сверка свидетельствует о низкой регистрации в ОЗиСЗН, одной из причин которой
является отмена выплаты пособий по безработице. Основное количество лиц,
обратившихся в органы занятости и социальной защиты населения, приходится на
города и крупные населенные пункты.
В сельской местности граждане,
имеющие личное подворье, в органы занятости для постановки на учет как
безработные не обращаются и числятся как самозанятое население.
В целом, проведенный анализ
состояния преступности среди безработного населения в Казахстане показал, что
проводимые мероприятия в сфере обеспечения занятости населения не оказали
заметного влияния на улучшение ситуации в этой сфере, более того, в
Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской и Мангистауской областях
ситуация только усугубилась.
Затраченные из
республиканского бюджета на реализацию Программы занятости за последние
два года 133,9 млрд. тенге, а также в рамках дорожной карты «Занятость-2020» в
2013 году 104,9 млрд. тенге, существенным образом не повлияли на
преступность среди безработных.
Основная часть преступлений
приходится на возрастную группу безработных 18-39 лет, которыми чаще
совершаются экономические и насильственные преступления.
На первый план
выходят преступления корыстной направленности: кражи, грабежи, значительна и
доля насильственной преступности: убийств, причинение телесных повреждений,
распространены преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и др.
Одной из задач Программы
занятости – 2020 является вовлечение самостоятельно занятых, безработных и лиц,
входящих в целевые группы населения, в активные программы занятости. Однако
органами занятости не проводится систематической, целенаправленной работы
в этом направлении.
Этому в определенной
степени способствует отсутствие широкой разъяснительной, агитационной работы
среди населения о возможностях трудоустройства, получения специальности,
субсидий и т.п, а также бюрократические проволочки.
В этой связи, органам
занятости и социальной защиты населения необходимо установить регламент оказания
государственных услуг, где основным критерием качества их оказания будет
являться срок предоставления услуг, т.к. безработный числится в органах
занятости населения в течение 6 месяцев. Кроме того, следует более активно
проводить пропагандистскую работу по привлечению безработных из числа
экономически активного населения к трудоустройству и обучению.
,
По
материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/analiz-sostoyaniya-prestupnosti-sredi-bezrabotnogo-naseleniya
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ