31.03.2014
28 марта 2014 года, в г.
Москве под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия
Чайки состоялось оперативное совещание, на котором подведены итоги работы
органов прокуратуры в Центральном федеральном округе за 2013 год.
В работе совещания приняли участие заместитель
полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном
федеральном округе Николай Овсеенко, заместители Генерального прокурора
Российской Федерации, руководители подразделений и работники Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации в
округе, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур.
Со вступительным словом выступил Генеральный прокурор
Российской Федерации Юрий Чайка.
«Уважаемые коллеги!
Сегодня мы завершаем серию совещаний по подведению итогов в федеральных
округах. Обсудим стоящие перед нами задачи и наметим пути решения существующих
проблем.
Хотел бы отметить, что в прошедшем году в Центральном
федеральном округе прокурорами принимались меры надзорного характера по многим
приоритетным направлениям.
В первую очередь усилия были направлены на соблюдение прав
и свобод граждан. Мерами прокурорского реагирования устранялись нарушения
законодательства в части предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной
войны, их вдовам и детям-сиротам. Приняты меры к недопущению простоя
медицинского оборудования, обеспечению безопасности перевозок детей школьными
автобусами. В учебных учреждениях, кроме того, пересечены случаи доступа детей
к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Активизирован надзор за исполнением законодательства по
соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности. В связи с
установлением в этой сфере более 27 тыс. нарушений по актам прокурорского
реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено почти 3,5 тыс.
должностных лиц, нарушивших закон.
Прокурорами принимались дополнительные меры в целях
укрепления законности в сфере ЖКХ. Повсеместно проверками выявлялись факты не целевого использования денежных средств, выделяемых Фондом содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Пресекалась деятельность
управляющих компаний, которые выставляли незаконные платежи, присваивали
денежные средства, уплаченные гражданами за коммунальные услуги (Воронежская,
Липецкая, Московская, Рязанская области).
В результате выявлено в три раза больше
нарушений, чем в 2012 году (52 тыс.). В целях их устранения внесено 12 тыс.
представлений. В суды направлено 6 тыс. исков, из которых 5,5 тыс. уже
удовлетворено.
Вместе с тем, застарелые проблемы в этой отрасли не
позволили обеспечить бесперебойную поставку электричества, тепла и воды. В
округе произошло почти 24 тыс. отключений и ограничений коммунальных услуг,
более 8 тыс. аварий и других инцидентов. Наибольшее число их допущено в
Белгородской, Тверской и Калужской областях.
Несмотря на принимаемые меры нестабильной остается
ситуация со своевременной оплатой труда. По результатам прокурорского
вмешательства удалось добиться погашения задолженности на сумму свыше1,5 млрд. руб.
Однако, по сравнению с 2012 годом долг перед работниками вырос на 11 % (500
млн. руб.). Основными должниками по-прежнему являются предприятия-банкроты.
Острой остается проблема обеспечения пожарной безопасности
в социальных учреждениях. В апреле прошлого года пожар в психиатрической
больнице в Дмитровском районе Московской области унес жизни 38 человек.
Очевидно, что вновь недоработали все уполномоченные органы, а прокуроры не
смогли обеспечить надлежащий надзор за их деятельностью.
Крайне неблагополучная обстановка складывалась и в сфере
миграционного законодательства. Вне поля зрения правоохранительных и
контролирующих органов остается криминогенная ситуация на объектах
строительства, торговли и других сферах, в которых наиболее востребован труд
мигрантов. При этом приходится констатировать, что всплеск активности всех
уполномоченных органов, как впрочем, и надзорной деятельности прокуроров,
происходит, как правило, только после резонансных событий, например, таких,
которые произошли в столичных районах Очаково-Матвеевское и Западное Бирюлево.
Нуждается в активизации деятельность правоохранительных
органов по выявлению преступлений коррупционной направленности. Отсутствуют
объективные причины, объясняющие их снижение в г. Москве и Московской области
(сократились соответственно на 2,5 % и 19%). В
ряде регионов не соблюдаются ранее избранные приоритеты в вопросах
противодействия взяточничеству. На фоне снижения количества наиболее опасных
преступлений о получении взятки многократно растет число фактов дачи взятки.
Так, в Ярославской области оно увеличилось в 6 раз, в Воронежской почти в 4, в Брянской
более чем в 3 раза.
Вызывают беспокойство и другие примеры, зафиксированные в
округе при учете преступлений. В Москве, по одному уголовному делу судом из
обвинения исключены более 600 необоснованно вмененных фактов подделки денежных
купюр (ст. 186 УК РФ). Действия виновных квалифицированы как одно продолжаемое
преступление. На аналогичные нарушения Генеральной прокуратурой ранее
неоднократно указывалось прокурорам, в том числе персонально прокурору Тверской
области. Несмотря на это, в прошедшем году в данном регионе только по трем
уголовным делам зарегистрировано более тысячи преступлений, предусмотренных ст.
187 УК РФ. Примечательно, что это составляет
четверть от всех таких деяний, получивших учет в стране.
Все изложенное свидетельствует об отстраненности
руководителей прокуратур от надлежащей организации работы образованных в
прошедшем году подразделений статистики.
Сегодня нам необходимо выработать ряд мер по устранению
отмеченных мною и других недостатков в работе. В своих выступлениях предлагайте
пути их решения».
С основным докладом выступил заместитель Генерального
прокурора Российской Федерации Владимир Малиновский. Он отметил, что деятельность
органов прокуратуры округа в первую очередь была направлена на решение наиболее
острых социальных вопросов. Проделана значительная работа по обеспечению
законности в трудовых, жилищных правоотношениях. Серьёзное внимание уделено
защите прав субъектов предпринимательской деятельности, устранению
административных барьеров, борьбе с коррупцией.
При осуществлении надзора за исполнением федерального
законодательства прокурорами в округе выявлено 842,1 тыс. нарушений законов. В
целях их устранения внесено 126,5 тыс. представлений, на основании которых к
дисциплинарной ответственности привлечено 95,8 тыс. лиц. По результатам
прокурорских проверок возбуждено 3,4 тыс. уголовных
Прокурорам в прошлом году удалось добиться погашения
задолженности по заработной плате на сумму свыше 1,6 млрд. руб.
Между тем, в ряде регионов задолженность остаётся высокой. На конец года в Москве
она составляла 101,9 млн. руб., в Калужской области – 80,1 млн. руб., в
Тверской области – 58,8 млн. руб. Наибольшее количество предприятий-должников
находится в Калужской, Орловской и Ярославской областях. Это в основном
предприятия обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
В жилищно-коммунальном комплексе острыми оставались
проблемы неподготовленности объектов к отопительному сезону, изношенности
инженерных сетей и низкого качества коммунальных услуг, роста цен и
задолженности за поставленные коммунальные ресурсы.
Причинами образования задолженности, как правило, являются
низкая платежеспособность потребителей тепловой энергии, нежелание принимать
необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности.
Так, в Тамбовской области в результате настойчивости
прокуратуры рядом управляющих компаний приняты необходимые меры и изысканы
средства, позволившие погасить долг перед электроснабжающими организациями на
сумму около 24 млн. руб.
При осуществлении надзорных мероприятий в сфере ЖКХ
прокурорами округа внесено 12,3 тыс. представлений, по результатам рассмотрения
которых 7,5 тыс.
должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Объявлено 3,9 тыс.
предостережений о недопустимости нарушений закона, инициировано привлечение к
административной ответственности 2,6 тыс. должностных лиц, возбуждение 134
уголовных дел.
Имели место нарушения законодательства при установлении и
применении тарифов. Прокурорами пресечены многочисленные факты непринятия мер
по оказанию социальной поддержки льготным категориям граждан в оплате
жилищно-коммунальных услуг.
Повсеместно предприниматели продолжали сталкиваться с
фактами ущемления их прав государственными и муниципальными органами.
Внеплановые поверки нередко проводились под видом мониторинга,
оперативно-профилактических мероприятий или осуществления ведомственного
контроля. Выявлялись попытки возложения на предпринимателей обязанностей по
внесению не предусмотренных законом платежей. Органами контроля не всегда
обеспечивается полноценный Интернет-доступ к официальной информации о своей
деятельности.
В ходе формирования сводного плана проведения плановых
проверок на 2014 год органами прокуратуры в округе рассмотрены предложения
контролирующих органов о включении в него около 243 тыс. проверок юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых отклонено 39,5 тыс., как не
соответствующих требованиям закона. Из поступивших в 2013 году в органы
прокуратуры на территории округа 10,9 тыс. заявлений контролирующих органов о
согласовании проведения внеплановых проверок отклонено 4,2 тыс.
При принятии мер в сфере борьбы с коррупционными
проявлениями в 2013 году прокурорами выявлено 65,3 тыс. нарушений закона. При
этом прокурорами ряда регионов недостаточно эффективно выявляются факты
конфликта интересов в действиях должностных лиц. Так, в Брянской области
за 2013 г. в комиссии по урегулированию конфликта интересов не направлено ни
одной информации о таких фактах.
По результатам проведенных надзорных проверок в следственные
органы прокурорами направлено 555 материалов о коррупционных преступлениях, по
которым возбуждено 441 уголовное дело.
Необходимо отметить, что правоохранительные органы недостаточно
активно вели работу по выявлению фактов коррупции в органах власти и местного
самоуправления. При этом практически повсеместно отмечается рост числа
зарегистрированных фактов дачи взяток. Так, в Ярославской области их количество
выросло в 6 раз, в Рязанской области – в 4 раза, в Воронежской и Брянской
областях – более чем в 3 раза, в Московской и Тульской областях – более чем в 2
раза.
В округе в 2013 году зарегистрировано 526,1 тыс. преступлений.
При этом имеет место высокий уровень рецидивной преступности. В Брянской,
Воронежской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Смоленской, Тамбовской,
Тульской и Ярославской областях более половины всех расследованных преступлений
совершены лицами, ранее совершавшими преступления. Озабоченность вызывает рост
числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, особенно в г. Москве,
Костромской и Рязанской областях. Требует принятия профилактических мер
состояние уличной преступности в г. Москве и Воронежской области, где второй
год подряд удельный вес таких преступлений самый высокий в округе.
Прокурорами продолжают выявляться многочисленные попытки
манипуляции статистическими сведениями о состоянии преступности, укрытия
преступлений от учета. Множество нарушений продолжает допускаться при приеме,
регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.
Необходимо отметить, что правоохранительным органам не удалось в
истекшем году добиться повышения качества предварительного расследования. Число
нарушений , выявленных прокурорами на до судебной стадии уголовного
судопроизводства прокурорами, составило свыше 1,1 миллиона.
На совещании также были обозначены упущения и недостатки в
работе органов прокуратуры округа, которые требуют принятия дополнительных
усилий, совершенствования организации работы.
По итогам совещания Генеральным прокурором Российской Федерации
даны поручения об активизации и повышении качества надзора на приоритетных
направлениях деятельности, усилении координирующей роли в борьбе с
преступностью. В частности, прокуроры ориентированы направлять основные усилия
на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
граждан в социальной сфере, противодействия экстремизму, коррупции, борьбы с
преступностью.
По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-93207/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ