22.04.2014
21 апреля 2014 года, в Генеральной прокуратуре Российской
Федерации состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по
безопасности и противодействию коррупции, посвященное актуальным вопросам
совершенствования законодательства об ответственности за коррупционные
преступления.
Мероприятие открыли Генеральный прокурор Российской
Федерации Юрий Чайка и Председатель комитета Государственной думы Российского
Федерации по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
В заседании приняли участие первый заместитель
Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, заместители
Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений
Генеральной прокуратуры, депутаты Государственной Думы.
Александр Буксман выступил с докладом о совершенствовании
законодательства в области установления ответственности юридических лиц за коррупционные
правонарушения. Он отметил, что наиболее часто прокурорами выявляются
правонарушения, связанные с передачей денежных средств за освобождение
юридических лиц от административной ответственности, за обеспечение победы по
итогам участия юридического лица в конкурсных процедурах (в том числе при
размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), за оказание
юридическим лицам преференций в ходе реализации должностными лицами
разрешительных и контрольных функций (статья 19.28 КоАП РФ).
Существует проблема взыскания наложенных на юридические
лица административных штрафов, которая вызвана неустановлением либо отсутствием
имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также отсутствием
юридического лица по месту регистрации.
В этой связи предлагается ввести новую меру обеспечения
производства по делу об административном правонарушении – арест имущества
юридического лица.
Кроме того, в целях повышения выявляемости преступлений
коррупционной направленности предложено внести в КоАП РФ дополнения,
предусматривающие основания освобождения юридического лица от административной
ответственности в случаях сообщения о совершении преступлений, предусмотренных
ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ
(дача взятки) и 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), а также
способствования их раскрытию.
Начальник управления по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Юрий Семин выступил с докладом о гармонизации уголовного и
уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего ответственность за
коррупционные преступления.
Он отметил, что по-прежнему актуальной остается проблема
конфискации имущества, полученного в результате совершения коррупционных
преступлений. Уголовным кодексом предусмотрено, что полученное в результате
совершения преступления имущество, переданное осужденным другому лицу, подлежит
конфискации только в том случае, если лицо, принявшее имущество, знало или
должно было знать, что данное имущество получено в результате преступных
действий (часть 3 статьи 104.1 УК РФ).
Однако в случае передачи незаконно полученного имущества
членам семьи, в частности, супругам или несовершеннолетним детям, доказать, что
они знали о получении имущества в результате преступных действий практически
невозможно. При этом имущество остается под контролем незаконно получившего его
лица, так как в случае передачи имущества несовершеннолетним детям оно будет
осуществлять распоряжение имуществом от их имени, а в случае передачи его
супруге имущество становится общей собственностью на основании положений закона.
В связи с этим предлагается дополнить УК РФ положением,
предусматривающим, что полученное в результате преступных действий имущество,
переданное осужденным членам семьи, подлежит конфискации в тех случаях, когда
это имущество было передано им безвозмездно либо они не докажут, что, получая
имущество, не осознавали и не могли осознавать, что оно получено в результате
преступных действий.
Нуждаются в корректировке также положения уголовного
закона, связанные с посредничеством во взяточничестве. Как известно, статьей
291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение такого
посредничества. При этом ответственность наступает независимо от суммы
предлагаемой взятки, а максимальное наказание – семь лет лишения свободы со штрафом в размере
от десятикратной до семидесятикратной суммы взятки. Это наказание значительно
выше, чем наказание за действия по передаче взятки в размере более двадцати
пяти тысяч рублей либо за совершение заведомо незаконных действий, что нельзя
признать соответствующим принципу справедливости, установленному статьей 6
уголовного закона. Представляется, что наказание за это преступление также
должно быть дифференцированным с учетом степени его общественной опасности.
Кроме того, на выездном заседании Комитета Государственной
Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрены вопросы
совершенствования правового регулирования в целях усиления борьбы с
коррупционными преступлениями. Представлен разработанный Генеральной
прокуратурой Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий
внесение изменений в Гражданский, Гражданский процессуальный и
Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, которые обеспечивают
внедрение в российской законодательство так называемого института «конфискации
in rem».
С учетом положений конвенций ООН предложен механизм
изъятия в рамках гражданского судопроизводства по решению суда на основании
заявления прокурора в доход государства денег, ценностей и иного имущества, и
доходов от него, которые обнаружены у подозреваемого (обвиняемого) при
расследовании преступлений, связанных с получением значительных доходов, если
имеются достаточные данные полагать, что это имущество получено незаконным
путем, а также имущества, которое не может быть конфисковано у подозреваемого,
обвиняемого, подсудимого на основании норм главы 15.1 Уголовного кодекса
Российской Федерации (конфискация имущества).
Предлагаемые изменения помогут ликвидировать пробелы в
законодательстве, будут способствовать формированию единообразной практики и
повысят её эффективность.
В завершение мероприятия его участники договорились о
конкретных мерах по совершенствованию совместной антикоррупционной работы.
По материалам пресс-службы
Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-108824/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ