26.05.2014
Генеральной прокуратурой проведен анализ
состояния прокурорского надзора и судебной практики по делам об
административных правонарушениях, влекущих конфискацию предмета, явившегося
орудием или предметом совершения административного правонарушения.
Судами республики
в 2013 году рассмотрено 11 668 дел указанной категории (в 2012
году – 8 226). Из них по 7 227 делам (64,3%) судами применено
дополнительное взыскание в виде конфискации.
Однако при наличии оснований не во
всех случаях судами принимается решение об изъятии предмета, запрещенного в
гражданском обороте. Хотя согласно КоАП не является конфискацией изъятие из
незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение,
предмета, подлежащего изъятию из оборота. Поэтому в постановлении суда по
делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых
вещах и имуществе, запрещенных к обращению, которые подлежат передаче в
соответствующие учреждения или уничтожению.
Вместе с тем,
по делам в области незаконного оборота подакцизных товаров, оружия и
боеприпасов, нарушения авторского и смежных прав, в области налогообложения
изъятые предметы правонарушения (алкогольная и табачная продукция
неизвестного происхождения, оружие непригодное к обороту, контрафактная
продукция и др.) судами при невозможности их использования в гражданском
обороте не изымаются и возвращаются правонарушителям.
К примеру,
Жалагашским районным судом Кызылординской области производство по делу за
нарушение порядка хранения гражданского оружия (ч.1 ст.368 КоАП) в
отношении Р. прекращено за отсутствием состава правонарушения ввиду
непригодности к стрельбе охотничьего оружия марки «Иж-18». При этом суд, не
изъяв оружие, не используемое в гражданском обороте, возвратил его
правонарушителю. При такой ситуации не исключена возможность его восстановления
и дальнейшего использования.
В соответствии с «Правилами оборота оружия
и патронов к нему в Республике Казахстан», пришедшее в негодное состояние
оружие (не подлежащее ремонту), признанное таковым комиссией по определению
технического состояния оружия, не регистрируется (не перерегистрируется) и
подлежит уничтожению в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере
контроля за оборотом оружия.
В этой связи, Генеральной прокуратурой
принесены протесты на два судебных решения с требованием изъятия оружия у
правонарушителей и передачи органу внутренних дел для уничтожения. Верховным
судом протесты удовлетворены.
Имеются проблемные моменты и в вопросах
применения дополнительного взыскания в виде конфискации орудия и предмета
совершения правонарушения в зависимости от их принадлежности правонарушителям.
Согласно требованиям КоАП
конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя. На
практике же суды, несмотря на безальтернативное применение
дополнительного взыскания в виде конфискации, не налагают его в связи с тем,
что имущество не принадлежит на праве собственности правонарушителю.
Подобная практика не оказывает должной профилактики правонарушений и создает
условия для умышленного увода правонарушителями орудия и предмета
правонарушения от конфискации.
В этой связи Генеральной прокуратурой
решается вопрос о пересмотре нормы ст.50 КоАП, из которой предполагается
исключить ограничение по конфискации имущества в зависимости от принадлежности
его правонарушителю, за исключением имущества, принадлежащего государству.
При этом вопрос о возмещении ущерба с
правонарушителя в пользу собственника конфискованного имущества
необходимо рассматривать в порядке гражданского судопроизводства.
Наличие в некоторых санкциях норм
особенной части КоАП возможности применения дополнительного взыскания в виде
конфискации на альтернативной основе также не способствует предотвращению
повторных правонарушений, поскольку возврат орудия и предмета правонарушения
порождает возможность повторного совершения однородных правонарушений.
Здесь
также планируется пересмотреть санкции статей и внести предложения по их
ужесточению путем исключения конфискации на альтернативной основе по делам, по
которым в результате правонарушения был причинен ущерб государству (к
примеру, незаконная вырубка лесов, лов рыбы, нарушение правил охоты).
Также требуют
ужесточения санкции по применению конфискации орудия и предмета правонарушения
по делам, не связанным с причинением ущерба государству, но угрожающим
безопасности общества, жизни и здоровью людей и т.д. (стрельба из
огнестрельного оружия и взрыва пиротехнических устройств в населенных пунктах;
передача запрещенных веществ лицам, содержащимся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах; использование средств
связи, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, но не прошедших
его; незаконное ношение государственных наград).
Прокурорами также выявлены факты,
когда суды не применяют безальтернативное взыскание в виде конфискации
доходов, полученного от незаконной предпринимательской деятельности.
Это происходит ввиду того, что налоговые
органы при направлении материалов в суд не устанавливают доход, полученный от
указанной деятельности. Причем, указанные нарушения являются характерными для
всех территориальных налоговых органов. В этой связи Генеральной прокуратурой в
адрес Налогового комитета Республики Казахстан внесено представление об
устранении нарушений законности.
В целом по выявленным фактам нарушений
законности прокурорами в адрес государственных органов и судов внесено 34
представления об устранении нарушений законности.
Старший прокурор отдела Департамента
Генеральной прокуратуры Б. Кельджанов
По
материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/o-problemah-konfiskacii-predmeta-yavivshegosya-orudiem-ili-predmetom
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ