30.05.2014
В Генеральной прокуратуре 30 мая 2014 г. под
председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Конюка А.В. и
Председателя Комитета государственного контроля Якобсона А.С. состоялось
совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета
государственного контроля по вопросу состояния законности в налоговой сфере.
В работе коллегии приняли участие Государственный
секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Межуев А.В., заместитель
Главы Администрации Президента Республики Беларусь Мицкевич В.В., председатель
Минского облисполкома Шапиро С.Б., Председатель Следственного комитета Шаев
В.П., первый заместитель Председателя Верховного Суда Федорцов А.А.,
Министр по налогам и сборам Полуян В.Н., первый заместитель Министра внутренних
дел Михневич В.В., члены коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета
государственного контроля, прокуроры областей, города Минска, председатели
комитетов государственного контроля, начальники инспекций Министерства по
налогам и сборам, начальники УДФР КГК по областям и г.Минску, начальники
управлений и отделов Генеральной прокуратуры и Комитета государственного
контроля.
На заседании отмечено, что Министерством по налогам и
сборам, его территориальными органами проводится значительная работа по
осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, поступлением
средств в доход бюджета, законодательства о предпринимательстве, о
декларировании физическими лицами доходов и имущества.
В то же время результаты проведенных органами
прокуратуры во взаимодействии с органами Комитета государственного контроля
проверок свидетельствуют об определенных упущениях. В ряде случаев налоговыми
органами проверки проводятся не всегда качественно и длительное время, что
существенно затрудняет уголовное преследование лиц, уклоняющихся от уплаты
налогов.
Министерством по налогам и сборам не всегда
анализируется должным образом деятельность подчиненных инспекций в части
расчета налогов. В налоговых органах отсутствует единый подход к применению
порядка налогообложения хозяйственных операций, оформленных на основании
первичных учетных документов, не имеющих юридической силы.
Несколько снизилась эффективность контрольной
деятельности указанных органов в отношении лиц, осуществляющих незаконную
предпринимательскую деятельность. Нередко выявляются малозначительные факты
осуществления физическими лицами данной деятельности, не всегда
проводятся повторные контрольные мероприятия по выявлению указанных фактов.
Отдельными территориальными налоговыми органами в
минувшем и текущем годах не выявлялись факты осуществления незаконной
предпринимательской деятельности в сфере строительства, пассажирских перевозок,
сдачи в наем нежилых помещений, перемещения товаров через границу,
агроэкотуризма. Вместе с тем такие факты выявляются органами прокуратуры,
Комитета государственного контроля, правоохранительными органами.
Вне поля зрения налоговых органов нередко остаются
строительство и приобретение физическими лицами дорогостоящей недвижимости в
столице и иных населенных пунктах.
Не всегда проводится целенаправленная работа по
выявлению физических лиц, сдающих жилые помещения без зарегистрированных
договоров найма и уплаты налогов.
Недостаточно эффективна контрольная деятельность
инспекций в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества, что не
позволяет в полном объеме обеспечить взыскание налогов в бюджет.
Требует активизации работа Министерства по налогам и
сборам по совершенствованию налогового законодательства.
Проверками отмечено слабое взаимодействие налоговых
органов при проведении контрольных мероприятий с органами внутренних дел,
местными исполнительными и распорядительными органами, банками.
Коллегия обязала Министерство по налогам и сборам
принять дополнительные организационные и практические меры, направленные на
усиление контрольной работы по выявлению фактов незаконной предпринимательской
деятельности и сокрытию доходов от налогообложения, повышению эффективности
деятельности комиссий по предотвращению, выявлению и пресечению
функционирования субъектов хозяйствования, имеющих признаки
лжепредпринимательства.
Организовать на системной основе работу по
истребованию деклараций о доходах и имуществе у лиц, совершающих крупные
сделки, заведомо не отвечающие уровню их доходов, и контролю за
достоверностью сведений, указанных в налоговых декларациях, предъявляемых
плательщиками, взысканию пени за несвоевременную уплату налоговых и иных
платежей.
По материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=76360#doc
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ