24.06.2014
Генеральная прокуратура Российской Федерации
проанализировала состояние законности и практику прокурорского надзора в сфере
охраны лесов от пожаров.
На
территории Российской Федерации с начала пожароопасного сезона 2014 г.
зарегистрировано свыше 10 тысяч лесных пожаров, площадь, пройденная огнем,
составила более 1,3 млн га.
Результаты
прокурорских проверок свидетельствуют о том, что принимаемые органами власти
всех уровней меры в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской и
Иркутской областях оказались недостаточными для предотвращения, своевременного
выявления и оперативной ликвидации пожаров.
Например,
28 апреля 2014 г. возбуждено уголовное дело в отношении директора Оленгуйского
филиала Краевого государственного специализированного автономного учреждения
«Забайкаллесхоз», который в период действия на территории Читинского района
Забайкальского края чрезвычайной ситуации, после получения сообщения о лесном
пожаре и требования о незамедлительном направлении на тушение команды
Макавеевского лесопожарного формирования, надлежащих мер не принял, указанное
требование не исполнил. В результате чего лесному фонду был причинен ущерб на
сумму 2 млн руб.
Повсеместно
прокурорами установлены нарушения при осуществлении органами власти субъектов
Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по охране
лесов от пожаров, в Республике Бурятия, Забайкальском, Приморском, Хабаровском
краях, Амурской и Новосибирской областях подтверждены факты неукомплектования
кадрами и неоснащения подведомственных региональным органам власти учреждений и
предприятий противопожарным оборудованием, техникой и средствами пожаротушения.
В
деятельности органов государственной власти в Республике Татарстан, Чувашской
Республике, Магаданской, Тверской областях, Ханты-Мансийском автономном округе
– Югре и других регионах выявлены нарушения лесного законодательства при
разработке и утверждении проектов сводного плана тушения лесных пожаров. Так, в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прокуратурой выявлен факт включения в
Сводный план тушения лесных пожаров недостоверных сведений о наличии пожарной
техники. В Сводном плане тушения лесных пожаров Республики Татарстан не указано
Лубянское лесничество.
В
Забайкальском крае, Омской, Тверской, Ульяновской областях имеют место факты
невыполнения, в рамках государственных контрактов на территории лесничеств,
работ по охране лесов от пожаров, реализация которых, в том числе была
запланирована в 2013 г. Например, Министерство сельского хозяйства и природных
ресурсов Ульяновской области, выступая заказчиком таких работ, не обеспечило в
полном объеме их исполнение в 5 лесничествах. В результате этого,
невыполненными остались более 50% противопожарных мероприятий. В связи с
непринятием мер к расторжению государственных контрактов прокуратурой области
региональному министру внесено представление.
Прокурорами
в Приморском крае, Амурской, Омской, Тверской областях выявлены факты ненадлежащего
осуществления государственного пожарного надзора в лесах. В Приморском крае
Дальнереченским филиалом государственного учреждения «Приморское лесничество»
не обеспечена своевременная проверка исполнения проектов освоения лесов ООО
«Приморский лесокомбинат», в связи, с чем обществом на арендуемом участке не
сделаны противопожарные разрывы протяженностью 3,4 км.
Органами
местного самоуправления не принимаются меры, направленные на обеспечение
пожарной безопасности (Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края,
Амурская область). Прокурорами выявлены факты отсутствия муниципальных целевых
программ в области обеспечения пожарной безопасности, а также непринятия мер к
созданию резерва финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций населенных
пунктов.
В
Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Тверской областях органами местного
самоуправления принимались незаконные правовые акты в области обеспечения
пожарной безопасности поселений. В Хабаровском крае по протестам прокурора
Верхнебуреинского района приведены в соответствие с законодательством правовые
акты администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын», которыми в
комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности администрации поселения, а также в аварийно-спасательную
службу с превышением компетенции были включены представители федеральных
органов власти.
Ненадлежащая
реализация уполномоченными органами государственного контроля влечет
повсеместное нарушение лесопользователями требований лесного законодательства,
которыми не проводится очистка мест рубок, не разрабатываются проекты освоения
лесов, не выполняются мероприятия по противопожарному обустройству лесов
(организация минерализированных противопожарных полос, оснащение пунктов
противопожарного инвентаря средствами пожаротушения).
По
результатам анализа Генеральной прокуратурой Российской Федерации прокурорам
субъектов Российской Федерации направлено письмо об активизации надзора в сфере
охраны лесов от пожаров и повышения его результативности.
По материалам пресс-службы
Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-207700/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ