14.08.2014
В июле этого года Главой государства подписаны новые Уголовный и
Уголовно-процессуальный кодексы, которые будут введены в действие с 1 января
2015 года.
Необходимо отметить, что принимаемым Уголовно-процессуальным кодексом
кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения
из нее возбуждения уголовного дела и доследственной проверки.
Новый формат предполагает значительное увеличение нагрузки на сотрудников
органов уголовного преследования.
К примеру, если в 2013 году зарегистрировано более 1 млн. 100 тысяч
заявлений криминального характера, по которым возбуждено и расследовалось около
360 тысяч уголовных дел, то по новому УПК досудебное расследование будет
обязательно осуществляться по всем этим заявлениям, так как с момента регистрации
уголовное дело будет считаться возбужденным.
Однако, новые данные не будут говорить об ухудшении криминогенной
обстановки в стране, а только об изменении архитектуры регистрации заявлений о
преступлениях.
На сегодняшний день Генеральной прокуратурой выработан порядок регистрации
и учета заявлений, который поддержан всеми органами уголовного преследования,
межведомственной рабочей группой разработан проект Правил по ведению Единого
реестра досудебных расследований(ЕРДР), который проходит стадию обсуждения и
согласования.
Развитие системы даст возможность перевести уголовный процесс с самого
начала расследования до его завершения в электронный формат с помощью шаблонов
процессуальных документов.
Это позволит создать единые стандарты расследования для всех органов, а
последующая интеграция с системой информационного обмена правоохранительных и
специальных органов позволит автоматически получать необходимые сведения из
различных баз данных.
В результате значительно повысится оперативность уголовного судопроизводства.
В целом, упразднение института доследственной проверки положительно
отразится на соблюдении конституционных прав граждан, исключит проведения
большого объема и дублирование мероприятий, предшествующих возбуждению
уголовного дела.
В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный
коррупциогенный потенциал. Уголовное дело официально еще не возбуждено, но уже
проводятся осмотры, изымаются предметы и документы, арестовываются счета и
имущество граждан, назначаются различные судебные экспертизы и проводятся
исследования.
Фактически органом уголовного преследования ведется расследование, но лица,
в отношении которых эти доследственные мероприятия проводятся, не имеют
никакого процессуального статуса и соответственно никаких процессуальных прав и
гарантий, соблюдение которых является первоочередным в уголовном процессе.
После таких доследственных проверок иногда остается только предъявить
обвинение и направить уголовное дело в суд. Поэтому материалы доследственных
проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения
уголовного дела.
Еще одной существенной издержкой доследственной проверки является
дублирование показаний, когда граждане сначала подробно опрашиваются, а затем,
после возбуждения уголовного дела, по тем же обстоятельствам повторно
допрашиваются.
Все это порождает дополнительные вызова граждан и в целом создает
негативный настрой у людей к правоохранительным органам.
Необходимо отметить, что в год органами уголовного преследования
регистрируется свыше 2-х миллионов заявлений и сообщений о правонарушениях и
преступлениях.
Поэтому, из этого массива различной информации, сотрудники
правоохранительных органов должны будут четко определять, подлежит ли заявление
регистрации в Едином реестре досудебных расследований и необходимо ли начинать
досудебное расследование, либо ни о каком преступлении речи не идет.
И от того, насколько полно и подробно гражданин, обратившийся в орган,
сообщит об обстоятельствах преступления, зависит эффективность и быстрота действий
полиции на самой первоначальной стадии, изобличение и привлечение к уголовной
ответственности виновных лиц.
В связи с этим, сегодня наиболее актуально стоит вопрос повышения
правосознания граждан.
Умение эффективно работать в законодательном поле, где главенствующими
являются права человека, потребует совершенствования всего правоохранительного
блока.
В современных условиях именно правовые ценности позволяют консолидировать
общество в целях установления правопорядка, отвечающего интересам всего
общества.
Cтарший прокурор Департамента по надзору за законностью
досудебной
стадии уголовного процесса
Генеральной
прокуратуры Станислав
Жижис
По
материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/osobennosti-vedeniya-edinogo-reestra-dosudebnyh-rassledovaniy
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ