26.08.2014
Высокочтимые дамы и господа! Уважаемые коллеги!
Как заместитель
Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающий за вопросы
международного сотрудничества, я хотел бы более детально остановиться на
вопросах взаимодействия государств в борьбе с транснациональной организованной
преступностью.
Известно,
что в условиях интернационализации преступной деятельности успех национального
правосудия во все большей степени зависит от эффективности международного
антикриминального сотрудничества, особенно в вопросах выдачи, правовой помощи
по уголовным делам и конфискации имущества, добытого преступным путем.
Многие
из вас знают, что в России Генеральная прокуратура является единственным
компетентным органом по осуществлению международного сотрудничества в сфере
выдачи и одним из ее центральных органов по вопросам оказания правовой помощи
по уголовным делам.
В
настоящее время Россия осуществляет взаимодействие в сфере уголовного
судопроизводства более чем с 80 государствами мира, с большинством из которых
она имеет специальные договоры. Но наше законодательство позволяет
взаимодействовать с зарубежными партнерами и на основе принципа взаимности. И
мы это используем.
В
прошлом году Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено порядка
10 тысяч запросов о выдаче и правовой помощи, как поступивших из-за рубежа, так
и предназначенных для направления иностранным партнерам.
В
целом сотрудничество Генеральной прокуратуры России с зарубежными коллегами
носит конструктивный характер.
Например,
мы достаточно эффективно используем институт передачи уголовного судопроизводства
по уголовным делам. За последние 5 лет к нам поступило из-за рубежа более 800
поручений об осуществлении уголовного преследования граждан Российской
Федерации, совершивших преступления на территории иностранных государств. Там,
где имелись доказательства совершения преступления, виновные понесли
заслуженное наказание.
В
международном правовом сотрудничестве есть несомненные успехи, но имеются и
сложности, которые требуют безотлагательного и системного решения. Эти
трудности обусловлены разными причинами – как объективными, так и
субъективными. В частности, различиями в национальном законодательстве и в
подходе к толкованию и применению норм международных договоров, пробелами и
недостатками в правовом регулировании – как на национальном, так и на международном
уровне.
И
такие встречи, как наша, предоставляют возможность откровенно обсудить проблемы
взаимодействия с зарубежным партнером и на доверительной основе совместно
находить разрешение возникающих вопросов.
В
настоящее время одной из наиболее существенных проблем является длительность
рассмотрения многими государствами российских запросов о сотрудничестве (по
году и больше). При этом отмечу, что Генеральная прокуратура России организует
исполнение, как правило, иностранных запросов в течение сравнительно короткого
времени, а именно: о правовой помощи, как правило, в срок 2-3 месяца и о выдаче
– не более 6 месяцев.
Нельзя
не отметить и случаи необоснованных отказов в выдаче и оказании правовой
помощи, в т.ч. по причине политизации вопросов сотрудничества в отношении
конкретных лиц и компаний.
В
последнее время все чаще мы сталкиваемся с ситуацией, когда лицо, которое
разыскивается в целях выдачи для отправления уголовного правосудия, обращается
к иностранному государству с просьбой о предоставлении убежища в надежде
избежать выдачи или затянуть процесс принятия решения о выдаче до истечения
сроков давности в запрашиваемом или запрашивающем государстве. Очевидно, что в
таких случаях желательно установить двусторонний диалог. И такая практика со
многими государствами у нас уже сложилась.
Необходимо
также скоординировать процедуры выдачи и рассмотрения ходатайства о
предоставлении убежища и скорректировать их правовое регулирование на
национальном и международном уровнях.
Возникают
сложности и во взаимодействии с большинством т.н. оффшорных зон. Наша позиция
четкая: для преступников и преступно нажитых капиталов на нашей планете не
должно быть убежища от правосудия.
Есть
и другие проблемы, о которых, я надеюсь, расскажут другие участники Конференции
в ходе откровенных дискуссий.
Позвольте
теперь буквально тезисно высказать ряд конкретных предложений, направленных на
решение вышеуказанных и многих других проблем.
Как
представляется, работа по повышению эффективности международного сотрудничества
в борьбе с транснациональной организованной преступностью должна проходить по
следующим основным направлениям:
1) укрепление международно-правовой,
или договорной, базы сотрудничества;
2) развитие
национального законодательства, обеспечивающего международное правовое
сотрудничество;
3) совершенствование практики
правового сотрудничества.
I. Что касается развития международно-правовой базы
сотрудничества, то было бы неплохо, если бы государства и соответствующие
международные организации провели обзор действующих договоров о сотрудничестве
по уголовным делам с целью их модернизации там, где это необходимо. В качестве
примера адаптации договоров к существующим реалиям хотел бы отметить проводимую
с 2006 года по инициативе России работу по модернизации конвенций Совета Европы
о выдаче и правовой помощи по уголовным делам, заключенных несколько
десятилетий назад (в 1957 и 1959 годах). В результате проведенной работы при
нашем активном участии приняты два дополнительных протокола к Европейской
конвенции о выдаче. Они касаются, в частности, ограничения применения сроков
давности и иммунитетов к выдаваемым лицам, а также упрощения порядка
взаимоотношений.
Кстати,
у истоков этой инициативы стоял нынешний Генеральный прокурор России Ю.Я.
Чайка, бывший в то время министром юстиции.
II. По экспертным оценкам,
десятки миллиардов долларов, похищенных в России, отмываются за рубежом. C этой
проблемой сталкиваются и другие страны. При этом страны-получатели «грязных»
денег несут не только репутационный ущерб, но и становятся площадкой, на
которой как раковая опухоль расцветает криминальный бизнес, подпитываемый
«отмытым» преступным капиталом.
Это
предполагает взаимную заинтересованность стран в борьбе с трансграничным
потоком «грязных» инвестиций. И мы считаем, что конъюнктурный меркантильный
интерес не должен преобладать над общей стратегической задачей совместной
борьбы с «отмыванием» преступных доходов. В этом отношении хотелось бы отметить
Швейцарию, которая за последние годы существенно укрепила свое законодательство
и проводит жесткую политику в отношении активов криминального происхождения.
Уверен,
что заключение двусторонних
и многосторонних международных договоров о возврате имущества,
полученного преступным путем и конфискованного в результате международного
сотрудничества, будет способствовать возврату огромных доходов, полученных
преступным путем и выведенных за границу. Без такого договора любому
государству просто невыгодно направлять за границу запросы о конфискации
имущества, полученного преступным путем, так как конфискованные активы могут
остаться в распоряжении запрашиваемого государства.
III. Как известно, на
различных международных форумах неоднократно звучало предложение о заключении в
рамках ООН универсальных договоров о выдаче и правовой помощи по уголовным
делам, в т.ч. числе в вопросах конфискации и возврата имущества,
полученного преступным путем. Мы не можем позволить себе тратить десятилетия и
значительные людские и финансовые ресурсы на переговорный процесс по заключению
многих тысяч двусторонних договоров, с тем чтобы, наконец, все государства мира
имели надежную договорную базу сотрудничества друг с другом по уголовным делам.
IV. C развитием современных средств телекоммуникации
возникла необходимость специального регулирования вопросов оказания
международной правовой помощи при расследовании киберпреступлений.
Уверен,
что мировому сообществу не обойтись без заключения
в рамках ООН договора о борьбе с преступностью в сфере информационных
технологий. К сожалению, заключенная в 2001 году под эгидой Совета
Европы Конвенция против киберпреступности, ввиду ряда ее недостатков (в т.ч. в
вопросах сотрудничества по уголовным делам), не может претендовать на роль
всемирно признанного договора в этой сфере.
V. Важное значение имеет работа по приведению национального
законодательства, регламентирующего международное правовое сотрудничество,
в соответствие не только с текущими, но и с перспективными потребностями. При
этом следует учитывать новые тенденции и вызовы в преступности, а также
передовую практику отдельных государств. Эта работа, на наш взгляд, должна
быть, в первую очередь, направлена на обеспечение эффективного выполнения
обязательств и реализации прав, вытекающих из заключенных международных
договоров.
VI. Что касается совершенствования
практики правового сотрудничества, то
укреплению взаимного доверия и рабочих связей с компетентными органами
иностранных государств во многом способствует развитие межведомственного
сотрудничества с зарубежными партнерами. В настоящее время Генеральная
прокуратура Российской Федерации имеет 69 межведомственных соглашений и иных
договоренностей о сотрудничестве с партнерами из 59 государств, в т.ч.
относящихся к оффшорным зонам. В последние годы мы включаем в такие
договоренности положения о консультациях на стадиях подготовки и исполнения
запросов о выдаче и правовой помощи.
Многие
проблемные вопросы нам удается решать в рамках рабочих групп по сотрудничеству
и других спецпроектов в сфере уголовного судопроизводства, созданных, в том
числе, по инициативе Генеральной прокуратуры России, в частности, с партнерами
из Швейцарии, Испании, Франции, Чехии, Кипра и Израиля. В рамках этих групп выявляются
обстоятельства, препятствующие эффективному исполнению запросов о выдаче и
правовой помощи, вырабатываются меры по их устранению.
Кроме
того, для разрешения вопросов сотрудничества организуются встречи с
представителями компетентных органов зарубежных государств. В этой связи отмечу
успешное взаимодействие с коллегами из Белоруссии, Казахстана, Армении, в т.ч.
в рамках приграничного сотрудничества.
В
последнее время сотрудники Генеральной прокуратуры России все чаще
командируются нами в зарубежные государства для информационного сопровождения
российских запросов и непосредственного участия в судебных заседаниях.
И последнее. VII. Уверен, что полезным практическим подспорьем для прокуроров станут Руководство по
вопросам конфискации и возврата активов и обновленное Руководство по передовому
опыту в области взаимной правовой помощи, разрабатываемые в настоящее время в
рамках Международной ассоциации прокуроров. Решение об этом, как вам известно,
было принято на 18-й Ежегодной конференции МАП, состоявшейся в Москве в
сентябре 2013 г.
Уважаемые
коллеги, был бы признателен за активное участие в обсуждении поднятых здесь
проблемных вопросов и предложений.
Благодарю за внимание!
По материалам пресс-службы
Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-290542/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ