15.09.2014
Выступление Генерального Прокурора Асхата
Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры, посвященной
деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы МВД по оказанию
медицинской помощи заключенным (11 сентября 2014 г.)
Конституция Казахстана гарантирует гражданам равный доступ к услугам
здравоохранения без какой-либо правовой дискриминации.
В этой связи, а также в свете проводимой пенитенциарной реформы, на первый
план выходят вопросы обеспечения конституционных прав граждан на охрану
здоровья в местах лишения свободы.
В силу изоляции от общества, порядка 43 тысяч осужденных и 6 тысяч
следственно-арестованных ограничены в выборе услуг здравоохранения и не имеют
широкого доступа ко всем имеющимся методам лечения и профилактики заболеваний.
Поэтому государством последовательно принимаются меры по улучшению условий
содержания заключенных, обеспечения их необходимым набором медицинских услуг.
За последние 10 лет финансирование Уголовно-исполнительной системы выросло
в 4,5 раза, в 5 раз увеличены расходы на содержание одного осужденного, в 3,5
раза улучшены их нормы питания.
Ежегодно на медицину в УИС выделяется свыше полмиллиарда бюджетных
средств.
Кроме того, по
Госпрограмме «СаламаттыҚазақстан» в 2011-2013 годах выделено около 3-х млрд.
тенге на приобретение медицинского оборудования и ремонт всех шести
противотуберкулезных учреждений исправительных колоний.
Вместе с тем, проверка показала, что несмотря на прилагаемые усилия, качество
оказываемых медицинских услуг в исправительной системе ухудшилось.
За последние 10 лет на фоне общего снижения «тюремного населения» на
35%,смертность заключенных возросла в 1,5 раза, тогда как средне республиканский
показатель снизился в 1,3 раза.
Причины этой тенденции отмечались нами еще в марте 2012 года – на заседании коллегии
Генеральной прокуратуры по результатам аналогичной проверки.
С тех пор ситуация кардинально не изменилась.
Как и прежде сохраняются некомплект персонала и квалифицированных
специалистов, низкое качество проводимого лечения.
Более того, спектр допускаемых нарушений расширился фактами халатного
отношения медперсонала к служебным обязанностям, простоя дорогостоящего
оборудования, нецелевого расходования бюджетных средств.
При проверке обстоятельств смерти заключенных сотрудники МВД ограничиваются
лишь констатацией признаков насилия, а вопросы качества и своевременности
оказанной медицинской помощи и проведенного лечения не изучаются.
Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности также
самоустранился от этой работы.
По результатам проверки прокурорами возбуждено 14 уголовных дел по фактам
бездействия медперсонала и руководства ряда колоний, халатного отношения к
своим обязанностям.
Вместе с тем, в ходе нашей проверки установлено отсутствие внешнего
контроля за соблюдением в учреждениях санитарных норм и правил, что
способствует распространению инфекционных заболеваний.
До сих пор не налажено действенное взаимодействие исправительных учреждений
с организациями здравоохранения по вопросам профилактики заболеваний.
Так, в 2013 году в результате ненадлежащей организации в колонии города
Атырау обязательного флюорографического обследования, перераспределение
осужденных в другие регионы повлекло распространение и рост заболеваемости
туберкулезом в колониях ВКО, ЗКО, Акмолинской и Мангистауской областей.
Выявлены системные проблемы с обеспечением заключенных необходимыми
медикаментами, в том числе больных сахарным диабетом и туберкулезом.
Не решаются проблемы оказания медицинской помощи осужденным иностранцам и
лицам без гражданства.
Практически не применяется институт досрочного освобождения от наказания
или замены его на более мягкое к тяжело больным лицам.
Сегодня мы обсудили одну из наиболее актуальных проблем пенитенциарной
системы, которая не находит своего разрешения на протяжении длительного времени.
Во многом это обусловлено формальным подходом к данной работе.
Необходимо детально проработать и ускорить решение вопросов модернизации
медицинской службы уголовной-исполнительной системы.
Не дожидаясь 2015 года, уже сейчас необходимо определиться с моделью
медицинского обслуживания осужденных.
К примеру, в странах СНГ, Азии и некоторых странах Европы (Ирландия,
Албания), успешно применяется ведомственная модель, когда медперсонал
исправительных учреждений находится в штате и под управлением уголовно-исполнительной
системы.
В Норвегии, Англии, Франции, Австралии, Испании и Шотландии медицинская
помощь осужденным оказывается сторонними организациями.
В ряде стран, в том числе США, действует смешанная система, когда наряду со
штатным персоналом медицинскую помощь заключенным оказывают и коммерческие
организации, взявшие обязательства по их медицинскому обеспечению.
При этом, независимо от выбранной модели, уже сейчас необходимо принять
комплекс мер по повышению качества медицинской помощи осужденным и следственно-арестованным.
Во-первых, это усиление контроля за качеством и объемом оказываемой
медицинской помощи.
Для этого Комитету контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью
Министерства здравоохранения необходимо наладить системную и планомерную работу
по проведению контрольных мероприятий на объектах уголовно-исполнительной
системы.
Наряду с этим действенным должен стать контроль со стороны
общественных организаций, в том числе Национального превентивного механизма.
Прокурорам областей поручаю обеспечить действенное взаимодействие с
представителями Превентивного механизма и всемерную поддержку их работе.
Второе, в целях установления объективной ситуации с заболеваемостью среди
заключенных и принятия адекватных мер лечения и профилактики, необходимо
разработать и внедрить формы отчетности исправительных учреждений перед
органами здравоохранения.
Определить периодичность их формирования, а также четкое разграничение
полномочий по их анализу между органами уголовно-исполнительной системы и
здравоохранения.
В-третьих, требуется расширение межведомственного взаимодействия
Министерств внутренних дел и здравоохранения в вопросах профилактики и лечения
заболеваний, в том числе путем прикрепления специалистов гражданских
медицинских учреждений к учреждениям уголовно исполнительной системы.
Это позволит повысить качество и охват всех заключенных обязательными профилактическими
осмотрами, а также решит отдельные вопросы участия узких специалистов при
обследовании и лечении осужденных и следственно-арестованных.
Для этого необходима разработка совместных нормативных актов о порядке и
формах такого взаимодействия.
В-четвертых, необходимо решить проблему заполнения вакансий медицинских
служб исправительных учреждений квалифицированными специалистами.
В ней необходимо предусмотреть стимулирующие меры, в том числе выделение
подъемных средств, жилья и так далее.
В-пятых, в целях исключения простоя необходимо более эффективно
использовать имеющееся медицинское оборудование, в том числе в учреждениях
гражданского сектора.
В-шестых, требуется расширить практику замены
наказания на более мягкие его виды в связи с болезнью осужденного.
Необходимо разработать четкие критерии, при которых вопрос замены наказания
должен рассматриваться незамедлительно после установления соответствующего
диагноза.
При этом, в отличие от полного освобождения от наказания, данный институт
будет гарантировать не только контроль за осужденным, но и позволит ему
получить необходимо лечение в гражданских организациях здравоохранения.
По
материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/vystuplenie-generalnogo-prokurora-ashata-daulbaeva-na-zasedanii-kollegii-2
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ