11.02.2016
Значительная часть Плана нации «100 шагов» посвящена проблемам
независимого правосудия, реализации верховенства закона. О том, как можно и
нужно реализовать этот план, мы решили побеседовать с первым проректором
Академии правоохранительных органов Генеральной прокуратуры РК, доктором
юридических наук, профессором Еркином Онгарбаевым.
– Еркин Ануарович, в Плане нации «100 шагов» особое внимание
придается вопросам законности и правопорядка. Не могли бы вы раскрыть
содержание данных понятий?
– Целесообразнее было бы начать разговор с того, что с нынешнего
года в стране действуют 59 новых законов, что является свидетельством
поэтапного исполнения пяти институциональных основ.
Эти законодательные акты и законодательные изменения,
вступившие в силу в прошлом году Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы
Республики Казахстан свидетельствуют не только об акте гуманизации правовой
системы страны в целом, но и о том, что они стали классическим образцом
цивилизационного пути построения правового государства.
В новом Уголовно-процессуальном кодексе, состоящем из 16
разделов, 73 глав и включающем в себя 672 статьи, впервые вступило в силу
правило Миранды, введены согласительные процедуры, к которым относится
процессуальное соглашение, институт следственного судьи по судебному контролю
за осуществлением прав и свобод гражданина.
Закон, отраженный на бумаге, должен реально исполняться, что
в свою очередь и определяется понятием «законность». Вместе с тем в реальной
жизни добиться строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми норм права
сложно. На практике, в жизни, имеется немало нарушений законности. Поэтому то,
насколько требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное
поведение людей, отражает понятие «правопорядок». Именно его органичная связь с
законностью является результатом ее (законности) осуществления – реализации
требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности.
– Статданные по республике заставляют призадуматься: в 2015 году
зарегистрировано 386 718 преступлений, что на 13% больше, чем в 2014 году, в т.
ч. зафиксировано 26 474 преступления против общественной безопасности и
общественного порядка… Можно ли при таких цифрах говорить о формировании
«нулевой терпимости» к мелким правонарушениям?
– Несомненно, не только можно, архиважно – нужно. Здесь необходимо
отталкиваться от основополагающего документа – Послания Президента страны
Нурсултана Назарбаева «Стратегия «Казахстан–2050»: новый политический курс
состоявшегося государства», реализации в Казахстане курса, направленного на
формирование в обществе «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям.
К наиболее популярным превентивным программам, доказавшим
свою эффективность во многих странах мира (например, в Великобритании, США,
Канаде, Германии, Австралии), можно отнести «Соседский надзор», программы
профилактики преступности через организацию внешнего окружения «Разбитые окна»,
«Остановим преступность», программы безопасности для отдельных социальных
групп: детей, подростков и т. д.
Таким примером является внедренная в Казахстане
криминологическая программа «Теория разбитых окон», рассматривающая мелкие
правонарушения как индикатор ухудшения криминальной обстановки в целом.
Сформулированная в 1982 года американскими социологами Джеймсом Уилсоном и
Джорджем Келлингом теория нашла широкое применение во многих странах.
В свое время Рудольф Джулиани (мэр Нью-Йорка с 1994 по 2001
год) и комиссар нью-йоркской полиции Уильям Браттон начали борьбу с таких
мелких нарушений, как граффити и безбилетники в метро, попрошайничество ит. п.
То, на что раньше не обращали особого внимания, стало неприемлемым. Несмотря на
критику и насмешки, Джулиани последовательно боролся с «разбитыми окнами», в
результате количество преступлений в городе значительно сократилось, а жители
города получили не только более чистый и безопасный город, но и уверенность в
способности полиции справляться как с мелкими правонарушениями, так и с тяжкими
преступлениями.
Зарубежные страны давно осознали приоритетность превентивных
мер, используя их в практике борьбы с преступностью. Более 200 лет назад Чезаре
Беккария сказал: «Лучше предупредить преступления, чем карать за них».
Для прокуратуры, как и любого правоохранительного органа,
задача упреждения и недопущения правонарушений является приоритетной.
Принимаются меры по повышению эффективности координационной функции, являющейся
одной из составляющих профилактики преступности.
В рамках реализации «100 конкретных шагов по реализации пяти
институциональных реформ», где шаг обозначен 30-м, создана местная полицейская
служба, подотчетная местным исполнительным органам и местному сообществу. Она-то
и повысит стремление граждан к активному участию в процессе обеспечения
общественной безопасности.
Продолжается совершенствование деятельности прокуратуры по
координации усилий правоохранительных органов в сфере формирования в обществе
«нулевой терпимости» к правонарушениям и беспорядкам.
– Судя по информационным источникам, реформирование пенитенциарной
системы сегодня налицо.
– Органами прокуратуры проводится масштабная работа по улучшению
пенитенциарной системы. Организовано проведение трех форумов под руководством
Генерального прокурора с участием представителей администрации Президента,
Конституционного совета, Парламента, Верховного суда, глав дипломатических
миссий, руководителей центральных госорганов, НПО, международных организаций,
ученых, экспертов, крупного бизнеса.
Первый форум, прошедший в 2013 году, был посвящен проекту
«10 мер по снижению тюремного населения», т. к. Казахстан долгие годы был в
тройке мировых лидеров по тюремному индексу после США и России. На последующих,
втором и третьем, рассматривались вопросы занятости в «колониях-2017» и
актуальность наисложнейшей проблемы – ресоциализации осужденных.
Благодаря реализуемым по инициативе Главы государства
реформам правоохранительные органы смогли значительно усилить контроль в сфере
обеспечения общественного порядка.
Тюремное население за четыре года уменьшено на 25% – с 52 до
40 тысяч человек. В мировом рейтинге Казахстан улучшил свою позицию до 55-го
места; суды больше стали применять наказания, не связанные с лишением свободы,
то есть доминирующим стало не лишение, а ограничение свободы.
На 33% в сравнении с 2013 годом снизились преступления тех,
кто находится на учете служб пробации. То есть эта категория осужденных всё
меньше и меньше представляет угрозу для общества, чем те, кто ранее
освобождался по амнистии; в 2015 году в колонии начали работу 137 субъектов
частного бизнеса.
Впервые в истории колоний 25 осужденных занимаются своим
собственным бизнесом, открыв ИП. Были ли подобные прецеденты ранее? Конечно же,
нет.
В рамках проводимой работы также осуществляется разработка
законодательных, организационных и иных документов, направленных на реализацию
33-го шага Плана нации «100 конкретных шагов».
– В прошлом году Главой государства создана Академия
правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре. В чем выражается миссия
этой академии?
– Принятие такого решения продиктовано проблемами, в основе
которых стоят вопросы качества подготовки сотрудников: взаимодействие и
координация правоохранительных органов в области образовательной и научной
деятельности; отрыв процесса обучения от реальных потребностей
правоохранительных органов; недостаточный уровень знаний выпускников вузов;
отсутствие современных методов обучения и системы первоначального обучения;
устаревшая научная, образовательная и материально-техническая база вузов, не
отвечающая международным стандартам и требованиям практики.
И уже в августе академия приступила к реализации основных
направлений деятельности, таких как повышение профессионального уровня сотрудников
правоохранительных органов, в том числе состоящих в президентском резерве;
проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной
деятельности; реализация программ послевузовского образования.
Обучение президентского резерва – совершенно отличительная
форма подготовки сотрудников руководящего звена. Будут готовиться руководители
новой формации. Миссией мы определили развитие высоконравственной,
интеллектуальной и культурной личности сотрудника.
Отдельной строкой стоят следующие задачи: проведение научных
исследований с практическим эффектом, организация эффективного прикладного
обучения, подготовка и повышение квалификации, что полностью
соответствует установкам Главы государства.
Сейчас академия прошла комплексную аккредитацию Министерства
образования и науки РК в качестве субъекта научной деятельности. Начато
обучение магистрантов и докторантов из числа всех правоохранительных органов.
Показателен высокий конкурс: на одно место в магистратуре претендовали три
человека, в докторантуре – восемь.
Создан научно-методический совет в качестве
консультативно-совещательного органа, в составе которого полномочные
представители всех правоохранительных органов. Таким образом устанавливается
обратная связь и обеспечен прикладной характер всех исследований.
Генеральный прокурор назвал академию уникальным проектом не
только в нашей республике, но и среди стран СНГ, особо подчеркнув, что впервые
в истории в структуре надзорного органа образовано учебное заведение, которому
предстоит готовить кадры для всего правоохранительного блока, включая его
руководство. Поэтому скорейшее становление и развитие академии становится общей
задачей для всей правоохранительной системы.
Казахстан занимает достойное место в мировом сообществе,
возрастает его роль в многосторонних структурах регионального и мирового
уровней. При этом особой и успешно выполняемой задачей руководства страны
является обязательный учет национальных интересов независимого Казахстана в
условиях формирующейся многополярной системы.
Как сказал известный австрийский художник: «Когда кто-то
мечтает в одиночку, это просто мечты. Когда мечта объединяет множество людей,
это уже начало новой реальности». И мы приложим все усилия, чтобы казахстанская
мечта стала явью.
http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/zakonnost-i-pravoporyadok-velenie-vremeni
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ