19.08.2025
Почему в России не уменьшается количество чиновников и бизнесменов, осужденных за коррупцию? Каков суммарный ущерб от коррупционных преступлений, и в какой мере его удается возместить? Как на уровень коррупции повлияла спецоперация? На эти и другие вопросы "РГ" ответил исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, генерал-лейтенант МВД, доктор юридических наук, заведующий кафедрой РГСУ Юрий Жданов.
Юрий Николаевич, едва ли не каждый день приходят сообщения о задержании очередного взяточника или, как говорил шофер товарища Саахова, того, кто "перепутал свою личную шерсть с государственной". В месяц, по моим подсчетам, задерживаются десятки госслужащих и бизнесменов разного уровня. Вы, много лет проработавший в органах МВД, объясните: что происходит? Действительно ли власть стала "закручивать гайки"?
Юрий Жданов: Чтобы разобраться, приведу немного статистики. По данным МВД России, за первое полугодие 2025 года при общем снижении количества преступлений (-1,8%) количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности возросло до 27 124 (+16,0%). Этот показатель свидетельствует не только о росте коррупции в чиновничьей среде, но в не меньшей степени и об активизации деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению таких преступлений. Череда резонансных задержаний крупных чиновников, на мой взгляд, - это серьезный сигнал обществу, что государство усилило борьбу с коррупцией и что сегодня это становится необходимым императивом не только политической, экономической и финансовой стабильности, но и национальной безопасности страны.
Но эта борьба началась не сегодня. Можно вспомнить целый ряд арестов высокопоставленных фигурантов уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, случившихся в последние год-два. Только в военном ведомстве под следствием находятся свыше десяти старших офицеров, генералов и гражданских сотрудников высшего звена.
Так, например, большой общественный резонанс вызвал арест и суд за растрату и многомиллиардное хищение бывшего заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова в апреле прошлого года и назначение ему 1 июля 2025 года наказания в виде 13 лет лишения свободы, штрафа в размере 100 млн рублей и лишения госнаград. Это и есть тот самый сигнал обществу, что у государства сегодня нет "неприкасаемых".
К семи годам лишения свободы приговорен экс-заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Вадим Шамарин (получение взятки в особо крупном размере). Среди арестованных - экс-замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков (хищение в особо крупном размере и создание ОПГ), экс-замминистра обороны генерал армии Павел Попов (хищение в особо крупном размере и служебный подлог), начальник автобронетанковой службы ЦВО генерал-майор Денис Путилов и начальник управления Главного управления связи ВС РФ генерал-майор Александр Оглоблин (получение взятки в особо крупном размере), экс-замначальника Управления имуществом специальных проектов Минобороны Олег Васенин (хищение в особо крупном размере). Можно привести и другие примеры.
В руководстве Вооруженных сил после смены министра обороны задержаний действительно случилось немало. А на гражданке? Хватают за руку в основном чиновников среднего уровня, реже - замов губернаторов, иногда - бывших руководителей. А что, выше у нас сплошь честные люди? Почему в том же Китае только за 6 месяцев прошлого года за коррупцию было взято под стражу 36 "тигров" (от замминистра и выше), включая глав крупнейших госкомпаний и даже членов ЦК КПК, а у нас, как говорится, и труба пониже, и дым пожиже?
Юрий Жданов: В 2024-2025 годах задержаны и находятся под следствием несколько бывших глав регионов России. Например, экс-губернатор Курской области Алексей Смирнов. В январе Генпрокуратура РФ потребовала взыскать 3,2 млрд рублей в доход государства с нескольких руководителей и компаний Курской области, присвоивших средства, выделенные на оборонные сооружения. Это во многом по их вине украинские войска смогли войти в наш регион.
Еще про наших доморощенных "тигров". В декабре 2024 года арестован экс-губернатор и экс-сенатор от Рязанской области Николай Любимов. Его обвинили во взятках на 250 миллионов рублей. В июле 2025 года задержан экс-глава Тамбовской области Максим Егоров - за 80-млн рублей "откатов". В мае 2025 года Генпрокуратура РФ потребовала изъять в доход государства 16 млрд рублей и 700 незаконно полученных объектов собственности у экс-мэра Владивостока Владимира Николаева и его сестры депутата Госдумы Виктории Николаевой. Большой резонанс в СМИ вызвала публикация об удовлетворении судом иска о взыскании в доход государства 16 млрд рублей с 65 чиновников и аффилированных структур Камчатского края, включая экс-заместителя председателя регионального правительства Юрия Зубаря, экс-депутата Заксобрания Александра Иванчей и экс-замглавы краевого Минимущества Владимира Балакаева, незаконно приватизировавших порт(!).
Вы считаете, это системная работа, а не очередная штурмовщина? Ведь мы помним, как это бывало прежде: пришла указивка сверху - и началось. А потом все потихоньку затихает и забывается.
Юрий Жданов: Не согласен. Борьба с коррупцией с различной степенью интенсивности не прекращалась с начала 2000-х годов. К уголовной ответственности привлекались министр путей сообщения Николай Аксененко (2001), министр по атомной энергии Евгений Адамов (2005), министр экономического развития Алексей Улюкаев (2016) и министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов (2019). Вспомните, только за последние пять лет были арестованы губернаторы Хабаровского края Сергей Фургал и Пензенской области Иван Белозерцев, бывшие главы Ивановской, Рязанской и Курской областей Михаил Мень, Николай Любимов и уже упоминавшийся Алексей Смирнов. В сентябре 2022 года к пожизненным срокам заключения приговорены бывший сенатор от Карачаево-Черкесии миллиардер Рауф Арашуков и его отец "газовый король" Рауль, обвиняемые в организации преступного сообщества, заказных убийствах и хищении 31 млрд рублей (следствию удалось доказать только 4,4 млрд). В 2022 году были осуждены браться Магомедовы, один из которых, Зиявудин Магомедов, олигарх-миллиардер из списка Forbes, и его брат-сенатор, за организацию преступного сообщества и хищение 11 млрд рублей. Так что если сравнивать с приведенным вами примером 36 китайских "тигров" (глав компаний и членов ЦК партии), в российской компании коррупционеров - полный комплект: и министры, и их замы, и депутаты-сенаторы, и губернаторы.
Немало российских чиновников, похитивших огромные средства, переводят их на счета в западных банках, после чего беспрепятственно отправляются за границу и живут там в свое удовольствие, обеспечив себе беззаботную старость. Что делается для их принудительного возвращения для сурового, но справедливого суда дома? Есть ли программа по возвращению их и незаконно нажитого ими имущества? И скольких удалось вернуть?
Юрий Жданов: Вот тут я вас полностью поддерживаю - мало наказать вора, пусть вернет Родине украденные деньги. Увы, проблемы возвращения коррупционных активов из-за рубежа сохраняются. На одной из коллегий Генеральной прокуратуры РФ Президент Владимир Путин обращал внимание на необходимость совершенствования механизмов такого возврата. Но не все так просто - возвращение беглых чиновников и их капиталов осложнено целым рядом факторов. Среди них сложная международная обстановка: недружественные нам страны отказывают в экстрадиции: в среднем 100 отказов в год. Есть и внутренний фактор. Следует признать, что когда российское государство сосредоточено на разрешении военно-политического конфликта с государством-соседом, а по сути, со странами всего блока НАТО, когда первоочередными задачами становятся защита суверенитета и обеспечение национальной безопасности, нам не всегда хватает кадровых, да и материальных ресурсов для возвращения активов и самих коррупционеров-"бегунов". Но и в таких сложных условиях нашим правоохранительным органам во взаимодействии с Интерполом и некоторыми государствами удается сделать немало.
Например?
Юрий Жданов: Ну, скажем, в августе 2024 года из Черногории в Россию были экстрадированы руководитель регионального центра одной из фармкомпаний Андрей Маркус и его коллега Алексей Ушкалов за дачу взятки 2 млн рублей заместителю директора Департамента здравоохранения Брянской области и другим должностным лицам. В мае 2024 года из Никарагуа в Россию за получение взятки был депортирован бывший сотрудник Саратовской государственной юридической академии Михаил Горбачев. В январе 2025 года в аэропорту Баку до вылета в Дубай была задержана "золотая" экс-судья Елена Хахалева. Наши правоохранители направили запрос об ее экстрадиции азербайджанским коллегам, но он был отклонен.
Каков суммарный ущерб от коррупционных преступлений и в какой мере его удается возместить?
Юрий Жданов: По данным Генпрокуратуры РФ, за пять лет с коррупционеров взыскали денежные средства и имущество почти на 800 млрд рублей. Ущерб, нанесенный нашей стране в этом году, еще предстоит подсчитать. Ежегодно по материалам прокурорских проверок возбуждается в среднем 3 тыс. уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. При этом стоимость арестованного имущества и изъятых ценностей ежегодно превышает размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. К примеру, в 2024 году сумма такого ущерба составила 30,4 млрд рублей. Добровольно погашен ущерб в размере 5,4 млрд рублей, изъято или арестовано по этим делам имущество на 36,4 млрд рублей. Вот показательный пример: Генпрокуратура подала иск к экс-премьеру Карачаево-Черкесии Владимиру Кайшеву на 41 млрд рублей. Он содержит требование передать в госсобственность активы, в числе которых агробизнес в Ставропольском крае, Пятигорский ипподром, портфель офисной и жилой недвижимости и 67 участков земли. Также требуется обратить в доход государства Пятигорский молочный комбинат, ООО "Елизавета-минеральные воды", ООО "Насиб", управляющее Пятигорским ипподромом, агрофирму "Село им. Г. Кайшева", 35 нежилых зданий и сооружений, а также жилые дома в Подмосковье и Ставропольском крае, квартиры и машины. Ответчиками по иску указаны сам Владимир Кайшев, его бывшая жена Нурет Кайшева, брат Юрий Кайшев и дочь Елена Кайшева, а также директор по развитию Upro group Артем Мачульский, ООО "Понтос плаза", которое зарегистрировано в Ессентуках, и его бывший руководитель Ирина Леонова, племянница Владимира Кайшева. В общем, действовал криминальный семейный подряд. Сейчас Кайшев арестован по делу о незаконном завладении АО "Кавминводы". По этому же делу ранее были арестованы бизнесмен Евгений Куделя и директор департамента социально-экономического развития в СКФО Минэкономразвития Игорь Храновский. Полагаю, мы еще услышим об этом громком деле.
Какова самая крупная взятка, выявленная за последнее время?
Юрий Жданов: В октябре 2024 года Балашихинским городским судом был оглашен приговор в отношении московского экс-следователя Марата Тамбиева, осужденного к 16 годам лишения свободы за рекордную взятку в особо крупном размере - 7,3 млрд рублей в биткоинах, которую он получил от хакеров. Примечательно, что пароли своих криптокошельков он хранил в своем ноутбуке в папке "пенсия".
Кто из задержанных за коррупцию вас больше всего поразил - масштабами украденного, хитростью схем, наглостью или чем-то еще?
Юрий Жданов: Поверьте, меня уже трудно чем-то удивить. Тем не менее, некоторые коррупционеры все же вызывают эмоции. Судите сами. В ближайшее время военным судом будут рассмотрены два уголовных дела о коррупции в Краснодарском 419-м военном госпитале Минобороны в отношении трех военных врачей за получение взяток в особо крупном размере ("откатов") за оформление справок-документов формы № 100, подтверждающих получение бойцом ранения, военной травмы или контузии, дающих право на получение социальных выплат. Представьте, какие чувства испытывают узнавшие об этом бойцы, вернувшиеся с передовой. Выявляются и те, кто ворует имущество и деньги, предназначенные для укрепления оборонных сооружений приграничных регионов, на закупку военной техники, дронов, бронежилетов, питания для военнослужащих. Кто пытался продать гуманитарную помощь, которая собрана на скудные средства студентов и пенсионеров. Я миролюбивый человек с крепкими нервами, но даже у меня в этой ситуации чешутся кулаки. И я положительно отношусь к предложениям тех, кто считает, что подобные действия в условиях военного времени - это фактически измена Родине, за что должно последовать самое суровое наказание.
Одна из антикоррупционных мер - требование к госслужащим уведомлять о попытках дать им взятку. Как часто они сообщают об этом? Есть ли лидеры среди ведомств, где сотрудники самые честные и чаще всего сообщали о предложениях их подкупить?
Юрий Жданов: Конечно, такой информации нет. Могу сказать лишь, что госслужащим взятки предлагают нередко, и они об этом нередко сообщают. Вместе с тем статистика МВД за первое полугодие 2025 года свидетельствует: пытаться дать взятки стали заметно чаще, чем их получать. За этот период количество дачи взяток возросло почти на треть, а динамика получения взяток сократилась втрое.
Кому чаще всего пытаются всучить взятку?
Юрий Жданов: Тут за полвека ничего не изменилось. Наиболее часто их предлагают сотрудникам государственных служб, работающим с населением, а также в сфере бизнеса. Это, в первую очередь, сотрудники ГИБДД, правоохранительных органов и судебной системы, миграционных служб, трудовых и налоговых инспекций, лицензионно-разрешительных подразделений, образовательных и медицинских организаций.
Повлияло ли на уровень коррупции проведение СВО? Я слышал, в Госдуме готовится закон, предусматривающий увеличение сроков за дачу и получение взятки, вводится понятие "неимущественной" взятки. Как думаете, не начнут ли карать, как при Сталине - "по законам военного времени"?
Юрий Жданов: Во все времена война, участие в военном конфликте оказывали значительное влияние на государство, общество и человека. Но я бы не сказал, что ощущается риск того, что "сталинские времена" вернутся. Тем не менее, борьба с коррупционной преступностью однозначно будет усиливаться.
Раз уж мы вспомнили Китай. Там за коррупцию предусмотрено наказание вплоть до смертной казни. Российский же УК намного мягче. Не в этом ли причина того, что некоторые наши чиновники продолжают воровать, как в последний раз?
Юрий Жданов: Китайский опыт как раз показывает, что даже самые радикальные меры хоть и являются предельно наглядной мерой устрашения, все равно не могут искоренить саму коррупцию. Люди боятся - и все равно воруют.
Так зачем увеличивать сроки?
Юрий Жданов: Мне кажется, смысл есть. В кругах правоохранителей популярна такая легенда. Некий еще советский "крепкий хозяйственник", севший за растрату, очень сожалел не о том, что его осудили, а о том, что по вмененной ему статье, предполагавшей, допустим, "десятку", он мог бы растратить втрое больше. А отсидел бы столько же. Ну а если без легенд… Думаю, главная проблема в том, что в России, как и в Китае, родственно-дружественные связи для многих важны больше, чем соблюдение закона. И в общественном сознании коррупционеры нередко воспринимаются не как преступники, а как те, кто "умеет жить". Кто может решить любую проблему (для родственников, друзей, сослуживцев) - пусть и "за вознаграждение" и неправовыми методами. При этом у нас существует целая категория людей (а их немало), которым легче дать взятку, чем соблюдать закон. Например, не нарушать ПДД, не садиться пьяным за руль, не проходить бюрократически сложные процедуры легализации и натурализации в стране (для иностранных граждан), не платить налоги (предприниматели) и проч.
Так что же, воруют во всем мире и во все времена, а значит борьба с этим бесполезна даже при наличии смертной казни?
Юрий Жданов: Почему же. Пример того же Сингапура показывает, что борьба с коррупцией вполне может быть успешна. Но для этого нужны не виселица и электрический стул, а достойный уровень оплаты труда, обеспечение прозрачности контроля, введение ротации чиновников, проведение внезапных антикоррупционных инспекций, включающих проверку госслужащих любого уровня специально созданным антикоррупционным подразделением, наделенным особыми полномочиями, и еще целый ряд мер. Сложно? Безусловно. Но ученые посчитали, что снижение уровня коррупции с высокого ("мексиканского") до "сингапурского" уровня, способствует экономическому эффекту, равному налоговому пополнению бюджета страны на 20%. Такой профицит нам бы сейчас явно не помешал.
Михаил Фалалеев – Российская газета
По материалам пресс-службы интернет-портала Российской газеты (19.08.2025)
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ