12.02.2016
В
Генеральной прокуратуре 12 февраля 2016 г. состоялось заседание коллегии, на
котором подведены итоги работы органов прокуратуры в 2015 году.
Отмечено,
что в истекшем году органы прокуратуры, реализуя проводимую государством
правоохранительную политику и предоставленные Конституцией полномочия, в целях
укрепления законности и правопорядка активизировали координирующую и надзорную
деятельность по борьбе с преступностью и коррупцией, в том числе в сфере
профилактики.
Несмотря
на незначительный рост числа преступлений, криминогенная ситуация в республике
оставалась стабильной.
Общее
количество зарегистрированных преступлений увеличилось с 93 932 в 2014 году до
96 982 в 2015 году, или на 3,2%. Рост отмечался в Брестской, Гродненской,
Могилевской, Гомельской, Минской областях.
Рост
числа преступлений произошел за счет увеличения количества выявленных фактов,
связанных с незаконным оборотом наркотических средств, правонарушений в сфере
семейно-бытовых отношений и некоторых других преступных проявлений.
Вместе
с тем на 3,4% уменьшилось число убийств, на 9,1% - тяжких телесных повреждений,
на 2,5% - грабежей.
Активизация
профилактической деятельности позволила сократить на 2,2% количество
преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, и на 4,4% - в состоянии
опьянения.
В
результате скоординированных мероприятий в 2015 году в три раза больше выявлено
преступлений, связанных с превышением власти или служебных полномочий, на 17,3%
- коррупционных преступлений, на 28,2% - хищений имущества путем
злоупотребления служебными полномочиями, на 11% - фактов взяточничества.
Вместе
с тем деятельность государственных органов и организаций, направленная на
борьбу с коррупцией, по-прежнему недостаточно эффективна. Не налажен должный
контроль за лицами, обязанными декларировать свои доходы и имущество, не всегда
соблюдается порядок оформления обязательств по соблюдению ограничений,
установленных для государственных должностных лиц.
Из-за
отсутствия надлежащего контроля допущены грубые нарушения при финансировании
государственных научно-технических программ за счет средств республиканского
бюджета и внедрении полученных результатов в практическую деятельность.
Остаются актуальными вопросы выявления фактов незаконного выделения земельных
участков для жилищного строительства и привлечения к ответственности лиц,
скрывающих доходы от налогообложения и осуществляющих незаконную
предпринимательскую деятельность.
Сложившаяся
экономическая ситуация обусловила необходимость сосредоточить осуществление
прокурорского надзора в сфере экономики, обеспечения дисциплины расчетов и
возврата валютной выручки в страну, целевого и эффективного распоряжения
финансами, строгого исполнения налоговых обязательств.
В
2015 году органами прокуратуры проведено более 7,5 тыс. проверок исполнения
законодательства, по результатам которых внесено свыше 40 тыс. актов надзора,
возбуждено 281 уголовное дело, к ответственности привлечено 33 791 лицо, в том
числе 245 – освобождены от занимаемой должности. Возмещен ущерб на общую сумму
более 620 млрд. рублей.
В
результате принятия необходимых мер обеспечены эффективный надзор за
расследованием уголовных дел подразделениями Следственного комитета, соблюдение
правовой процедуры и реализация процессуальных прав граждан.
В
суды прокурорами направлено 42 645 уголовных дел (в 2014 году – 40 190),
санкционировано применение меры пресечения в виде заключения под стражу в
отношении 14 037 человек (в 2014 году – 11 706).
С участием
прокуроров судами рассмотрено 34 004 уголовных дела, что на 5,2% больше, чем в
2014 году. Из числа рассмотренных кассационных и частных протестов прокуроров в
78,8% случаев они были удовлетворены судами.
В
2015 году органами прокуратуры разрешено 49 782 обращения граждан и юридических
лиц, на личном приеме принято 50 122 человека.
Прокурорские
работники прочитали 20 704 лекции и доклада в трудовых, учебных коллективах и
по месту жительства граждан, выступили в средствах массовой информации 19 201
раз.
По
итогам коллегии принято решение, направленное на совершенствование деятельности
по борьбе с преступностью и коррупцией, профилактику правонарушений,
противодействие незаконному обороту наркотичестких средств, повышение
эффективности взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с
коррупцией.
Особое
внимание уделено необходимости соблюдения законодательства, направленного на
защиту трудовых и социальных прав граждан, при распоряжении
государственным имуществом, использовании бюджетных средств, реализации
государственных программ, инвестиционных проектов и модернизации производства с
поддержкой государства, осуществлении процедур закупок товаров (работ, услуг),
исполнении внешнеторговых сделок, а также эффективность деятельности ведомственных
контрольных служб.
По материалам пресс-службы Генеральной
прокуратуры Республики Беларусь http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=37837#doc
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ