18.02.2016
Установлено,
что деятельность органов по труду, занятости и социальной защите не в полной
мере соответствует требованиям законодательства, регламентирующего порядок
назначения и выплаты пособий по уходу за инвалидом I группы либо за лицом,
достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постороннем уходе.
В
ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем контроле за
обоснованностью указанных выплат получателям пособий, факты неправомерного
использования ими государственных денежных средств путем создания видимости
осуществления постоянного ухода.
Имеющиеся
нарушения обуславливают необходимость систематического проведения проверок
осуществления ухода за нетрудоспособными гражданами. Однако в ряде
регионов области их интенсивность по-прежнему остается низкой.
Вместе
с тем при обследовании не всегда фиксируется информация об обстоятельствах,
сохраняющих право на получение пособия по уходу за нетрудоспособными
гражданами. В некоторых пенсионных делах нетрудоспособных граждан отсутствуют
отметки о назначении пособия с указанием фамилии, собственного имени, отчества
лица, осуществляющего уход, сведения об опросе соседей, родственников и других
граждан, акты повторных обследований и другие документы.
Не
решена проблема обоснованности выдачи ВКК заключений о нуждаемости лица в
постоянном уходе.
При
рассмотрении административных жалоб органами по труду, занятости и социальной
защите допускаются нарушения законодательства об административных процедурах.
Выявлены факты рассмотрения административных жалоб не комитетом по труду
занятости и социальной защите Могилевского облисполкома, а органами по труду,
занятости и социальной защите районного уровня.
Не во
всех случаях надлежащим образом организована работа по взысканию с получателей
пособий по уходу за нетрудоспособными гражданами излишне выплаченных денежных
средств (переплат). В Могилевской области за 9 месяцев 2015 года
установлено 107 фактов переплаты на общую сумму 224 876 530 рублей, из которых
возмещено 166 177 016 рублей, или 73%.
Однако
к судебному порядку взыскания излишне выплаченных денежных сумм органы по
труду, занятости и социальной защите прибегают в исключительных случаях,
практикуя такие не предусмотренные действующим законодательством способы,
как получение у должников расписок о добровольном погашении, удержание
денежных средств из начисленных пенсий, предоставление по заявлению отсрочки
погашения задолженности.
По
итогам проверки прокуратурой Могилевской области в Могилевский облисполком
внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, в
котором потребовано активизировать контроль за порядком назначения и выплаты
пособий по уходу за нетрудоспособными гражданами, привлечь к дисциплинарной
ответственности виновных должностных лиц.
По материалам пресс-службы Генеральной
прокуратуры Республики Беларусь http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=37967#doc
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ