24.02.2016
Органами
прокуратуры Республики Беларусь проведена проверка соблюдения требований Закона
Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в системе предприятий и учреждений
Министерства торговли.
Установлено,
что в работе указанных органов имеются многочисленные недостатки.
Так,
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. №
1732 утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции, в
соответствии с которым республиканским органам государственного
управления поручено создать в месячный срок комиссии по противодействию
коррупции. Однако в Министерстве торговли до настоящего времени соответствующая
комиссия не создана.
В ходе
изучения деклараций о доходах и имуществе сотрудников Министерства торговли и
их близких родственников выявлены факты несоответствия декларируемых сведений
фактическим данным, в связи с чем по поручению Генеральной прокуратуры
проводятся проверки.
Имели
место многочисленные нарушения при оформлении письменных обязательств
государственных должностных лиц в управлении торговли и услуг Миноблисполкома,
ГТПО «Белресурсы» - управляющая компания холдинга «Белресурсы», учреждении
«Редакция журнала «Гермес», ОАО «Белинвентарьторг».
Согласно
закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» государственным служащим
запрещено заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через
доверенных лиц. Однако начальник управления торговли и услуг Могилевского
горисполкома в 2014 году вопреки требованиям законодательства осуществлял
предпринимательскую деятельность в виде сдачи в аренду недвижимого имущества от
имени супруги.
В
нарушение требований Закона Республики Беларусь «О государственных закупках
товаров (работ, услуг)» и Положения о комиссии по закупкам товаров (работ,
услуг) Министерства торговли не проводилась ежегодная смена председателя
комиссии и 1/3 членов ее состава. Установлены факты проведения заседаний
комиссии с участием лиц, не включенных в ее состав.
Осуществление
процедур государственных закупок в Министерстве торговли нередко поручалось
сотрудникам, не имеющим необходимых профессиональных знаний и навыков в данной
сфере.
Установлено также, что
должностными лицами наблюдательного совета ОАО «Минскконтракт», в том числе представителями
государства, принято незаконное решение по определению ряда условий оплаты
труда руководителя данного общества. В результате с генеральным директором ОАО
был заключен контракт, на основании которого ему производились
ежемесячные выплаты, не предусмотренные законодательством, вследствие
чего обществу причинен ущерб в особо крупном размере. Выявлены и другие факты
противоправных действий директора названного общества.
Генеральной
прокуратурой по вышеуказанным фактам возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.424 УК
(злоупотребление служебными полномочиями), а также внесено представление об
устранении выявленных нарушений, рассмотрении вопроса об освобождении директора
общества от занимаемой должности, привлечении виновных лиц к установленной
законом ответственности и принятии мер по взысканию ущерба.
Отсутствие
со стороны Министерства торговли надлежащей профилактической работы по
противодействию коррупции негативно влияет на уровень коррупционных
преступлений в сфере торговли. Например, в декабре 2015 г. возбуждено
уголовное дело в отношении бывшего Министра торговли Республики Беларусь
по ч.3 ст.426 УК (превышение служебных полномочий).
В этом
же году правоохранительными органами возбуждены уголовные дела по фактам
взяточничества и злоупотребления служебными полномочиями в отношении начальника
отдела торговли и услуг Лидского райисполкома, начальника названного отдела
Бобруйского горисполкома и его заместителя.
По
результатам проведенных в системе Министерства торговли проверок прокурорами
внесено 28 актов прокурорского надзора.
Генеральной
прокуратурой Министру торговли Республики Беларусь внесено представление, в
котором отмечено, что нарушения законодательства стали следствием непринятия
должностными лицами необходимого комплекса мер по предупреждению, выявлению и
пресечению коррупционных проявлений, отсутствия системного подхода к проведению
профилактических мероприятий, существенных упущений при подборе и расстановке
кадров.
Руководству Министерства торговли предложено принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства о борьбе с коррупцией и недопущению их в дальнейшем. Рассмотрение представления взято Генеральной прокуратурой на контроль.
По материалам пресс-службы Генеральной
прокуратуры Республики Беларусь http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=38034#doc
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ