14.03.2016
2.03.2016
Уважаемый Председатель, уважаемые члены Совета,
уважаемые приглашенные гости!
Государства – члены ОДКБ являются
одной из главных мишеней для международного терроризма. Наряду с мощным
прессингом в рамках так называемой «гибридной войны», усилением военных
группировок государств НАТО в непосредственной близости от наших границ,
провоцированием эскалации замороженных конфликтов, серьезной угрозой для
безопасности и стабильности является активизация деятельности террористических
и экстремистских группировок в мире и регионе коллективной безопасности.
Учитывая остроту ситуации, на
декабрьской 2015 года сессии Совета коллективной безопасности, по предложению
Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, в качестве одной из
приоритетных задач Организации определено противодействие терроризму и
экстремизму.
Для координации совместных действий в
области противодействия экстремизму и терроризму сформирована и на регулярной
основе проводит свои заседания специальная Рабочая группа экспертов государств
из числа сотрудников органов безопасности, внутренних дел и аппаратов советов
безопасности.
Одним из главных инструментов
обеспечения безопасности государств – членов, в том числе и от террористической
угрозы, является силовой потенциал ОДКБ.
Правовую основу для эффективного функционирования
силового антитеррористического механизма ОДКБ составляют принятые в формате
Организации международные договоры:
- Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ;
- Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной
безопасности ОДКБ;
- Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств
системы коллективной безопасности ОДКБ;
- Соглашение о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных,
аварийно-спасательных органов и специальных служб государств – членов ОДКБ;
- Соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных
средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств
– членов ОДКБ;
- Соглашения о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области перевозок
воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции
военного назначения.
А также ряд других международных договорных документов.
Задача сегодняшнего дня – добиться
полной имплементации вступивших в силу международных договорных актов,
обеспечить условия для осуществления эффективной антитеррористической
деятельности во всех государствах – членах ОДКБ.
В целях усиления антитеррористических
возможностей Войск (Коллективных сил) Организации в состав Коллективных сил
оперативного реагирования ОДКБ включены формирования сил специального
назначения – подразделения силовых структур государств – членов,
предназначенные для осуществления специальных антитеррористических мероприятий.
На плановой основе осуществляется боевая
подготовка сил и средств системы коллективной безопасности. В замысел
совместных тактических и тактико-специальных учений («Взаимодействие»,
«Нерушимое братство», «Кобальт», «Гром»), включаются вопросы, связанные с
решением контртеррористических задач.
В целях борьбы с террористической
угрозой эффективно используются возможности сформированной системы кризисного
реагирования ОДКБ.
Для осуществления мониторинга обстановки,
информационного обмена и координации антитеррористических усилий государств –
членов Организации создается Центр кризисного реагирования ОДКБ. В настоящее
время проводится работа по созданию канала видео-конференц связи ЦКР с
коммутированными в единую сеть антикризисными центрами в государствах – членах
ОДКБ.
Вопросы противодействия терроризму и экстремизму
отрабатываются в рамках проводимых в формате ОДКБ операций: антинаркотической -
«Канал» и по обеспечению безопасности электронных информационных сетей -
ПРОКСИ. В ходе этих операций наряду с решением целевых задач акцентируется
внимание на пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых
веществ; выявлении информационных ресурсов, используемых террористическими и
экстремистскими организациями в вербовочной работе.
Справочно. В ходе
профилактических и оперативно-розыскных мероприятий в рамках этих операций в
течение 2015 года: помимо наркотиков изъято более 670 единиц огнестрельного
оружия и около
11500 шт. различных боеприпасов; в электронных сетях выявлено более 132 тыс.
информационных ресурсов, содержащих материалы подрывной направленности, и
обращений к ним, в том числе свыше 124 тыс. информационных ресурсов, связанных
с разжиганием религиозной розни, а также террористической и экстремистской
направленности. В результате деятельность более 121 тыс. ресурсов была
приостановлена, возбуждено 263 уголовных дела.
В условиях увеличения числа беженцев из
кризисных регионов Северной Африки и Ближнего Востока (Афганистан, Сирия, Ирак,
Ливия, Йемен) организована работа по мониторингу ситуации с беженцами из других
государств на территорию наших стран. Информация обобщается и направляется
высшему руководству государств – членов.
Контроль за перемещением миграционных потоков
осуществляется и в рамках оперативно-профилактических мероприятий и специальных
операций под условным наименованием «Нелегал».
Справочно. В 2015
году в рамках этой операции выявлено более 180 тысяч нарушений миграционного
законодательства, за пределы государств – членов выдворено свыше 30 тысяч
человек; возбуждено более 31 тысячи уголовных дел, в том числе – 651, связанное
с незаконным оборотом оружия и 386 – с незаконным пересечением госграницы.
Главами государств
санкционирована и в настоящее время проводится операция по борьбе с
организованными преступными группировками, занимающимися торговлей людьми. В
рамках операции ведется работа по выявлению каналов и инфраструктуры для
переправки боевиков в зоны вооруженных конфликтов.
В Секретариате ОДКБ организована работа по
обобщению национальных списков террористических и экстремистских организаций,
деятельность которых в государствах – членах Организации запрещена.
Подготовлены предложения для создания алгоритма формирования единого для ОДКБ
списка террористических и экстремистских организаций.
При содействии Российской Федерации осуществляются
мероприятия по совершенствованию вооружения, материально-технического
обеспечения вооруженных сил, формирований правоохранительных органов и
специальных служб Республики Армения, Кыргызской Республики и Республики
Таджикистан.
Предпринимаются практические меры по укреплению
пограничного режима и, в частности, по оказанию помощи Республике Таджикистан в
укреплении государственной границы с Афганистаном в соответствии с Решением
СКБ, принятым на декабрьской 2013 года. Организована работа по созданию
Межгосударственной целевой программы обустройства таджикско-афганской границы.
В Секретариате Организации организована работа по сбору
и анализу данных об обстановке в государствах – членах ОДКБ, а также в странах
и регионах, являющихся источниками террористической угрозы. В середине февраля
в государства – члены был направлен подготовленный в Секретариате ОДКБ первый
Обзор СМИ «Антитеррор». Эта работа будет продолжена с учетом предложений
государств.
С полезной отдачей осуществляется и
прогнозно-аналитическая работа в рамках Аналитической ассоциации ОДКБ с
привлечением ведущих научных учреждений, ученых, политологов,
специалистов-практиков в сфере антитеррористической борьбы из государств ОДКБ,
зарубежных стран и международных организаций.
В вопросах противодействия терроризму и
экстремизму востребован потенциал Парламентской ассамблеи ОДКБ.
Мы исходим из того, что все государства – члены
Организации входят в единое пространство безопасности. В этой связи задача, на
наш взгляд, состоит в создании и развитии эффективной законодательной базы
ОДКБ, регулирующей антитеррористическую деятельность во всех без исключения
государствах – членах, в гармонизации национальных законодательств государств –
членов.
В Секретариате ОДКБ развернута работа по
обобщению выработанных в государствах – членах Организации правовых норм,
мероприятий организационного характера, регламентирующих антитеррористическую
деятельность.
Одним из рычагов блокирования проникновения
и распространения в государствах – членах ОДКБ экстремистских идей является
работа парламентариев с различными слоями населения, с национальными
диаспорами, проживающими в сопредельных государствах. Повышению эффективности
такой работы также может способствовать взаимодействие парламентариев с
религиозными и конфессиональными структурами, функционирующими в государствах –
членах Организации.
Крайне важна организация встреч парламентариев и
уполномоченных по делам религии государств – членов с религиозными лидерам и
молодежью для обсуждения совместных мер усиления работы с целью исключения
возможностей негативной обработка населения, обмену опытом в этой сфере
деятельности.
Повышению авторитета и возможностей Парламентской
ассамблеи ОДКБ в решении актуальных международных проблем способствует
расширение числа государств, наделенных статусом наблюдателя в Ассамблее.
Сегодня это Афганистан и Сербия.
Благодарю за внимание.
По
материалам пресс-службы Секретариата Организации Договора о
коллективной безопасности
http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=5984&SECTION_ID=
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ