04.04.2016
2015
год стал знаковым для Казахстана – Президентом страны объявлены пять
институциональных реформ, ориентированных на дальнейшее успешное развитие нашей
страны и ее человеческого капитала с целью вхождения в 30-ту
конкурентоспособных государств мира.
Одной из указанных реформ является формирование современного
государственного аппарата, которая полностью скорреспондировалась с
положениями действующей долгосрочной Концепции кадровой политики
правоохранительных органов.
В этой связи, объективно созрело
решение о реализации Концепции в рамках выполнения рассматриваемой
институциональной реформы.
Как результат, с опережением на
два года все новеллы, предусмотренные Концепцией, имплементированы в
законопроект по вопросам совершенствования правоохранительной
деятельности, подписанный Главой государства 29 октября 2015 года.
Законом внедрен ряд новых
инструментов в кадровые процессы, направленных на достижение задач по
формированию профессионального кадрового состава.
Следующим шагом в достижении
поставленной цели стала разработка 12 подзаконных актов (Указ
Президента и 11 приказов Генерального Прокурора). Новая нормативная база
позволила обеспечить выполнение предусмотренных Планом нации мероприятий
по реализации реформ Президента – начиная от отбора кандидатов на службу и
заканчивая вопросами морально-психологического климата в коллективах.
Поступление на службу (первый шаг) в
органы прокуратуры сегодня происходит с низовых должностей –
квалификационными требованиями четко регламентированы все условия
занятия вакантной должности.
На первый план выдвигаются вдумчивое и
основанное на науке планирование и прогнозирование всех кадровых процедур. К
примеру, в целях экономии сил и средств отбор кандидатов на службу и их
предварительное изучение проводятся до объявления конкурса.
В перспективе потребность в сотрудниках
будет планироваться на основе Перечня специальностей для удовлетворения
потребностей в кадрах. Также в реализацию этой задачи разработана Методика осуществления
кадрового прогноза, которая направлена на заблаговременное планирование
потребности в сотрудниках, в том числе со специальными знаниями и навыками (религиоведы, криминалисты, психологи и др.).
Существенно изменен подход к
формированию кадрового резерва. Теперь он будет формироваться из двух
источников: по результатам аттестации и по результатам оценки эффективности
деятельности.
Кроме того, для резервистов создается
ведомственный банк данных, содержащий исчерпывающие сведения о вакантных
руководящих должностях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на их
замещение.
Одной из самых инновационных новелл, на
наш взгляд, является введение показателя конкурентоспособности (принцип
меритократии). Теперь по карьерной лестнице будут продвигаться только
сотрудники с высокими результатами работы. Этот показатель складывается из
отдельных индикаторов, отражающих эффективность каждого конкретного работника.
В целях создания благоприятного
морально-психологического климата и повышения качества работы внедрен институт
регулярного социологического мониторинга. Такой подход к работе с личным
составом уже доказал свою состоятельность.
Все эти меры ориентированы
на выполнение второго шага – отбор и карьерное продвижение на основе
компетентностного подхода.
В рамках четвертого шага именно органы
прокуратуры пошли чуть дальше – испытательный срок при поступлении к нам на
службу устанавливается до одного года, и только после него молодой специалист,
пройдя аттестацию, может быть представлен к присвоению первого классного чина.
Такое решение позволяет тщательнее подойти к вопросу
оставления на службе наиболее подготовленных молодых коллег, которые способны
самостоятельно работать в меняющихся условиях. Эта
задача реализуется путем введения процедуры адаптации по специальной программе.
За молодыми сотрудниками будут закреплены опытные наставники, которые будут
получать конкретные бонусы и преференции за дополнительную нагрузку.
Впервые внедряются стандарты
работ, регламентирующие весь служебный процесс и позволяющие, таким
образом, конкретизировать, измерить эффективность работы сотрудника, от
которой будет зависеть оплата труда.
В этих целях принят Указ Главы
государства от 16 марта 2016 года, определяющий порядок оценки работы
сотрудников правоохранительных органов и установления (присвоения) разрядов по
должности с учетом ее результатов.
Такой подход нами выработан, чтобы
обеспечить выполнение положений шестого шага, устанавливающего переход на
оплату труда по результатам.
В рамках реализации восьмого шага
введена плановая ротация руководителей областного и районного звена через
каждые пять лет с обязательным предоставлением жилья ротируемым сотрудникам.
Для этого, в системе прокуратуры уже сформирован ведомственный жилищный фонд
(103 единицы).
Девятым шагом Плана нации
предусмотрено регулярное обучение госслужащих в целях повышения их
профессионального уровня.
Исполнение данного поручения возложено
на Академию правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, созданную в
2015 году в соответствии с Государственной программой модернизации
правоохранительной системы и Концепцией кадровой политики правоохранительных
органов.
Основными направлениями деятельности
организации образования являются: повышение профессионального уровня
сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском
резерве руководства правоохранительных органов Республики Казахстан; координация
и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной
деятельности; реализация программ послевузовского образования. Научная и
образовательная деятельность осуществляется как силами собственного
профессорско-преподавательского состава, так и с приглашением ведущих
экспертов, в том числе из-за рубежа.
В реализацию двенадцатого шага Указом
Главы государства утвержден новый Этический кодекс госслужащего и внедрен
институт Уполномоченного по этике. Вместе с тем, как известно, в
правоохранительной системе эти функции уже давно выполняют подразделения по
обеспечению внутренней безопасности.
Таким образом, необходимая правовая
база для создания высокопрофессионального и высокоэффективного кадрового
состава органов прокуратуры сформирована. Аналогичная работа проведена и
в других правоохранительных органах.
Сегодня мы приступили к внедрению всех
инновационных подходов в работу. Ожидаем, что этот процесс пройдет максимально
оперативно и без потрясений для наших сотрудников.
Совокупность указанных факторов
позволит поднять работу с кадрами на качественно новый уровень и
обеспечить выполнение поставленной Главой государства задачи по широкому
внедрению принципа меритократии при продвижении по службе.
Начальник Департамента
кадровой работы
Генеральной прокуратуры Республики
Казахстан
Александр Огай
По
материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ