11.07.2013
Редакция журнала «Деловой
собеседник» попросила председателя Исполнительного комитета - Исполнительного
секретаря СНГ Сергея Николаевича Лебедева рассказать подробнее, какие вопросы
были в центре внимания руководителей правительств стран Содружества, о целях и
задачах, приоритетных направлениях деятельности Содружества.
-
Сергей Николаевич, последние встречи глав государств и глав правительств стран
СНГ, принимаемые решения по актуальным проблемам взаимодействия в сфере
экономики, военно-технического, гуманитарного и политического сотрудничества,
нарастание интеграционных процессов явно показывают, что сегодня Содружество
обретает новое качество, и это вселяет оптимизм относительно перспектив
развития стран в рамках СНГ. Вы разделяете это мнение?
- Безусловно. Я реалистично и с оптимизмом смотрю на будущее
Содружества. За двадцать два года существования СНГ накоплен огромный
позитивный опыт взаимодействия, реализации совместных программ сотрудничества
во всех сферах жизнедеятельности наших государств. Создание Содружества в свое
время помогло избежать развития событий на постсоветском пространстве по
югославскому сценарию. Во многом благодаря усилиям Содружества удалось
остановить братоубийственную войну в Таджикистане, сохранить мир на границе
между Абхазией и Грузией. Многосторонние соглашения, принятые в начальный
период существования СНГ, позволили не допустить социального и экономического
коллапса, обеспечить нормальное функционирование государственных механизмов
выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и связи, беспрепятственного
перемещения граждан на постсоветском пространстве. За сравнительно небольшой
исторический промежуток времени СНГ превратилось в действенный инструмент
многостороннего общения и взаимодействия, позволяющий на принципах равноправия,
добрососедства и взаимного уважения выстраивать эффективные формы и механизмы
интеграционного сотрудничества. Совместная деятельность государств-участников
СНГ строится с учетом общих задач и национальных интересов каждой страны и
подчинена прежде всего целям повышения благосостояния и социальному
благополучию граждан.
-
Как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние Содружества?
- Сегодня Содружество имеет четкую и сбалансированную программу
совместных первоочередных и перспективных действий, налаженную систему
межгосударственного взаимодействия. И очень важно, что у нас сохранились
довольно тесные межрегиональные экономические, культурные, гуманитарные связи и
межличностные отношения. В рамках СНГ разработана солидная нормативно-правовая
база и созданы работающие механизмы сотрудничества в экономике, гуманитарной
сфере, в обеспечении стабильности и безопасности государств. На территории
Содружества координируется работа транспорта и связи, действуют соглашения по
пенсионному обеспечению, безвизовому режиму, культурному обмену. В сентябре
2012 года вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, во многом
определяющий наше взаимодействие в сфере экономики. Этот документ будет
содействовать свободному движению товаров на территории стран Содружества с
учетом общепринятых норм международного права и правил ВТО, что положительно
скажется на росте национальных экономик. В рамках реализации Договора
предусмотрено подписание ряда международных документов - это прежде всего Соглашение
о свободной торговле услугами, Соглашение по транзиту трубопроводным
транспортом, Протокол, определяющий обязательства сторон в отношении правил и
процедур урегулирования государственных закупок. Приятно отметить, что заметно
повысилась результативность принимаемых решений, диапазон и интенсивность
интеграционных процессов.
-
И документы, принятые на декабрьском саммите 2012 года в Ашгабате и майском
заседании Совета глав правительств СНГ в Минске, должны внести свою лепту в
поступательное движение стран Содружества...
- Разумеется. Содружество сегодня живет и работает в динамичном и
демократичном режиме. Практически на каждой встрече глав государств и глав
правительств по инициативе стран-участников принимаются десятки важнейших
документов, которые действительно положительно влияют на положение дел и
условия жизни людей в Содружестве.
Мы ведем постоянный мониторинг исполнения принимаемых договоров и
соглашений, подводим итоги сделанного. Так, на прошедшем в Ашгабате 5 декабря
2012 года саммите президенты наших стран отметили, что год в интеграционном
взаимодействии ознаменовался неплохими результатами. Достаточно сказать, что
только на этой встрече было подписано 23 документа, и наиболее значимый из них
- Декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества СНГ. Проект
документа был предложен Туркменистаном как председателем Содружества и
поддержан всеми государствами. Декларация подтверждает решимость руководителей
государств Содружества и далее совершенствовать и укреплять региональную
международную организацию. В Декларации записано: «Мы считаем целесообразным
продолжить совместную работу по дальнейшему совершенствованию деятельности СНГ,
мы выражаем твердую уверенность в необходимости и далее развивать отношения в
различных областях, содействовать укреплению дружбы и сотрудничества между
государствами - участниками Содружества». На мой взгляд, эта фраза во многом
дает ключ к пониманию сегодняшнего состояния и вектора будущего развития СНГ.
Майское заседание глав правительств в Минске в этом году вновь
продемонстрировало последовательность в решении наиболее актуальных и
приоритетных для Содружества вопросов. Особое место в повестке дня занимал
проект Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября
2011 года между его сторонами и Республикой Узбекистан. Документ был одобрен и
подписан.
Премьеры подписали также межгосударственную программу
инновационного сотрудничества до 2020 года. Она дает возможность вести
согласованные проекты по таким важнейшим направлениям, как
информационно-телекоммуникационные технологии, индустрии нано-систем,
авиационно-космические и транспортные системы, медицина, здравоохранение.
Утверждена концепция создания банка патентов и инноваций СНГ.
В ходе заседания были подписаны также документы по совместному
использованию атомной энергии в мирных целях, соглашения о сотрудничестве в
области охраны окружающей среды и в сфере официальной статистики, о взаимном
признании документов о высшем профессиональном образовании, одобрен план
мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии развития физической
культуры и спорта.
-
Перечень рассмотренных вопросов и принятых документов впечатляет, но не
скажется ли их количество на эффективности решения реальных задач?
- Содружество прошло сложный путь становления, отказавшись от
нереальных планов и завышенных ожиданий. Преодолевая трудности и преграды,
опираясь на исторический опыт совместного политического и экономического
проживания в едином Союзе, мы не прекращали все это время активного поиска
оптимальных форм взаимодействия и прогресса. В итоге сложилась модель
разноформатного и разноуровнего взаимодействия, которая обеспечивает
равноправное и избирательное участие в нем государств в их стремлении к
достижению взаимовыгодного и результативного партнерства, в том числе в рамках
ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Союзного государства. Весьма важно, что
Содружество стало универсальной площадкой для постоянного откровенного и
продуктивного диалога на высшем уровне по всем вопросам современности. И это
позволяет главам одиннадцати государств и структурам СНГ в рабочем режиме
оперативно и слаженно решать многие злободневные проблемы, достойно отвечать на
политические, экономические и военные вызовы и угрозы современности.
Именно совместными усилиями на основе принятых документов
обеспечивается гармонизация отношений и интересов на каждом этапе развития
Содружества. Утвержденные Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных
мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ до 2020
года, ряд других важных документов предусматривают эволюционное
совершенствование интеграционной структуры. Задачи, которые определены в этих
документах, планомерно выполняются.
- Думаю, что читателям журнала будет интересно узнать о рабочих органах
СНГ и принципах их работы.
- В первую очередь следует назвать Совет глав государств, Совет
глав правительств, Экономический совет, Совет министров иностранных дел.
Возглавляют эти органы в течение года представители одного
государства-председателя. В нынешнем году председательство в Содружестве
успешно осуществляет Беларусь. Отрадно отметить активную и инициативную работу
представителей Беларуси в отраслевых советах Содружества, девять из которых
возглавляют руководители белорусских министерств.
Исполнительный комитет СНГ является единым постоянно действующим
исполнительным и координирующим органом Содружества Независимых Государств.
Дислоцируется он в Минске. Именно поэтому белорусскую столицу часто называют
центром интеграционных процессов СНГ.
К числу важных межгосударственных структур Содружества относятся
также Межпарламентская ассамблея СНГ, Экономический суд СНГ, Статистический
комитет СНГ. Всего в рамках Содружества создано и функционирует более
восьмидесяти межгосударственных органов, в том числе более семидесяти органов отраслевого
сотрудничества.
Большинство органов СНГ собирается не менее двух раз в год для
решения назревших вопросов сотрудничества. Все структуры принимают активное
участие в подготовке документов, выносящихся для обсуждения на заседания Совета
глав государств и Совета глав правительств.
При непосредственном участии Исполкома СНГ ведется повседневная
работа представителей государств Содружества по оперативному согласованию
конкретных вопросов взаимодействия в разных сферах экономики и политики.
-
Прошло без малого два года с момента подписания Договора о зоне свободной
торговли. Можно ли уже говорить о первых результатах?
- Напомню, что Договор был подписан главами правительств восьми
государств СНГ в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Во второй половине 2012
года после процедуры ратификации он вступил в силу для шести государств
(Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика
Молдова, Российская Федерация и Украина). Кыргызская Республика и Республика
Таджикистан пока не завершили процедуру ратификации. Я уже упоминал, что 31 мая
текущего года в Минске главы правительств стран СНГ подписали Протокол о
применении Договора о зоне свободной торговли между его сторонами и Республикой
Узбекистан. Таким образом, в Договоре о зоне свободной торговли теперь
участвуют девять стран.
Хотя с момента вступления Договора в силу прошло не так уж много
времени, можно с уверенностью сказать, что этот документ оказывает позитивное
влияние на развитие сотрудничества в экономической сфере государств Содружества
на основе норм и правил Всемирной торговой организации. Хочу особо подчеркнуть,
что этот Договор не только способствует укреплению конкурентоспособности
экономик государств СНГ, но и дает им возможность успешно интегрироваться в
международную торговую систему.
В Исполкоме СНГ идет постоянный мониторинг выполнения положений
Договора. Первые результаты, на мой взгляд, вполне убедительны:
во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины, за
исключением изъятий, предусмотренных Договором;
не применяются запреты и количественные ограничения во взаимной
торговле, кроме предусмотренного Договором до 2015 года квотирования
алкогольной продукции Кыргызской Республикой;
специальные защитные и антидемпинговые меры, а также технические,
санитарные и фитосанитарные меры применяются в соответствии с условиями
Договора;
соблюдаются сроки отмены изъятий таможенных пошлин на импорт
товаров, количество которых сократилось с 61 до 5 позиций;
в соответствии с достигнутыми договоренностями с 1 января 2013
года Республика Молдова отменила таможенные пошлины при импорте спирта
этилового, кожевенного сырья, отходов и лома черных металлов из Украины, а
Украина - таможенные пошлины на импорт этилового спирта и семян сахарной свеклы
из Республики Молдова;
Республика Казахстан отменила ввозные пошлины на импорт пива,
вермутов, прочих сброженных напитков, этилового спирта и табачных изделий из
Украины;
отмечается позитивная тенденция, связанная с уменьшением случаев
применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во
взаимной торговле. В 2011 году такие меры применялись в отношении 25 товарных
позиций, в 2012 году - 22 позиций;
в развитие Договора состоялись первые заседания экспертных групп
по обсуждению проектов Соглашения о свободной торговле услугами, Протокола о
снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин, ведется работа по подготовке
проекта Соглашения о закупках для государственных нужд государств - участников
СНГ, завершается формирование комиссии экспертов по разрешению споров.
Таким образом, можно констатировать, что Договор действует и его
положения в целом реализуются вполне успешно.
-
Наш международный журнал издается в Кыргызстане. Как бы Вы охарактеризовали
участие Кыргызской Республики в Содружестве?
- Хочу отметить, что, несмотря на все внутренние проблемы и
невзгоды последних лет, Кыргызстан не прекращал активного интеграционного
взаимодействия в рамках СНГ, которое, как не раз заявляли руководители
республики, относится к числу приоритетных направлений политики государства.
Напомню, что Кыргызская Республика председательствовала в СНГ в 2008 году. Ныне
она представлена в 66 органах отраслевого сотрудничества государств -
участников СНГ. Весной этого года правительством страны утвержден новый список
представителей от кыргызской стороны в органах отраслевого сотрудничества
государств - участников СНГ.
Министерствами и ведомствами Кыргызской Республики проводится
активная работа по выполнению Плана мероприятий по реализации второго этапа
Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период
до 2020 года. В этом контексте Кыргызская Республика завершает процедуру
ратификации подписанного Договора о зоне свободной торговли. Кыргызстан также
включился в подготовку соглашения о свободной торговле услугами в СНГ.
Кыргызстан нередко выступает в роли гостеприимного хозяина для
участников важных интеграционных мероприятий в рамках Содружества. Скажем, в
марте нынешнего года в Бишкеке прошло заседание Совета по делам молодежи
государств - участников Содружества Независимых Государств. Рассмотрено около
двадцати вопросов, среди которых реализация государственной молодежной политики
в Кыргызской Республике. В мае в столице Кыргызстана состоялось 43-е заседание
Электроэнергетического совета СНГ. Среди других проблем обсуждалось состояние
развития электроэнергетики Кыргызской Республики и итоги работы энергосистем
государств Содружества в осенне-зимний период 2012-2013 годов. Кстати говоря, в
том же месяце Жогорку Ке-неш (парламент Кыргызской Республики) ратифицировал
соглашение между странами СНГ в области эксплуатации межгосударственных линий
электропередачи национальных электроэнергетических систем, подписанное в Ялте
(Украина) в 2009 году. Руководители спецслужб государств СНГ недавно провели
результативную встречу в Бишкеке.
Весьма значимым представляется и тот факт, что не так давно
сформирован и осуществляется Комплекс мероприятий Кыргызской Республики на
2012-2014 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного
сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. В его рамках
подготовлено 8 пилотных инновационных проектов подпрограммы «Кооперация».
Издающийся в Минске журнал «Наука и инновации» готовит каталог «Инновации СНГ».
Для включения в этот каталог Кыргызстан передал в редакцию презентации 10
инновационных проектов.
Убежден, что деятельное участие Кыргызской Республики в интеграционных программах СНГ - серьезная предпосылка нормализации экономики и поступательного движения страны вперед по пути прогресса.
«Деловой собеседник», июль 2013 г.
Информационное
бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ