СЕКРЕТАРИАТ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

05.05.2023

Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ Зимин В.П. принял участиев расширенном пленарном заседании Научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре государств – участников СНГ (АТЦ СНГ), которое состоялось 4 мая 2023 г. в Москве.

Открыл заседание руководитель АТЦ СНГ Сысоев Е.С.

В заседании приняли участие представители:

компетентных органов и их образовательных организаций из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан;

рабочих структур органов СНГ: Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, Совета командующих Пограничными войсками, Бюро по Координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, Совета Межпарламентской Ассамблеи, Совета министров обороны, Совета руководителей миграционных органов, Совета руководителей финансовой разведки;

исполнительных других органов международных организаций: Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

научных и образовательных организаций Российской Федерации: Академии военных наук, Института государства и права Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного лингвистического университета и Университета прокуратуры Российской Федерации.

В ходе заседания рассмотрены вопросы о совершенствовании организационных и правовых основ деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму на пространстве Содружества, профилактике террористических и экстремистских преступлений, противодействии распространению идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет , об использовании современных технологий в сфере противодействия терроризму и экстремизму, а также об актуальных проблемах в сфере противодействия терроризму и экстремизму на пространстве СНГ, требующих научной разработки.

Зимин В.П. выступил на заседании на тему «Актуальные проблемы правового обеспечения деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму на пространстве СНГ».

Тезисы выступления Зимина В.П. приводятся ниже.

По результатам заседания принят итоговый документ, содержащий рекомендации по совершенствованию деятельности в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.

***

Тезисы выступления Зимина В.П. на расширенном пленарном заседании Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ:

 

«Уважаемый Евгений Сергеевич! Уважаемые коллеги!

Позвольте, прежде всего, выразить признательность организаторам нынешнего заседания Научно-консультативного совета за приглашение и возможность высказать некоторые соображения по первому вопросу.

За время, прошедшее с прошлого заседания, террористические угрозы на пространстве СНГ и вокруг него существенно возросли. К «афганскому фактору» добавились риски «цветных» революций и угрозы, связанные со специальной военной операцией на Украине, включая не только незаконный оборот оружия, но и проведение актов открытого терроризма. Как заявил генеральный секретарь СНГ С.Н. Лебедев 20 апреля т.г., «Запад готовит провокацию с целью дестабилизировать обстановку в странах СНГ». Как вы понимаете, такие заявления просто так не делаются.

Все это обусловливает необходимость чрезвычайной мобилизации, объединения усилий и повышения эффективности деятельности заинтересованных государств-участников Содружества на антитеррористическом направлении.

Работа по повышению эффективности антитеррористического сотрудничества стран Содружества, на наш взгляд, должна проходить по следующим основным направлениям:

1) модернизация международно-правовой базы антитеррористического сотрудничества;

2) укрепление национально-правовой базы противодействия терроризму и экстремизму, в т.ч. участия в международном сотрудничестве;

3) совершенствование национальной и международной антитеррористической практики, в т.ч. в рамках АТЦ СНГ.

Причем эти 3 направления относятся не только к противодействию терроризму и экстремизму, но и к борьбе с сопутствующими им преступлениями (в первую очередь, с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и наркотиков, с коррупцией, незаконной миграцией и отмыванием криминальных активов).

Что касается, укрепления международно-правовой базы сотрудничества, то следует отметить, что многие действующие договоры нуждаются в модернизации. Надо придать им современное звучание, не лишая их прежних достоинств.

Нужно воспользоваться проводимой сейчас Исполкомом СНГ инвентаризацией договорной базы и инициировать процесс такой модернизации.

Кстати, на прошедшем в июне прошлого года в Минске 32-ом заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ было принято решение начать работу по модернизации договорной базы Содружества в сфере правового сотрудничества.

Полагаем, что настало время вместо Минской и Кишиневской конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 и 2002 гг., соответственно) разработать договор «третьего поколения», который учитывал бы современную юридическую практику, включая договорную, и охватывал бы не только традиционные вопросы (в первую очередь, выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам), но и другие актуальные аспекты взаимодействия, в том числе т.н. «полицейского» (правоохранительного) сотрудничества.

Появились новые моменты, нуждающиеся в регламентации – например, получение электронных доказательств, установление приоритетов в выдаче при коллизии нескольких запросов (с возможным установлением приоритета запросов от стран СНГ), правовая помощь по делам об административной и гражданско-правовой конфискации и административной ответственности юридических лиц, максимально возможное упрощение и ускорение формальных процедур взаимодействия, необходимость которого отчетливо проявилась во время ковид-пандемии.

Уверен, что в таком договоре, в частности, необходимы положения о сотрудничестве в случаях ответственности юридических лиц, связанной с совершением преступлений ее работниками в интересах этих юридических лиц (например, актов финансирования терроризма, коррупции, отмывания доходов от преступной деятельности). А такая ответственность по законодательству различных государств-участников СНГ может быть как уголовной, так и административной или гражданско-правовой.

Следует предусмотреть также крупный блок положений о взаимодействии в вопросах розыска, изъятия, ареста, конфискации и, что очень важно, возврата запрашивающей стороне имущества, полученного от преступлений и конфискованного в результате международного сотрудничества.

При этом представляется, что в качестве общего принципа сотрудничества в вопросах возврата конфискованного имущества следует предусмотреть возвращение государству всего конфискованного по его запросу имущества за вычетом экстраординарных расходов (на хранение, управление, продажу, пересылку и пр.). В противном случае может иметь место ущемление прав потерпевших и фактически незаконное обогащение государства, исполняющего запрос (например, в практикуемой США схеме раздела конфискованных активов поровну – 50:50). Это отнюдь не стимулирует государства направлять за границу запросы о конфискации. Напомню, что в Конвенцию ООН против коррупции (2003 г.) включено положение об обязательном возврате имущества, принадлежавшего запрашивающему государству.

Такая договорная регламентация возврата имущества, полученного преступным путем и конфискованного в результате международного сотрудничества, будет способствовать возврату многомиллиардных доходов, полученных преступным путем и выведенных за границу.

При этом следует регламентировать и сотрудничество в указанных вопросах применительно к конфискации имущества, не связанной с уголовным осуждением (т.е. конфискации в административном или гражданско-правовом порядке в отношении как физических, так и юридических лиц).

Необходимо также подумать над регламентацией более «продвинутых» направлений и форм сотрудничества, в т.ч. вопросов признания и исполнения решений иностранных органов (например, о признании материалов и организаций экстремистскими, о блокировке соответствующих сайтов).

АТЦ СНГ мог бы подумать и над модернизацией специальных антитеррористических договоров СНГ.

Развитие национального законодательства должно быть, на наш взгляд, направлено на обеспечение эффективного выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих для соответствующего государства из заключенных им международных договоров, а также на регламентацию возможного сотрудничества с иностранными государствами и международными органами при отсутствии договорной базы. в т.ч. на основе принципа взаимности.

Действенность международного антитеррористического сотрудничества в немалой степени будет также определяться реальными успехами в деле сближения (гармонизации и унификации) профильных национальных законодательств, в т.ч. путем последовательной реализации рекомендательных (модельных) актов Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ и Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

 Это необходимо и для создания надлежащих предпосылок для реализации различных форм международного правового сотрудничества, которое во многом основывается на принципе двойной наказуемости (double criminality).

При этом хотелось бы подчеркнуть необходимость в безотлагательном порядке договориться о гармонизированном правовом регулировании вопросов, связанных с искусственным интеллектом (нейронными сетями). Здесь, по крайней мере, 2 стороны: противодействие их использованию в преступных целях и их применение в правоохранительной деятельности, в т.ч. на антитеррористическом треке.

Прежде всего необходимо сделать акцент на создании общих протоколов безопасности и механизмов управления развитием искусственного интеллекта с целью упреждения потенциальных рисков для человечества, на установлении ответственности, в том числе уголовной, за совершение определенных деяний и санкций сдерживающего характера за совершенные правонарушения.

Что касается совершенствования практики правового сотрудничества, то перспективными направлениями представляются создание и развитие, в т.ч. своевременная актуализация, соответствующих международных информационных баз данных, а также установление прямых контактов на рабочем уровне, особенно на стадии подготовки и исполнения запросов о правоохранительном сотрудничестве, о выдаче и правовой помощи по конкретным делам.

В целях развития и укрепления сотрудничества по наиболее сложным уголовным делам необходимо создание (в т.ч. под эгидой АТЦ СНГ) двусторонних или многосторонних оперативно-следственных (рабочих) групп с партнерами из заинтересованных стран. В рамках их деятельности выявляются обстоятельства, препятствующие эффективному взаимодействию, в т.ч. по исполнению запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам, вырабатываются меры по их устранению и по координации совместных усилий.

Уважаемые коллеги, был бы признателен за активное участие в обсуждении проблемных вопросов и предложений, содержащихся в моем выступлении.

В заключение хочу пожелать всем участникам заседания плодотворной работы и выразить уверенность, что наша работа внесет позитивный вклад в общее дело обеспечения безопасности и правопорядка на территории государств – участников Содружества на благо проживающих в них людей!

Благодарю за внимание!».

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ