ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.07.2023

4 июля 2023 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в VIII заседании Межгосударственного Совета по противодействию коррупции.

В мероприятии также участвовали Генеральные прокуроры Армении, Белоруссии, Киргизии, руководители антикоррупционных ведомств Казахстана и Таджикистана, а также Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Приветствуя участников очередного заседания Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Игорь Краснов отметил, что в Екатеринбурге уже более 90 лет подготавливает будущих юристов один из старейших в стране юридических вузов – Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева. Среди его выпускников многие видные государственные деятели и именитые ученые в области права не только России, но и всех наших стран.

***

Председателем Совета на период до его очередного заседания избран Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов.

Генпрокурор выразил искреннюю признательность за оказанное доверие и предоставленное почетное право председательствовать в Межгосударственном совете по противодействию коррупции.

Игорь Краснов заверил, что приложит все усилия для выполнения поставленных перед Советом задач, реализации приоритетных направлений деятельности с учетом определенных на сегодняшнем заседании. «Убежден, что сотрудничество между странами при поддержке Исполнительного комитета СНГ будет набирать темпы и способствовать развитию отношений в целях эффективного противодействия коррупции на всем пространстве Содружества», – отметил глава российского надзорного ведомства.

Сопредседателями Совета были избраны Генеральный прокурор Кыргызской Республики Курманкул Залушев и директор Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан Сулаймон Султонозода.

***

В ходе встречи члены Совета обсудили перспективы дальнейшего развития сотрудничества в сфере противодействия коррупции.

Участники заседания поделились передовыми практиками противодействия коррупционным проявлениям в своих странах. Члены Совета обсудили перспективы дальнейшего взаимодействия в сфере противодействия коррупции.

Помимо прочего рассмотрены вопросы совершенствования нормативно-правовой базы и координации деятельности сторон в рамках реализации совместных проектов государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции.

С докладом выступил Генпрокурор России Игорь Краснов. Его текст предлагается вашему вниманию ( размещен ниже).

***

Участники Совета уделили внимание Международному молодежному конкурсу «Вместе против коррупции!», в котором приняли участие молодые люди в возраст от 14 до 35 лет.

В частности, глава российского надзорного ведомства отметил, что за 5 лет существования конкурса на его сайт поступило более 40 тыс. работ из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Индии, Казахстана, Китая, Киргизии, Мьянмы, России, Таджикистана, Туниса, Узбекистана, Южной Африки и других государств. Сайт конкурса (www.anticorruption.life) модернизирован и теперь функционирует на всех официальных языках Организации Объединенных Наций.

Игорь Краснов проинформировал коллег, что Генпрокуратурой России по дипломатическим каналам направлены официальные письма в компетентные органы иностранных государств для привлечения максимального количества участников конкурса. Информация о его проведении Советом доведена до делегатов состоявшихся в июне заседаний межправительственных рабочих групп по предупреждению коррупции и обзору хода осуществления Конвенции ООН против коррупции. Им предложено пригласить к участию в конкурсе молодежь своих стран. «Это будет способствовать повышению авторитета Совета на международной арене», – сказал Игорь Краснов, который также посчитал целесообразным представить итоги конкурса на специальном мероприятии в рамках проведения 10-й сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции, которая должна состояться в декабре этого года в Атланте (США).

***

На заседании Совета принят ряд решений, в том числе совершенствующих правовую базу сотрудничества государств-участников СНГ в сфере противодействия коррупции.

Также одобрен план работы Совета на 2024 г., предусматривающий дальнейшее сотрудничество по совершенствованию принимаемых мер в странах СНГ в сфере противодействия коррупции, участие в ряде мероприятий органов СНГ, анализ состояния коррупционной преступности в государствах-членах Совета и иные мероприятия.

***

В завершении мероприятия Игорь Краснов поблагодарил коллег за работу, пожелав всем успеха в достижении намеченных целей, отдельные слова благодарности он адресовал исполнительному комитету Содружества Независимых Государств за содействие и поддержку, которые он оказывает Совету.

***

Следующее заседание Совета запланировано к проведению в 2024 году в Республике Таджикистан.

***

Тезисы выступления Генерального прокурора РФ «О практике борьбы с коррупцией, актуальные проблемы и пути их решения»

(Екатеринбург, 4 июля 2023 г.)

 

"Уважаемые коллеги!

 

На предыдущих заседаниях Совета я подробно освещал ключевые элементы сформированной в нашей стране системы противодействия коррупции. В глобальном смысле она остается неизменной.

Вместе с тем в соответствии с утвержденным Президентом России Национальным планом продолжает развиваться нормативная база, внедряются новые прогрессивные формы антикоррупционной работы, основанные на современных технологиях.

Как и прежде особое внимание мы уделяем правовым механизмам превентивного характера, направленным на соблюдение чиновниками предусмотренных законом обязанностей, запретов и ограничений.

Данное направление действительно важно. И не случайно еще более 200 лет назад российская Императрица Екатерина Великая очень точно определила, что «гораздо лучше предупреждать преступления нежели их наказывать».

В прошлом году я рассказывал о новой норме российского законодательства, предоставившей прокурорам полномочия проверять обоснованность происхождения денежных средств, находящихся на банковских счетах чиновников и членов их семей. С ее принятием, по сути, были расширены имеющиеся процедуры контроля за расходами этой категории лиц.

Соответствующие механизмы применяются в тех случаях, когда они не смогли доказать законность получения размещенных на своих счетах денег.

С начала действия изменений в закон, а это чуть более года, прокурорами в суды направлены иски о взыскании в пользу государства более 90 млн рублей. Конечно, для такой большой страны как Россия, это не очень много, практика только формируется, но уже можно сказать, что норма заработала.

Если же говорить в целом, только в прошлом году по результатам антикоррупционных проверок судами по нашим требованиям с государственных и муниципальных служащих взыскано свыше 250 млрд рублей неподтвержденных доходов. В пользу государства обращено почти 8 тыс. объектов имущества.

Планомерная работа ведется и в отношении коррупционеров, активы которых находятся за рубежом.

Например, в мае текущего года вступило в законную силу решение суда об изъятии у бывшего сотрудника правоохранительных органов и членов его семьи 23-х объектов недвижимости. Семь из них зарегистрированы за рубежом. Общая стоимость активов, на которые обращено взыскание, превысила 180 млн рублей. Подобные примеры не единичны.

Отмеченные мною совокупные результаты  достигнуты впервые за всю историю национальной антикоррупционной практики, подтверждая высокую эффективность применения в данной работе административных и гражданско-правовых механизмов.

Мы делимся подобным опытом, недавно презентовали его в Вене на площадке ООН, где по нашей инициативе состоялась встреча экспертов из более 20 стран. В случае заинтересованности, уважаемые коллеги, готовы направить материалы и вам. Например, Генеральной прокуратуре Армении соответствующие наработки по просьбе Анны Кареновны предоставлены.

Для достижения целей антикоррупционных мероприятий недостаточно только лишить нечистоплотных на руку чиновников возможности распоряжаться незаконно полученными доходами. Не менее важно не допустить их в дальнейшем к государственной и муниципальной службе.

На практике мы нередко сталкивались с тем, что в период антикоррупционных проверок чиновники увольнялись с должностей по собственному желанию, по сути, не подвергаясь адекватным мерам наказания за допущенные ими злоупотребления при исполнении своих обязанностей.

В текущем году по нашей инициативе принят закон, которым установлен порядок проведения прокурорами проверок в отношении уволившихся должностных лиц на предмет соблюдения ими запретов и ограничений в период исполнения трудовых обязанностей.

Теперь прокуроры наделены полномочиями обращения в суд с исковым заявлением об изменении основания и формулировки увольнения проверяемого лица вплоть до применения функционирующего в России уже несколько лет института освобождения от должности в связи с утратой доверия.

Основным последствием здесь является включение чиновника в соответствующий публичный реестр, который используется работодателями.

Более того, в развитие этой инициативы с нашим участием разработан и уже принят Государственной Думой в первом чтении законопроект, в соответствии с которым такие лица более не смогут быть назначены на государственные должности любого уровня, а также в государственные корпорации и иные госучреждения в течение пяти лет со дня применения взыскания за коррупционное правонарушение. Не сомневаюсь, это послужит хорошей профилактической мерой.

Хочу отметить, что использование подобных реестров оправдывает себя не только применительно к госслужащим, но и организациям, допущенным к бюджетным денежным средствам. 

Например, в России эффективно применяется административная ответственность юридических лиц за совершение действий коррупционной направленности. В прошлом году по инициативе прокуроров судами за подобные правонарушения наложены штрафы в размере более миллиарда рублей в отношении 360 организаций.

Всем им после вынесения соответствующих решений законодательно запрещено участвовать в государственных и муниципальных закупках в течение двух лет. При этом их перечень ведет Генеральная прокуратура, а содержащиеся в нем сведения передаются нами в единую информационную систему в сфере закупок и автоматически доводятся до участников торгов. Тем самым исключается участие в них недобросовестных подрядчиков и поставщиков. 

 

Уважаемые коллеги!

 

Хотел бы остановиться еще на одной, я уверен, актуальной для всех стран нашего Совета теме – использование криптовалют в целях совершения коррупционных преступлений.

Специфика виртуальной среды не позволяет осуществлять тотальный контроль за оборотом цифровых активов, в связи с чем криптовалюты привлекательны для преступников, а криптосфера уязвима перед использованием сложных криминальных, в том числе трансграничных схем.

Еще несколько лет назад раскрытие и расследование подобных фактов казались практически невозможными.

Однако сегодня задачи по выявлению таких активов, наложению на них ограничительных мер уже успешно решаются несмотря на определенные технические и правовые сложности. Постоянно расширяется  соответствующая судебно-следственная практика.

Например, в прошлом году в России в законную силу вступил приговор за получение взятки в виде биткойнов с их конфискацией.

А буквально две недели назад по нашему заявлению судом принято решении об обращении в доход государства более тысячи биткойнов, эквивалентных сумме в размере свыше 23 млн долларов США. Они также были получены в качестве взятки сотрудником следственного органа.

Тем не менее все еще сохраняются высокие риски использования криптовалют для перемещения незаконно полученных в том числе коррупционным путем доходов за рубеж. В связи с этим приобретает большую актуальность вопрос унификации подходов к регулированию уголовных процедур, связанных и арестом и конфискацией виртуальных активов.

Например, недавно нами впервые в практике в иностранные компетентные органы направлены запросы о правовой помощи по уголовным делам об аресте криптовалюты. Не сомневаюсь, что со временем число таких запросов существенно возрастет, однако, их исполнение будет невозможным, если каждая юрисдикция станет использовать собственные процедуры, неприменимые в запрашиваемой стране.

В связи с этим предлагаю в рамках нашего Совета обобщить практику использования криптовалюты для совершения коррупционных преступлений, в том числе в части правового регулирования ее оборота, ареста, конфискации, последующего хранения и реализации. Результаты распространить среди участников Совета для выработки совместных предложений о дальнейших скоординированных действиях.

 

Уважаемые коллеги!

 

Наша работа в сфере противодействия коррупции многогранна, ее направления корректируются исходя из степени и форм возникающих угроз.

Большинство из них схожи во всех странах Совета, поэтому считаю важным укреплять наши тесные контакты в целях достижения более значимых результатов в этой сфере.

Благодарю за внимание!"

 

 

 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ