31.07.2013
С основным докладом выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр
Буксман.
В заключении, Генеральный прокурор Российской Федерации определил ряд принципиальных задач, направленных на активизацию работы органов прокуратуры по совершенствованию прокурорского надзора во втором полугодии 2013 г. и активизации деятельности по защите конституционных прав и свобод граждан, обеспечению интересов общества и государства.
Доклад первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана.
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Уважаемые участники заседания коллегии!
В первом полугодии 2013 года органы прокуратуры Российской Федерации принимали меры по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, противодействию нарушениям законности и правопорядка, борьбе с преступностью.
Определив в качестве приоритетных задач защиту прав граждан, обеспечение их безопасности, подавление криминальных угроз для экономики, очищение власти от коррупции, прокуроры сосредоточили усилия на наиболее полном выявлении и фактическом устранении нарушений закона. Статистика принесенных протестов и представлений, заявленных в судах исках, иных актов прокурорского реагирования, итогом которых стали миллиардные суммы взысканий материального ущерба, многие десятки и сотни тысяч нарушителей привлеченных к разным видам правовой ответственности, иные количественные результаты и, самое главное, - восстановление нарушенных прав, убеждают в масштабности принимаемых мер. Надежным барометром доверия граждан служит статистика поступивших в органы прокуратуры обращений. За полгода поступило 1млн. 900 тыс. обращений граждан, почти 1 млн. из них разрешено, на личный прием к прокурорам пришли около 500 тыс. людей.
Важным организующим началом для нас стали высказанные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в его выступлении на коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 5 марта текущего года требования «о дальнейшем повышении эффективности работы самого ведомства, да и всей правоохранительной системы», а также сформулированные им приоритеты.
Первой Президент России назвал задачу, связанную с организацией борьбы с преступностью, обеспечением раскрытия преступлений как гарантии неотвратимости наказания за конкретные деяния.
В первом полугодии 2013 года в Российской Федерации зарегистрировано 1 миллион 117 тысяч преступлений, что на 4,3% меньше аналогичного показателя в прошлом году.
Вместе с тем, в 21 регионе общее число преступлений выросло. Число тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось в 17 регионах. В целом по России на 3,7% произошел рост особо тяжких преступлений.
При этом в Дальневосточном федеральном округе увеличилась как общая преступность (на 6,3%), так и количество тяжких и особо тяжких преступлений.
Более 425 тысяч преступлений, в том числе свыше 106 тысяч тяжких, остаются нераскрытыми.
Не снижается число нарушений закона, выразившихся в том, что правоохранительные органы, в особенности полиция, ненадлежаще реагируют на поступившие сигналы о преступлениях. Не изжита практика сокрытия их от учета.
В этой связи прокурорам, а особенно, Кировской, Сахалинской областей, Забайкальского, Приморского краев, республик Коми и Мордовия, необходимо безотлагательно проанализировать состояние борьбы с преступностью, раскрываемости преступлений и, в рамках координации действий правоохранительных органов, определить дополнительные меры на этом направлении. Тем более, что недавно в соответствующий Указ Президента России о координации внесены коррективы, усиливающие роль прокурора как организатора этой деятельности.
Меры, направленные на усиление борьбы с преступностью и повышение раскрываемости преступлений, тесно связаны с потребностью в укреплении законности в процессуальной деятельности.
Между тем, растет число уголовных дел, по которым следователями не обеспечивается соблюдение прав участников процесса, допускается волокита, нарушаются процессуальные сроки, причем все это происходит на фоне снижения нагрузки.
В первом полугодии 2013 года
прокурорами выявлено свыше
130 тысяч нарушений закона, допущенных по делам Следственного комитета России, почти
270 тысяч нарушений выявлено в следственных органах МВД России. При этом, формально
реагируя на нарушения, прокуроры во многих случаях не добиваются привлечения
виновных должностных лиц к ответственности. В результате каких-либо позитивных
изменений в состоянии с соблюдением законности не происходит.
Особое недоумение вызывает тот факт, что во многих регионах крайне низок уровень законности при производстве дознания, хотя здесь полномочия прокуроров не сокращены, а потому уровень их ответственности должен быть выше.
Недавно на заседании коллегии Генеральной прокуратуры эти проблемы обсуждались и перед прокурорами поставлена задача - обеспечить своевременное выявление и устранение нарушений закона по делам дознания, шире используя право прокурора давать дознавателям обязательные указания и отстранять от производства тех, кто грубо нарушает закон.
Объемная и в целом квалифицированная работа проделана прокурорами при реализации функций по поддержанию государственного обвинения в судах. При том, что число рассмотренных в первой инстанции уголовных дел сократилось на 2%, в том числе рассмотренных в особом порядке (на 5%), объем этой работы возрос в связи с введением порядка апелляционного обжалования судебных решений. И нужно отметить, что заметных сбоев в нашей работе не допущено.
Тем не менее, перед прокурорами всех уровней стоит задача обеспечения мониторинга возникающих в новых условиях уголовного судопроизводства проблем организационного, кадрового и иного характера с целью добиваться оптимизации структурного и методического подходов к организации государственного обвинения.
Другим важным направлением деятельности прокуратуры остаются вопросы надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму. Продолжает расти число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности: в 2012 году на 11%, а за 6 месяцев 2013 года еще на 20%. Сам по себе рост уголовных дел может быть следствием более оперативной работы органов, которые призваны пресекать проявления экстремизма. Опасность состоит в чрезвычайной подвижности экстремизма, как явления, его способности менять окраску, проявляться во всех новых видах и на новых территориях, в разных социальных группах.
Любые проявления экстремизма требуют
самой оперативной реакции с использованием всех имеющихся средств – от
установления причин
и профилактики до мер уголовного преследования.
Еще свежи в памяти события в городе Пугачев Саратовской области, когда бытовое преступление стало поводом к острому межнациональному конфликту, потрясшему город и нарушившему его нормальную жизнь.
Оперативный выезд на место бригады сотрудников Генеральной прокуратуры показал, что этот конфликт зрел в городе и окружающей территории исподволь. Благодатной почвой для него стали социальные, экономические и бытовые проблемы горожан, невнимание к интересам молодежи и подростков, неисполнение обязанностей должностными лицами местной власти и правоохранительных органов, несправедливость и коррупция.
При этом Пугачевская межрайонная
прокуратура и прокуратура Саратовской области вовремя не увидели проблему, не
вмешались
и не отреагировали на нарушения законности.
В этой связи напомню еще одно обращенное
прокуратуре требование Президента РФ: «Ваша прямая обязанность – оперативно
реагировать на попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды,
на пропаганду ксенофобии и шовинизма».
Существенное внимание в истекшем полугодии уделялось надзору за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Принятые меры по профилактике террористических угроз приносят определенные результаты. За прошедшие 6 месяцев количество преступлений террористического характера в стране сократилось на 21%.
Минимизировать эти угрозы может только эффективная работа служб, отвечающих за антиттерористическую деятельность. Прокурорам же важно не ослаблять усилия на этом направлении.
По-прежнему высока актуальность надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
В целом работа на данном направлении ведется результативно. С каждым годом растет число уголовных дел коррупционной направленности, возбуждаемых по материалам прокурорских проверок.
Реальность такова, что сегодня каждое шестое уголовное дело коррупционной направленности в стране возбуждено по материалам прокурорских проверок!
Почти на четверть увеличилось
количество прокурорских исков,
в целях возмещения ущерба, причиненного коррупцией, при этом, 80% исков в суде
на сумму почти 700 млн.руб. рассмотрены и удовлетворены.
Продолжает расти эффективность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
В то же время прокуроры в некоторых регионах, таких как Вологодская, Рязанская, Ивановская области продолжают мельчить, предъявляя иски на сумму от 1 до 5 тыс. руб. А ведь, мы неоднократно нацеливали на необходимость выявления серьезных бюджетных нарушений и предостерегали от мелкоты и показухи.
При анализе коррупционной преступности вновь обращает на себя внимание факт снижения количества получения взятки на 6,5% при одновременном росте на 30% зарегистрированных фактов дачи взятки.
Последнее, к слову сказать, зачастую связано со стремлением приукрасить показатели. Прокурорам Новосибирской, Нижегородской, Кемеровской и Самарской областей, где выявляемость взяткодательства значительно возросла, необходимо безотлагательно разобраться в объективности явления и доложить о принятых мерах.
Уважаемые коллеги!
Защита субъектов предпринимательской деятельности от коррупции, административного произвола и иных злоупотреблений по праву стала важной составляющей прокурорской работы.
В ходе проведенных прокурорами масштабных проверкок исполнения законов об охране прав хозяйствующих субъектов было выявлено свыше 62 тыс. нарушений законов, опротестовано 9 тыс. незаконных правовых актов, которые ограничивали интересы предпринимателей. Около 2 тыс. должностных лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров возбуждено 26 уголовных дел, в том числе и о коррупционных преступлениях должностных лиц.
В центре нашего внимания традиционно находилась организация надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Особо были выделены вопросы защиты прав социально уязвимых слоев и групп населения: ветеранов, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и одиноких матерей. Мы принимали меры по устранению нарушений их жилищных прав, прав на реализацию социальных льгот, пенсий, пособий и иную государственную поддержку.
Исключительное значение имеет полноценная реализация конституционного права каждого на охрану здоровья.
Проведенные проверки показали, что во многих регионах в органах власти, учреждениях здравоохранения допускаются нарушения порядка расходования бюджетных средств на развитие медицины, а то и прямые хищения.
Вместе с тем, прокурорам следует более активно устранять нарушения законности не только при расходовании бюджетных средств, выделяемых на строительство, ремонт зданий больниц и поликлиник, закупку оборудования, но и при оказании гражданам медицинских услуг.
Большое социальное значение имеет наведение порядка в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Эту тему мы поднимаем не первый год, но острота проблем не снижается, в чем убеждают результаты работы Временных приемных Генерального прокурора, открытых во всех федеральных округах. За 8 месяцев в эти приемные обратилось 6,5 тысяч человек с жалобами на завышенные тарифы и плату за коммунальные услуги, на работу управляющих компаний и низкое качество ремонта жилых домов. Прокуроры выявили и пресекли многочисленные нарушения закона в сфере ценообразования, способствовали восстановлению прав граждан и правовому просвещению населения.
Однако нас беспокоит, что контролирующие органы не исполняют надлежащим образом свои полномочия и наша задача состоит в том, чтобы средствами прокурорского надзора понудить их к повседневной работе, а не подменять их.
Не изжиты и грубые нарушения на рынке жилья. В конце прошлого года на заседании коллегии Генеральной прокуратуры мы обсудили вопросы защиты прав граждан-участников долевого строительства, реализации программ переселения из ветхого жилья. И прокуроры активно включились в работу. Например, в Волгоградской, Рязанской областях ими приняты меры к переселению людей из домов, подлежащих сносу еще 4 года назад, предоставлению им благоустроенных квартир.
В Башкортостане и Татарстане пресечены факты привлечения денежных средств граждан до регистрации договоров участия в долевом строительстве. Всего же в Приволжском федеральном округе принятые меры позволили ввести в эксплуатацию 5 «долгостроев», еще по 5-ти объектам людям предоставлены квартиры или возвращены деньги, восстановлены права свыше 1 тыс. граждан.
В первом полугодии не утратили актуальность вопросы надзора за обеспечением прав граждан на оплату труда. Прокурорами были пресечены более 350 тыс. нарушений в этой сфере. Свыше 20 тыс. нарушителей закона привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. В большинстве регионов удается обеспечить погашение задолженности по зарплатам. Она полностью отсутствует в Ставропольском крае, Чеченской Республике, Новгородской области. В Ивановской и Свердловской областях размеры задолженности минимальны.
Однако в целом по стране на 1 июля 2013 года долги составили 2,5 млрд. рублей, а за июнь увеличились на 11%. Это требует активизации надзора. Особое внимание следует обратить на банкротство организаций-должников, несоответствие реальной задолженности по зарплате данным официального учета.
На постоянном контроле находится работа прокуратуры по вопросам охраны прав и интересов несовершеннолетних.
Здесь наше внимание было сконцентрировано на исполнении законов в процедуре усыновления и попечительства, выплаты детских пособий, реализации прав несовершеннолетних на качественную медицинскую помощь, на защиту детей от вредной информации, охрану жилищных прав сирот.
Отдельно остановлюсь на проблеме охраны трудовых прав несовершеннолетних.
К сожалению, что во многих регионах трудовые договоры с подростками заключаются без прохождения ими обязательного медицинского осмотра и без согласия родителей и органа опеки, не соблюдаются требования о сокращенном рабочем времени. Выявлены факты привлечения подростков к выполнению вредных и опасных работ.
Всего за последние полтора года вскрыто свыше 18 тыс. нарушений трудовых прав подростков. По нашим требованиям более 3 тыс. лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
В истекшем полугодии органами прокуратуры проверено исполнение бюджетного законодательства при реализации программ модернизации в сфере образования. Проверки выявили многочисленные нарушения в деятельности региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления и образовательных учреждений.
Установлено, что мероприятия по обновлению инфраструктуры общего образования, улучшению материально-технической базы школ зачастую проводятся с опозданием, либо не полностью, а закупленное дорогостоящее учебное оборудование нередко простаивает. Это характерно для Республики Дагестан, Курской, Орловской областей и г. Санкт-Петербурга.
Уже не первый год серьезное беспокойство общества вызывает практика проведения в средних школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в свое время задуманного как эффективная антикоррупционная мера при поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения. На деле же, ежегодно фиксируются многочисленные злоупотребления при проведении ЕГЭ, особенно в республиках Северного Кавказа. А в этом году, вопреки заверениям ответственных в сфере образования должностных лиц, объем таких нарушений многократно возрос. Проблема ЕГЭ в июне 2013 года стала самой обсуждаемой в СМИ. Очевидно, что ее разрешение требует, в числе других мер, радикального прокурорского вмешательства.
Во исполнение поручения Президента России прокурорами проводились проверки законов об охране лесов, предотвращения ущерба, причиняемого пожарами, незаконными рубками древесины и ее нелегальным оборотом. В ходе проверок были выявлены многочисленные случаи невыполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Свидетельством неудовлетворительного состояния законности в лесной отрасли служит, например то, что в Республике Татарстан, Волгоградской и Костромской областях, на кадастровый учет поставлено менее 10% площади лесного фонда, а всего в стране - только 18%. Такими темпами и за 20 лет не провести кадастрирования лесов! Меры, принимаемые региональными властями по возмещению ущерба также, явно, неадекватны понесенным потерям. В Вологодской области¸ например, возмещается только 6% вреда от незаконных рубок. При этом высок уровень криминализации лесной отрасли.
Прокурорам необходимо усилить надзор на этом направлении, в координации с другими правоохранительными и контрольными органами добиваться привлечения виновных лиц к ответственности за правонарушения и преступления.
Кратко о ситуации в учреждениях исполнительной системы: она, к сожалению, не улучшилась. По-прежнему распространены грубые нарушения прав лиц, находящихся в следственных изоляторах.
Особенно неблагополучная обстановка с условиями содержания следственно-арестованных отмечается в Краснодарском крае, Московской, Свердловской и Челябинской областях.
Не снижается острота вопросов, связанных с ненадлежащим лечением арестованных и осужденных лиц, высокой смертностью в СИЗО, исправительных лечебных профилактических учреждениях, нехватки помещений, лечебных препаратов, оборудования для оказания медицинской помощи.
Однако эффективность надзорной работы на этом участке явно неадекватна состоянию законности. Прокурорам необходимо принять срочные меры с тем, чтобы переломить ситуацию, обеспечить соблюдение прав осужденных и арестованных и неотвратимость наказания для виновных в нарушениях.
Коллеги!
8 сентября 2013 года впервые в единый день голосования в Российской Федерации состоятся выборы разных уровней. В 35 субъектах Федерации по новым правилам пройдут выборы губернаторов, а также выборы в региональные законодательные собрания, мэров городов, депутатов городских собраний. Во всех субъектах Федерации состоятся муниципальные выборы.
Закономерно, что особое общественное внимание приковано к выборам глав Москвы и Московской области, республик Дагестана и Ингушетии, мэра Екатеринбурга и ряда других регионов России.
На прокуроров субъектов Федерации и подчиненных им прокуроров ложится большая ответственность за соблюдение законности на выборах. Мы должны оставаться беспристрастными, объективными и в то же время оперативно реагировать на все нарушения закона, проявления экстремизма и политически окрашенных нарушений общественного порядка.
В минувшем полугодии Генеральной прокуратурой России продолжалось активное международное сотрудничество в сфере выдачи и правовой помощи по уголовным делам. Рассмотрено более 3 тысяч запросов, достигнуты результаты в возвращении из-за рубежа похищенного имущества. Возрастает авторитет отечественной прокуратуры на международной арене.
В сентябре 2013 года мы проводим масштабное мероприятие – 18-ю Ежегодную конференцию и Общее собрание Международной ассоциации прокуроров.
В форуме примут участие свыше семисот делегатов, из числа наших зарубежных коллег, представители международных организаций. У нас появляется возможность детально обсудить важные вопросы по широкому спектру профессиональных проблем.
В первом полугодии 2013 года много сделано и в работе с кадрами. Продолжается обновление кадрового состава, в центральном аппарате создано управление служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений, к задачам которого отнесены проверки сведений о доходах, имуществе и источниках получения средств на совершение сделок с недвижимостью и другими объектами.
Существенно увеличена наша штатная численность. Нам предстоит принять на службу большое число сотрудников, важно их качественно отобрать, обучить, и при этом, обеспечить преемственность профессиональных традиций.
Уважаемые коллеги!
В пределах регламента выступления невозможно затронуть все направления надзорной деятельности.
Впереди у нас много работы. Мы должны не просто сохранить набранный темп, но и действовать на перспективу. Этого требует большой объем стоящих перед нами задач.
Спасибо за внимание!
Пресс-служба Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ