Генеральная прокуратура Российской Федерации

31.07.2013

30 июля 2013 года, под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященное итогам деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка в первом полугодии 2013 года и определению задач по совершенствованию прокурорской практики во втором полугодии 2013 года.

В заседании приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, руководители подразделений и работники центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации в Центральном федеральном округе, военные прокуроры окружного звена.

Заседание прошло в формате видеоконференцсвязи в управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах (гг. Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Пятигорск и Хабаровск).

Открывая заседание, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка отметил, что приоритетные направления надзорной деятельности в отчетном периоде были обусловлены общей социально-экономической ситуацией в стране и мерами, принимаемыми руководством государства для решения первостепенных задач. За указанный период всего прокурорами выявлено свыше 5,2 млн. нарушений закона, почти 500 тыс. виновных лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Многие вопросы, которые приходилось решать органам прокуратуры, были связаны с исполнением социального законодательства - это повышение качества и доступности медицинских услуг, дополнительного и дошкольного образования, обеспечения жилищных прав граждан, в том числе участвующих в долевом строительстве жилья.

Юрий Чайка отметил, что на системной основе продолжался мониторинг ситуации на рынке труда. За полугодие прокурорами пресечено более 430 тыс. нарушений в этой сфере, к ответственности привлечено свыше 24 тыс. правонарушителей.

Значительная работа проведена по защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Серьезное внимание прокуроры уделяли охране прав предпринимателей. Положительно оценены обществом результаты реализации полномочий прокуратуры по согласованию внеплановых проверочных мероприятий и формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

По поручению Президента России проведены масштабные проверки состояния законности в лесной отрасли. Вскрыты многочисленные нарушения, выработаны предложения по совершенствованию законодательства о которых в ближайшее время будет доложено руководству страны.

Новые решения были приняты в области борьбы с коррупцией, в основном они связаны с установлением запретов и ограничений для госслужащих.

Увеличилось количество уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам прокуроров (+6,3%). Надзорная практика показывает, что сферами повышенного коррупционного риска все еще остаются расходование бюджетных средств, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Генеральный прокурор Российской Федерации выделил ряд вопросов, вызывающих особое беспокойство.

Вопреки принципиальной и жесткой позиции прокуроров, а также оперативности в решении задач по пресечению грубых нарушений закона в сфере ЖКХ все еще остаются очень серьезные проблемы, в первую очередь, в области ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Несмотря на закрепившуюся в стране в целом тенденцию снижения уровня преступности, криминогенная обстановка все еще остается сложной. Распространены нарушения в сфере учета преступлений и формирования уголовно-правовой статистики в целом. Вопреки снижению преступности не сокращается, а растет число нарушений закона, допускаемых при расследовании преступлений.

Вместе с тем тревогу вызывает рост экстремистских преступлений. В условиях все большего вовлечения в их совершение несовершеннолетних и молодежи слабый характер носит превентивная работа правоохранительных ведомств.

Итоги минувшего полугодия выявили проблемные вопросы при осуществлении надзора за законностью принятия органами следствия и дознания решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Проведенное обобщение свидетельствует о недостаточной принципиальности прокуроров в отстаивании своих требований об устранении нарушений закона, выполнении данных по материалам проверок указаний, в том числе при наличии признаков преступления.

Недорабатывают прокуроры при осуществлении надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. В ряде случаев они формально подходят к изучению представляемых органами предварительного следствия материалов, что приводит к несвоевременному выявлению и устранению нарушений закона.

К сожалению, все еще не искоренены случаи гонки за показателями, приписок в отчетности, избыточных надзорных мероприятий, отметил Юрий Чайка.

С основным докладом выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр

Буксман.


Кроме того на Коллегии выступили ряд прокуроров субъектов Российской Федерации.

В заключении, Генеральный прокурор Российской Федерации определил ряд принципиальных задач, направленных на активизацию работы органов прокуратуры по совершенствованию прокурорского надзора во втором полугодии 2013 г. и активизации деятельности по защите конституционных прав и свобод граждан, обеспечению интересов общества и государства.


Доклад первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана.


Уважаемый Юрий Яковлевич!

Уважаемые участники заседания коллегии!

В первом полугодии 2013 года органы прокуратуры Российской Федерации принимали меры по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, противодействию нарушениям законности и правопорядка, борьбе с преступностью.

Определив в качестве приоритетных задач защиту прав граждан, обеспечение их безопасности, подавление криминальных угроз для экономики, очищение власти от коррупции, прокуроры сосредоточили усилия на наиболее полном выявлении и фактическом устранении нарушений закона. Статистика принесенных протестов и представлений, заявленных в судах исках, иных актов прокурорского реагирования, итогом которых стали миллиардные суммы взысканий материального ущерба, многие десятки и сотни тысяч нарушителей привлеченных к разным видам правовой ответственности, иные количественные результаты и, самое главное, - восстановление нарушенных прав, убеждают в масштабности  принимаемых мер. Надежным барометром доверия граждан служит статистика поступивших в органы прокуратуры обращений. За полгода поступило 1млн. 900 тыс. обращений граждан, почти 1 млн. из них разрешено, на личный прием к прокурорам пришли около 500 тыс. людей.

Важным организующим началом для нас стали высказанные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в его выступлении на коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 5 марта текущего года требования «о дальнейшем повышении эффективности работы самого ведомства, да и всей правоохранительной системы», а также сформулированные им приоритеты.

Первой Президент России назвал задачу, связанную с организацией борьбы с преступностью, обеспечением раскрытия преступлений как гарантии неотвратимости наказания за конкретные деяния.

В первом полугодии 2013 года в Российской Федерации зарегистрировано 1 миллион 117 тысяч преступлений, что на 4,3% меньше аналогичного показателя в прошлом году.

Вместе с тем, в 21 регионе общее число преступлений выросло. Число тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось в 17 регионах. В целом по России на 3,7% произошел рост особо тяжких преступлений.

При этом в Дальневосточном федеральном округе увеличилась как общая преступность (на 6,3%), так и количество тяжких и особо тяжких преступлений.

Более 425 тысяч преступлений, в том числе свыше 106 тысяч тяжких, остаются нераскрытыми.

Не снижается число нарушений закона, выразившихся в том, что правоохранительные органы, в особенности полиция, ненадлежаще реагируют на поступившие сигналы о преступлениях. Не изжита практика сокрытия их от учета.

В этой связи прокурорам, а особенно, Кировской, Сахалинской областей, Забайкальского, Приморского краев, республик Коми и Мордовия, необходимо безотлагательно проанализировать состояние борьбы с преступностью, раскрываемости преступлений и, в рамках координации действий правоохранительных органов, определить дополнительные меры на этом направлении. Тем более, что недавно в соответствующий Указ Президента России о координации внесены коррективы, усиливающие роль прокурора как организатора этой деятельности.

Меры, направленные на усиление борьбы с преступностью и повышение раскрываемости преступлений, тесно связаны с потребностью в укреплении законности в процессуальной деятельности.

Между тем, растет число уголовных дел, по которым следователями не обеспечивается соблюдение прав участников процесса, допускается волокита, нарушаются процессуальные сроки, причем все это происходит на фоне снижения нагрузки.

В первом полугодии 2013 года прокурорами выявлено свыше
130 тысяч нарушений закона, допущенных по делам Следственного комитета России, почти 270 тысяч нарушений выявлено в следственных органах МВД России. При этом, формально реагируя на нарушения, прокуроры во многих случаях не добиваются привлечения виновных должностных лиц к ответственности. В результате каких-либо позитивных изменений в состоянии с соблюдением законности не происходит.

Особое недоумение вызывает тот факт, что во многих регионах крайне низок уровень законности при производстве дознания, хотя здесь полномочия прокуроров не сокращены, а потому уровень их ответственности должен быть выше.

Недавно на заседании коллегии Генеральной прокуратуры эти проблемы обсуждались и перед прокурорами поставлена задача - обеспечить своевременное выявление и устранение нарушений закона по делам дознания, шире используя право прокурора давать дознавателям обязательные указания и отстранять от производства тех, кто грубо нарушает закон.

Объемная и в целом квалифицированная работа проделана прокурорами при реализации функций по поддержанию государственного обвинения в судах. При том, что число рассмотренных в первой инстанции уголовных дел сократилось на 2%, в том числе рассмотренных в особом порядке (на 5%), объем этой работы возрос в связи с введением порядка апелляционного обжалования судебных решений. И нужно отметить, что заметных сбоев в нашей работе не допущено.

Тем не менее, перед прокурорами всех уровней стоит задача обеспечения мониторинга возникающих в новых условиях уголовного судопроизводства проблем организационного, кадрового и иного характера с целью добиваться оптимизации структурного и методического подходов к организации государственного обвинения.

Другим важным направлением деятельности прокуратуры остаются вопросы надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму. Продолжает расти число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности: в 2012 году на 11%, а за 6 месяцев 2013 года еще на 20%. Сам по себе рост уголовных дел может быть следствием более оперативной работы органов, которые призваны пресекать проявления экстремизма. Опасность состоит в чрезвычайной подвижности экстремизма, как явления, его способности менять окраску, проявляться во всех новых видах и на новых территориях, в разных социальных группах.

Любые проявления экстремизма требуют самой оперативной реакции с использованием всех имеющихся средств – от установления причин
и профилактики до мер уголовного преследования.

Еще свежи в памяти события в городе Пугачев Саратовской области, когда бытовое преступление стало поводом к острому межнациональному конфликту, потрясшему город и нарушившему его нормальную жизнь.

Оперативный выезд на место бригады сотрудников Генеральной прокуратуры показал, что этот конфликт зрел в городе и окружающей территории исподволь. Благодатной почвой для него стали социальные, экономические и бытовые проблемы горожан, невнимание к интересам молодежи и подростков, неисполнение обязанностей должностными лицами местной власти и правоохранительных органов, несправедливость и коррупция.

При этом Пугачевская межрайонная прокуратура и прокуратура Саратовской области вовремя не увидели проблему, не вмешались
и не отреагировали на нарушения законности.

В этой связи напомню еще одно обращенное прокуратуре требование Президента РФ: «Ваша прямая обязанность – оперативно реагировать на попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды,
на пропаганду ксенофобии и шовинизма».

Существенное внимание в истекшем полугодии уделялось надзору за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Принятые меры по профилактике террористических угроз приносят определенные результаты. За прошедшие 6 месяцев количество преступлений террористического характера в стране сократилось на 21%.

Минимизировать эти угрозы может только эффективная работа служб, отвечающих за антиттерористическую деятельность. Прокурорам же важно не ослаблять усилия на этом направлении.

По-прежнему высока актуальность надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

В целом работа на данном направлении ведется результативно. С каждым годом растет число уголовных дел коррупционной направленности, возбуждаемых по материалам прокурорских проверок.

Реальность такова, что сегодня каждое шестое уголовное дело коррупционной направленности в стране возбуждено по материалам прокурорских проверок!

Почти на четверть увеличилось количество прокурорских исков,
в целях возмещения ущерба, причиненного коррупцией, при этом, 80% исков в суде на сумму почти 700 млн.руб. рассмотрены и удовлетворены.

Продолжает расти эффективность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В то же время прокуроры в некоторых регионах, таких как Вологодская, Рязанская, Ивановская области продолжают мельчить, предъявляя иски на сумму от 1 до 5 тыс. руб. А ведь, мы неоднократно нацеливали на необходимость выявления серьезных бюджетных нарушений и предостерегали от мелкоты и показухи.

При анализе коррупционной преступности вновь обращает на себя внимание факт снижения количества получения взятки на 6,5% при одновременном росте на 30% зарегистрированных фактов дачи взятки.

Последнее, к слову сказать, зачастую связано со стремлением приукрасить показатели. Прокурорам Новосибирской, Нижегородской, Кемеровской и Самарской областей, где выявляемость взяткодательства значительно возросла, необходимо безотлагательно разобраться в объективности явления и доложить о принятых мерах.

Уважаемые коллеги! 

Защита субъектов предпринимательской деятельности от коррупции, административного произвола и иных злоупотреблений по праву стала важной составляющей прокурорской работы.

В ходе проведенных прокурорами масштабных проверкок исполнения законов об охране прав хозяйствующих субъектов было выявлено свыше   62 тыс. нарушений законов, опротестовано 9 тыс. незаконных правовых актов, которые ограничивали интересы предпринимателей. Около 2 тыс. должностных лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров возбуждено 26 уголовных дел, в том числе и о коррупционных преступлениях должностных лиц.

В центре нашего внимания традиционно находилась организация надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Особо были выделены вопросы защиты прав социально уязвимых слоев и групп населения: ветеранов, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и одиноких матерей. Мы принимали меры по устранению нарушений их жилищных прав, прав на реализацию социальных льгот, пенсий, пособий и иную государственную поддержку.

Исключительное значение имеет полноценная реализация конституционного права каждого на охрану здоровья.

Проведенные проверки показали, что во многих регионах в органах власти, учреждениях здравоохранения допускаются нарушения порядка расходования бюджетных средств на развитие медицины, а то и прямые хищения.

Вместе с тем, прокурорам следует более активно устранять нарушения законности не только при расходовании бюджетных средств, выделяемых на строительство, ремонт зданий больниц и поликлиник, закупку оборудования, но и при оказании гражданам медицинских услуг.

Большое социальное значение имеет наведение порядка в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Эту тему мы поднимаем не первый год, но острота проблем не снижается, в чем убеждают результаты работы Временных приемных Генерального прокурора, открытых во всех федеральных округах. За 8 месяцев в эти приемные обратилось 6,5 тысяч человек с жалобами на завышенные тарифы и плату за коммунальные услуги, на работу управляющих компаний и низкое качество ремонта жилых домов. Прокуроры выявили и пресекли многочисленные нарушения закона в сфере ценообразования, способствовали восстановлению прав граждан и правовому просвещению населения.

Однако нас беспокоит, что контролирующие органы не исполняют надлежащим образом свои полномочия и наша задача состоит в том, чтобы средствами прокурорского надзора понудить их к повседневной работе, а не подменять их.

Не изжиты и грубые нарушения на рынке жилья. В конце прошлого года на заседании коллегии Генеральной прокуратуры мы обсудили вопросы защиты прав граждан-участников долевого строительства, реализации программ переселения из ветхого жилья. И прокуроры активно включились в работу. Например, в Волгоградской, Рязанской областях ими приняты меры к переселению людей из домов, подлежащих сносу еще 4 года назад, предоставлению им благоустроенных квартир.

В Башкортостане и Татарстане пресечены факты привлечения денежных средств граждан до регистрации договоров участия в долевом строительстве. Всего же в Приволжском федеральном округе принятые меры позволили ввести в эксплуатацию 5 «долгостроев», еще по 5-ти объектам людям предоставлены квартиры или возвращены деньги, восстановлены права свыше 1 тыс. граждан.

В первом полугодии не утратили актуальность вопросы надзора за обеспечением прав граждан на оплату труда. Прокурорами были пресечены более 350 тыс. нарушений в этой сфере. Свыше 20 тыс. нарушителей закона привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. В большинстве регионов удается обеспечить погашение задолженности по зарплатам. Она полностью отсутствует в Ставропольском крае, Чеченской Республике, Новгородской области. В Ивановской и Свердловской областях размеры задолженности минимальны.

Однако в целом по стране на 1 июля 2013 года долги составили 2,5 млрд. рублей, а за июнь увеличились на 11%. Это требует активизации надзора. Особое внимание следует обратить на банкротство организаций-должников, несоответствие реальной задолженности по зарплате данным официального учета.

На постоянном контроле находится работа прокуратуры по вопросам охраны прав и интересов несовершеннолетних.

Здесь наше внимание было сконцентрировано на исполнении законов в процедуре усыновления и попечительства, выплаты детских пособий, реализации прав несовершеннолетних на качественную медицинскую помощь, на защиту детей от вредной информации, охрану жилищных прав сирот.

Отдельно остановлюсь на проблеме охраны трудовых прав несовершеннолетних.

К сожалению, что во многих регионах трудовые договоры с подростками заключаются без прохождения ими обязательного медицинского осмотра и без согласия родителей и органа опеки, не соблюдаются требования о сокращенном рабочем времени. Выявлены факты привлечения подростков к выполнению вредных и опасных работ.

Всего за последние полтора года вскрыто свыше 18 тыс. нарушений трудовых прав подростков. По нашим требованиям более 3 тыс. лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

В истекшем полугодии органами прокуратуры проверено исполнение бюджетного законодательства при реализации программ модернизации в сфере образования. Проверки выявили многочисленные нарушения в деятельности региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления и образовательных учреждений.

Установлено, что мероприятия по обновлению инфраструктуры общего образования, улучшению материально-технической базы школ зачастую проводятся с опозданием, либо не полностью, а закупленное дорогостоящее учебное оборудование нередко простаивает. Это характерно для Республики Дагестан, Курской, Орловской областей и г. Санкт-Петербурга.

Уже не первый год серьезное беспокойство общества вызывает практика проведения в средних школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в свое время задуманного как эффективная антикоррупционная мера при поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения. На деле же, ежегодно фиксируются многочисленные злоупотребления при проведении ЕГЭ, особенно в республиках Северного Кавказа. А в этом году, вопреки заверениям ответственных в сфере образования должностных лиц, объем таких нарушений многократно возрос. Проблема ЕГЭ в июне 2013 года стала самой обсуждаемой в СМИ. Очевидно, что ее разрешение требует, в числе других мер, радикального прокурорского вмешательства.

Во исполнение поручения Президента России прокурорами проводились проверки законов об охране лесов, предотвращения ущерба, причиняемого пожарами, незаконными рубками древесины и ее нелегальным оборотом. В ходе проверок были выявлены многочисленные случаи невыполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Свидетельством неудовлетворительного состояния законности в лесной отрасли служит, например то, что в Республике Татарстан, Волгоградской и Костромской областях, на кадастровый учет поставлено менее 10% площади лесного фонда, а всего в стране - только 18%. Такими темпами и за 20 лет не провести кадастрирования лесов! Меры, принимаемые региональными властями по возмещению ущерба также, явно, неадекватны понесенным потерям. В Вологодской области¸ например, возмещается только 6% вреда от незаконных рубок. При этом высок уровень криминализации лесной отрасли.

Прокурорам необходимо усилить надзор на этом направлении, в координации с другими правоохранительными и контрольными органами добиваться привлечения виновных лиц к ответственности за правонарушения и преступления.

Кратко о ситуации в учреждениях исполнительной системы: она, к сожалению, не улучшилась. По-прежнему распространены грубые нарушения прав лиц, находящихся в следственных изоляторах.

Особенно неблагополучная обстановка с условиями содержания следственно-арестованных отмечается в Краснодарском крае, Московской, Свердловской и Челябинской областях.

Не снижается острота вопросов, связанных с ненадлежащим лечением арестованных и осужденных лиц, высокой смертностью в СИЗО, исправительных лечебных профилактических учреждениях, нехватки помещений, лечебных препаратов, оборудования для оказания медицинской помощи.

Однако эффективность надзорной работы на этом участке явно неадекватна состоянию законности. Прокурорам необходимо принять срочные меры с тем, чтобы переломить ситуацию, обеспечить соблюдение прав осужденных и арестованных и неотвратимость наказания для виновных в нарушениях.

 

Коллеги!

 

8 сентября 2013 года впервые в единый день голосования в Российской Федерации состоятся выборы разных уровней. В 35 субъектах Федерации по новым правилам пройдут выборы губернаторов, а также выборы в региональные законодательные собрания, мэров городов, депутатов городских собраний. Во всех субъектах Федерации состоятся муниципальные выборы.

Закономерно, что особое общественное внимание приковано к  выборам глав Москвы и Московской области, республик Дагестана и Ингушетии, мэра Екатеринбурга и ряда других регионов России.

На прокуроров субъектов Федерации и подчиненных им прокуроров ложится большая ответственность за соблюдение законности на выборах. Мы должны оставаться беспристрастными, объективными и в то же время оперативно реагировать на все нарушения закона, проявления экстремизма и политически окрашенных нарушений общественного порядка.

В минувшем полугодии Генеральной прокуратурой России продолжалось активное международное сотрудничество в сфере выдачи и правовой помощи по уголовным делам. Рассмотрено более 3 тысяч запросов, достигнуты результаты в возвращении из-за рубежа похищенного имущества. Возрастает авторитет отечественной прокуратуры на международной арене.

В сентябре 2013 года мы проводим масштабное мероприятие – 18-ю Ежегодную конференцию и Общее собрание Международной ассоциации прокуроров.

В форуме примут участие свыше семисот делегатов, из числа наших зарубежных коллег, представители международных организаций. У нас появляется возможность детально обсудить важные вопросы по широкому спектру профессиональных проблем.

В первом полугодии 2013 года много сделано и в работе с кадрами. Продолжается обновление кадрового состава, в центральном аппарате создано управление служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений, к задачам которого отнесены проверки сведений  о доходах, имуществе и источниках получения средств на совершение сделок с недвижимостью и другими объектами.

Существенно увеличена наша штатная численность. Нам предстоит принять на службу большое число сотрудников, важно их качественно отобрать, обучить, и при этом, обеспечить преемственность профессиональных традиций.

 

Уважаемые коллеги!

 

В пределах регламента выступления невозможно затронуть все направления надзорной деятельности.

Впереди у нас много работы. Мы должны не просто сохранить набранный темп, но и действовать на перспективу. Этого требует большой объем стоящих перед нами задач.

 

Спасибо за внимание!





Пресс-служба Генеральной прокуратуры

Российской Федерации

 

Информационное бюро

Секретариата КСГП СНГ





 






 

Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ