Генеральной прокуратурой проверено исполнение в 2012-2013 гг. законодательства о борьбе с коррупцией в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь (далее – Министерство), а также организациях и учреждениях, находящихся в его ведомственной подчиненности.
Установлено, что в системе Министерства ежегодно сохраняется количество совершенных преступлений коррупционной направленности.
Так, если в 2012 году в сфере здравоохранения зарегистрировано 89 коррупционных преступлений, совершенных 17 лицами, то в 1 квартале 2013 г. выявлен уже 41 факт коррупции (6 лиц).
В текущем году, как и в предыдущие годы, значительная часть коррупционных преступлений (более 60%), совершенных сотрудниками системы Министерства, связана с получением незаконного материального вознаграждения за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности.
При этом преступления совершали не только рядовые сотрудники, но и руководители организаций и учреждений, подчиненных Министерству.
Проверка показала, что принимаемые Министерством меры по предупреждению коррупции в системе подчиненных организаций не имеют необходимого эффекта.
Министерством разработан план мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений и реализации Программы по борьбе
с преступностью и коррупцией на 2013-2015 гг.
В соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Беларусь от 05.10.2010 №1048 создана комиссия по противодействию коррупции (далее – комиссия), которую возглавляет первый заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь.
Однако на заседаниях комиссии в основном рассматриваются только поступающие в Министерство из правоохранительных органов информации о фактах коррупции.
Комиссией не разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям,
не выявляются возможные коррупционные риски, не устанавливаются мотивы возникновения коррупционных связей.
В некоторых учреждениях здравоохранения комиссии вообще не созданы.
В подчиненных Министерству организациях совершаются неединичные коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, которые остаются без должного внимания со стороны руководства, на заседаниях комиссии не рассматриваются, действенные меры по ним не принимаются.
В основном такие правонарушения связаны с несоблюдением государственными должностными лицами ограничений, установленных ст. 17 Закона, которая предусматривает, что государственное должностное лицо не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики) и др.
Должностными лицами учреждений здравоохранения допускались и нарушения установленного законодательством Республики Беларусь порядка проведения конкурсов. Эти нарушения согласно абзацу двенадцатому ч.1 ст.20 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» относятся к правонарушениям, создающим условия для коррупции.
Причинами и условиями, способствующими выявленным нарушениям антикоррупционного законодательства, не повлекшим уголовной либо административной ответственности, явились, с одной стороны, слабая профилактическая работа по противодействию коррупции в учреждениях здравоохранения, а с другой – незнание должностными лицами действующего законодательства и (или) посредственное отношение отдельных работников к данным обязательствам государственных должностных лиц.
Проверкой выявлены нарушения законодательства, регулирующего порядок ознакомления государственных должностных лиц с ограничениями, установленными ст.17 названного Закона, а также декларирования доходов и имущества.
Единый порядок осуществления контроля за выполнением государственными должностными лицами учреждений здравоохранения принятых обязательств по соблюдению ограничений отсутствует как в Министерстве, так и в учреждениях здравоохранения.
Не соответствует предъявляемым требованиям деятельность Министерства по противодействию коррупции методами ведомственного контроля.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства Генеральной прокуратурой Министру здравоохранения Республики Беларусь внесено представление, в котором предложено принимать действенные меры по предупреждению и искоренению коррупционных проявлений в системе Министерства.
По итогам обсуждения на заседаниях комиссии вопросов состояния работы по противодействию коррупции, с учетом возможности возникновения коррупционных рисков в конкретных сферах правоотношений, принимать меры, упреждающие факты коррупции.
Инициировать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, попустительство которых привело к преступлению.
Разработать организационно-правовые и практические меры по совершенствованию методов контроля за деятельностью должностных лиц при выдаче листков нетрудоспособности, рецептов и иных документов.
Обеспечить безусловное исполнение требований законодательства о декларировании доходов и имущества.
Провести обучающие мероприятия по изучению законодательства, регулирующего порядок закупок товаров (работ и услуг), установив
в пределах компетенции действенный контроль за его исполнением.
Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Министерства и подведомственных ему организаций, виновных в ненадлежащей организации работы по противодействию коррупции.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры
Республики Беларусь
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ