12.12.2014
В марте прошлого года мы провели первый форум тюремной реформы и ровно год
назад, 12 декабря 2013 года в этом зале состоялась презентация концепции
«10 мер по снижению «тюремного населения».
Предложенная тогда концепция нашла свое полное отражение в новых редакциях
Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.
В том числе, по нашей инициативе снижена репрессивность уголовного закона (с
46 до 44 %). который теперь более ориентирован на применение
наказаний, не связанных с лишением свободы.
Введен новый институт службы пробации, с расширением и переориентацией
функций уголовно-исполнительных инспекций на ресоциализацию осужденных и их
адаптацию в обществе.
Закреплена
компетенция местных исполнительных органов в вопросах содействия трудового,
бытового устройства освободившихся заключенных.
Расширен спектр применения электронных средств слежения, сокращены сроки
предоставления досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом.
Введены 6 степеней (категорий) поведения по которым определяется вид режима
и условия отбывания наказания.
Эти и другие меры можно считать отправной точкой пенитенциарной реформы,
проводимой в Казахстане по поручению Главы государства – Нурсултана Абишевича
Назарбаева.
Наряду с законодательными мерами по снижению «тюремного населения», в
текущем году на заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры были рассмотрены
вопросы пенитенциарного здравоохранения, профилактики рецидивных преступлений,
противодействия распространению в местах лишения свободы влияния криминальных
лидеров и радикалов экстремистского толка.
Реализация выработанных на этих заседаниях рекомендаций является очередным
шагом на пути к поставленным Главой государства задачам реформирования
пенитенциарной системы Казахстана.
Вместе с тем,
согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до
2020 года, одним из наиболее актуальных вопросов системы исполнения уголовных
наказаний является решение проблем трудовой занятости лиц, осужденных к лишению
свободы.
Именно поэтому в новом Уголовно-исполнительном кодексе нашли свое отражение
нормы по обеспечению заключенных рабочими местами.
Это, наряду с достойным вознаграждением за труд, профессиональной
ориентацией и обучением, является ключевым моментом по снижению тюремного
населения в целом, в том числе в контексте общей профилактики преступности.
Развитие системы социальной защиты населения, к которым относятся и
осужденные, является одной из задач, поставленных Главой государства в
программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к
Обществу Всеобщего Труда».
В ней отмечено, что сегодня труд - как решающий национальный фактор в
условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции,- должен быть выдвинут на
первый план.
Именно поэтому тема второго форума тюремный реформы – «Занятость в
колониях».
Сегодня трудом в колониях обеспечены только 49% от всех трудоспособных
осужденных заключенных (13,5 из 27,2 тысяч), а это лишь 30% от общего
контингента исправительных учреждений (43 500 заключенных).
С 1987 года не производилось обновление производства. На сегодня более 59%
оборудования морально и физически устарело, 25,8% – в нерабочем состоянии.
В результате, 40% выпускаемой продукции неконкурентоспособно.
И здесь основная задача государства состоит в том, чтобы сделать труд в
местах лишения свободы стимулирующим, многопрофильным, обеспечивающим не только
достойное вознаграждение, но и способствующим приобретению и развитию
профессиональных навыков осужденных в различных отраслях производства.
Решение указанных проблем будет способствовать не только ресоциализации
осужденных, но и наряду с поддержкой государства и предпринимательского
сообщества, продуманным менеджментом позволит существенно сократить расходы
государства на содержание заключенных, а в идеале – перевести колонии на полное
самообеспечение.
Кроме этого, получая зарплату, заключенный сможет не только содержать себя,
но и оказывать материальную помощь своей семье и близким родственникам.
Это также позволит решить одну из наиболее острых проблем возмещаемости
ущерба потерпевшим и государству.
Сегодня задолженность осужденных достигла 29 млрд. тенге, в том числе
государству – свыше 17 млрд.
Из них погашено менее 1% или 264 млн., в т.ч. в доход государства - 55 млн.
В условиях новой индустриально-инновационной экономики, развития малого и
среднего бизнеса, человек труда всегда будет востребованным.
Поэтому совершенно очевидно, что заключенный, не утрачивая либо приобретая
в колонии трудовые навыки и способности, сможет по освобождению безболезненно
влиться в гражданское общество.
По выходу из колонии у него на счету будут накопления, столь необходимые в
первые дни на свободе.
Эти факторы
также повлияют и на профилактику рецидивов преступлений.
Все это еще раз
подтверждает актуальность рассматриваемого сегодня вопроса.
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ