13.01.2015
По требованию Генеральной
прокуратуры за год только во Франции и Италии была арестована элитная
недвижимость беглых олигархов и чиновников на сотни миллионов евро. Направлены
запросы о выдаче почти 400 граждан с криминальной историей, причем каждого
четвертого выдавали из стран дальнего зарубежья. Несмотря на санкции,
российские прокуроры активно сотрудничают с иностранными коллегами по многим
резонансным делам. Прокуратура отклонила 4 миллиона незаконных запросов о
проверке бизнеса. Эту важную информацию в эксклюзивном интервью
"Российской газете" сообщил Генеральный прокурор России Юрий Чайка.
Юрий Яковлевич, насколько
эффективно прокуратуре удается возвращать украденные и вывезенные из России
капиталы и ценности? Не изменилось ли отношение к нам иностранных партнеров в
связи с введением санкций против России?
Юрий Чайка: Введение санкций против
России практически не повлияло на наше взаимодействие с зарубежными коллегами.
В ушедшем году мы рассмотрели около полутора тысяч запросов компетентных
органов иностранных государств о выдаче преступников из России. Зарубежные
партнеры, в свою очередь, получили от нас около 400 запросов о выдаче нам
беглецов.
При этом каждый четвертый из уже выданных в Россию лиц
возвращен из стран "дальнего зарубежья". Как правило, за год мы
рассматриваем порядка 10 тысяч запросов о выдаче и правовой помощи, как
поступивших из-за рубежа, так и предназначенных для направления иностранным
партнерам.
В прошлом году французские суды, заслушав представителей
российской прокуратуры, дважды своими решениями подтвердили обоснованность
запросов России о выдаче бывшего министра финансов Московской области Кузнецова
и казахстанского олигарха Аблязова. Эти лица по нашим требованиям находятся во
Франции под стражей уже в течение полутора лет. Окончательные решения по их
делам ожидаются в этом году.
Также нам удалось добиться выдачи из Эквадора крупного
наркосбытчика Ивана Савкича. В течение двух лет, пока он содержался по нашему
требованию в Эквадоре под стражей, его лишили гражданства этой страны.
Несмотря на отсутствие договора о выдаче между Россией и
Эквадором, он был передан представителям российских правоохранительных органов.
В декабре на нас инициативно вышли американские коллеги с
предложением возобновить деятельность совместной рабочей группы,
функционировавшей ранее в течение трех лет. Первое ее заседание американцы
предложили провести в Москве уже в первом квартале 2015 года.
Как видите, международное правовое сотрудничество не
только продолжается, но и развивается.
Деньги и ценности тоже
возвращаются в Россию?
Юрий Чайка: Несомненно. Мы активно
сотрудничаем с зарубежными коллегами по вопросам розыска, ареста, конфискации и
возврата денежных средств и имущества, полученных преступным путем и незаконно
вывезенных за рубеж.
Так, только в 2014 году компетентные органы Франции и
Италии по нашим требованиям арестовали шесть крупных объектов недвижимого
имущества, в том числе элитные особняки и отели в курортных зонах, на сотни
миллионов евро по уголовным делам в отношении Березовского, уже упомянутого
мною Кузнецова и других лиц.
Несмотря на то что формальными собственниками этих
объектов недвижимости являются иностранные юридические лица, суды учли наши
доводы о том, что они приобретались на средства, полученные в России преступным
путем.
Из Швейцарии возвращены активы бывшего члена Совета
Федерации Игоря Изместьева, осужденного в России к пожизненному лишению
свободы. Несколько лет мы вели эту работу в целях исполнения приговора
российского суда в части выплаты компенсации родственникам тех, кто погиб от
рук членов его банды. В настоящее время люди получили эти деньги - около 10
миллионов рублей. Таким образом, мы можем говорить об исполнении решения
российского суда за счет финансовых средств, находившихся за рубежом.
Откуда еще возвращаются
деньги, добытые криминальным путем?
Юрий Чайка: На основании запроса
Генпрокуратуры по делу о незаконной банковской деятельности компетентными
органами Латвии наложен арест на сумму, эквивалентную 11 миллиардам рублей, и
получено решение латвийского суда о перечислении всех этих средств в Россию.
Часть денег уже переведена.
В мае 2014 года из Германии возвращена икона святых Петра
и Павла, которая была похищена в 1999 году из храма на территории Костромской
области. Согласно заключению искусствоведческой судебной экспертизы, эта икона
имеет особую культурную ценность.
Генпрокуратуре приходится отстаивать в иностранных судах
уже арестованное по нашим запросам имущество, противодействуя попыткам
обвиняемых с использованием третьих "подставных" лиц вывести его
из-под ареста. Так, буквально в начале декабря французский суд отказал в
удовлетворении такого иска одному прибалтийскому банку.
Украина просила Россию
выдать Януковича? И вообще есть ли сейчас контакты между прокуратурами двух стран
или они заморожены?
Юрий Чайка: Запросы о выдаче
украинских политических деятелей, в том числе и Януковича, из компетентных
органов Украины пока не поступали. При поступлении таких запросов они будут
рассматриваться в соответствии с международными договорами и законодательством
России.
В целом у нас сохраняются необходимые контакты с
генеральной прокуратурой Украины, в том числе мы направляем запросы о правовой
помощи российских следственных органов и рассматриваем аналогичные запросы
украинской стороны.
Сейчас в стране непростая
экономическая ситуация. Чем прокуратура может помочь простым гражданам?
Юрий Чайка: Сфера применения наших
полномочий весьма широка. В поле зрения прокуроров находятся вопросы соблюдения
законодательства о гарантиях социально уязвимым категориям населения на
медицинское, лекарственное и жилищное обеспечение. Мы защищаем права граждан на
своевременное получение заработной платы, доступное образование, благоприятную
природную среду.
В центре нашего внимания остаются устранение правонарушений
в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прозрачности и обоснованности
установления тарифов по оплате ЖКХ. Прокуроры следят за соблюдением прав
граждан при получении ими компенсаций в случае стихийных бедствий.
Отдельные усилия в 2014 году были направлены на пресечение
случаев необоснованного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную
продукцию, фактов ценовых сговоров.
В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой
Отечественной войне мы ориентировали всех прокуроров страны задействовать весь
арсенал прокурорских полномочий для защиты прав ветеранов и членов их семей.
Есть ли уже результаты
прокурорских проверок в связи с массовыми банкротствами туристических фирм?
Юрий Чайка: По поручению Генеральной
прокуратуры прокурорами 15 субъектов проведена проверка исполнения
законодательства в деятельности туристических организаций.
Выявлены многочисленные факты нарушения прав граждан. В
Краснодарском, Пермском краях, Волгоградской, Воронежской, Нижегородской,
Ростовской, Самарской, Челябинской областях, Москве и Санкт-Петербурге имели
место случаи включения в договоры с гражданами таких обстоятельств, как
непредвиденный рост транспортных тарифов, введение новых или повышенных
действующих налогов и сборов, изменение курса национальных валют, при которых
возможно осуществление перерасчета стоимости туристского продукта. При этом
нередко туристы, не согласившиеся с изменениями цены договора, могли отказаться
от его исполнения лишь при условии оплаты фактически понесенных организацией
расходов по его исполнению.
Повсеместно прокурорами выявлены факты установления в
договорах штрафных санкций для потребителя в случае его отказа от исполнения
договора.
В целом прокурорами вскрыто около 1700 нарушений закона,
для устранения которых внесено свыше 600 представлений, возбуждено более 600
дел об административном правонарушении.
В последнее время много
говорится о защите прав предпринимателей от необоснованных и незаконных
проверок, а как с этим обстоят дела на практике?
Юрий Чайка: Уже в течение пяти лет
прокуроры осуществляют работу по формированию ежегодных Сводных планов
проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также
согласованию выездных внеплановых проверок.
Реализация указанных полномочий в сфере государственного и
муниципального контроля стала серьезным препятствием для незаконных проверок:
только при формировании ежегодных сводных планов таких за последние пять лет
отклонено свыше 4 миллионов.
За тот же период прокурорами рассмотрено около 200 тысяч
обращений органов контроля всех уровней о согласовании проведения выездных
внеплановых проверок субъектов предпринимательства. При этом решения об отказе
в их согласовании приняты почти в половине случаев, что позволило предотвратить
незаконное вмешательство в деятельность около 80 тысяч хозяйствующих субъектов.
С будущего года все
проверки бизнеса пойдут под вашим контролем? Удастся ли предотвратить те,
которые носят заказной характер?
Юрий Чайка: В прошедшем году по
поручению президента России был подготовлен и внесен в Государственную Думу
законопроект, наделяющий органы прокуратуры полномочиями по ведению Единого
реестра проверок хозяйствующих субъектов, содержащего сведения об основаниях,
сроках и результатах проведения как плановых, так и внеплановых проверок, принятых
мерах по пресечению и устранению выявленных нарушений закона. Надеюсь, что в
ближайшее время он вступит в силу.
Именно об этом говорил президент России в своем Послании
Федеральному Собранию. В частности, он отметил, что реестр "позволит
отсечь немотивированные, еще хуже, "заказные" визиты
контролеров", обеспечит прозрачность осуществления государственного и
муниципального контроля, будет способствовать повышению его эффективности.
В конце декабря глава
государства утвердил поправки в Закон "О прокуратуре РФ", которые, в
частности, предоставляют прокурорам определенные полномочия в надзоре за
Следственным комитетом. То есть речь идет снова об усилении надзора за
следствием?
Юрий Чайка: В силу требований
федерального закона органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением
законов органами государственной власти. Это касается всех видов
законодательства: о противодействии коррупции, о федеральной государственной
службе, о государственных закупках, об обороте оружия, об обращениях граждан и
других. В то же время Следственный комитет выпадал из этого правового поля.
Сейчас этот недостаток устранен.
Вместе с тем ни о каком "урезании прав"
Следственного комитета речи не идет: процессуальные и иные полномочия, которыми
наделен этот федеральный государственный орган, а также права прокуроров в
части надзора за производством предварительного следствия остаются неизменными.
Хотя поводов говорить о необходимости усилить прокурорский
надзор за счет увеличения полномочий достаточно.
А что, много нарушений
допускается в ходе расследования уголовных дел?
Юрий Чайка: Действительно, всеми
органами предварительного расследования закон нередко нарушается еще до
возбуждения уголовного дела. Ежегодно прокуроры выявляют массу случаев, когда
людям отказывают в приеме их заявлений о преступлениях при наличии бесспорных
поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Отмененные прокурорами
постановления об отказе в возбуждении уголовного дела исчисляются миллионами.
Нередко нарушаются правила проведения оперативно-разыскных мероприятий, причем
зачастую вследствие незнания закона. Много нарушений допускается и при
производстве предварительного расследования.
Всего за 10 месяцев 2014 года прокурорами выявлено 4,4
миллиона нарушений закона на стадии досудебного производства. Из них
значительная часть - 2,9 миллиона допущены в рамках приема и рассмотрения
сообщений о преступлениях.
Что бы вы изменили
сегодня в уголовно-правовой системе государства?
Юрий Чайка: В первую очередь важно
устранить недостатки, проявившиеся при реализации положений закона о так
называемой "сделке с правосудием". По нашему мнению, виновный,
заключивший подобное соглашение, прежде должен выполнить свои обязательства по
содействию правосудию. Пока же, наоборот, ему сначала идут на уступки, выносят
либеральный приговор, и лишь затем осужденный дает нужные показания в суде. При
этом сама суть правового института, призванного содействовать в изобличении
организованной преступности и коррупции, нередко страдает из-за стремления
недобросовестных следователей упростить свою работу по сбору доказательств.
Требует существенной корректировки и сложившаяся практика
рассмотрения уголовных дел судом в особом порядке - когда обвинительный
приговор подсудимому в случае признания им вины выносится без исследования
доказательств.
Данная форма правосудия, применяемая в среднем по 60
процентов всех рассмотренных судом дел, на сегодня вызвала озабоченность со стороны,
как законодателей, так и правоприменителей. Даже комиссар Совета Европы по
правам человека Муйжниекс отметил, что широкое применение особого порядка с
учетом возможности признания вины обвиняемым, в том числе и в случае его фактической
невиновности, требует принятия надлежащих законодательных мер.
Кроме того, подчеркну, что при таком значительном
количестве рассмотренных в упрощенном порядке уголовных дел число допускаемых
нарушений законодательства, в том числе конституционных прав граждан, не только
не снижается, но и растет. Это не случайно. Привычка идти по более простому
пути пагубно сказывается на профессиональных навыках и качестве следствия.
Снижается квалификация следователей, прокуроров, да и судей тоже.
В то же время я не сторонник многочисленных
специализированных законодательных инициатив. Полагаю, что в большинстве
случаев нужно не подстраивать закон под конкретную ситуацию, а совершенствовать
практику его применения.
То есть все-таки выход в
усилении прокурорского надзора?
Юрий Чайка: Реализация концептуальной
идеи разделения следствия и надзора за ним не предполагают возвращения
прокурору полномочий, которыми он обладал до 2007 года. И мы это прекрасно
понимаем.
Вместе с тем не побоюсь повториться - лишение прокуроров
ряда надзорных функций привело к очевидному дисбалансу правозащитного
механизма.
Мне могут возразить, что у прокурора есть право требовать
от органов предварительного расследования устранения выявленных им нарушений.
Да, такое право есть, но законодатель не обеспечил исполнение соответствующих
актов в императивной форме, что позволяет руководителям органов следствия
заявлять о несогласии с ними.
Процедура обжалования прокурором такого решения приводит к
существенному затягиванию процесса устранения выявленных нарушений федерального
законодательства.
Как это ни парадоксально, но по делам следователей
прокурор ограничен даже в возможности повлиять на обеспечение одной из основных
конституционных гарантий - права на свободу и личную неприкосновенность.
Например, в вопросах избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
сегодня доминирует следователь.
Мы же настаиваем на том, чтобы ходатайство следователя об
аресте рассматривалось судом только при согласии с ним прокурора. С этим
согласны даже наши процессуальные оппоненты - адвокаты.
Кроме того, на наш взгляд, прокурор должен быть наделен
правом в установленном порядке возбуждать и расследовать уголовные дела в
отношении специальных субъектов: следователей, судей, прокуроров, адвокатов -
возбуждать уголовные дела при отмене незаконных постановлений об отказе в
возбуждении уголовного дела и по результатам проведенной прокурорской проверки,
а также принимать к своему производству уголовное дело о любом преступлении.
Убежден, что время расставит все на свои места и баланс
будет восстановлен.
Юрий Яковлевич, 12 января
у вас профессиональный праздник - День работника прокуратуры, что бы вы
пожелали своим коллегам?
Юрий Чайка: Абсолютное большинство
российских прокуроров всегда отличалось высоким представлением о долге и
справедливости, неуклонным желанием честно служить своему Отечеству и народу.
Хочу поблагодарить и поздравить с праздником всех работников российской
прокуратуры, всех тех, кто честно и ревностно выполняет свой профессиональный долг!
По материалам пресс-службы
Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-546315/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ