27.03.2015
24 марта 2015 г., в
Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание
коллегии, на котором были обсуждены итоги работы органов прокуратуры в 2014 г.
и определены задачи по укреплению законности и правопорядка в 2015 г.
В работе коллегии приняли участие Президент Российской Федерации
Владимир Путин, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка,
ответственные должностные лица Администрации Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, представители Государственной Думы и Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судебных органов,
федеральных органов исполнительной власти, заместители Генерального прокурора
Российской Федерации, руководители подразделений Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, Академии Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации,
приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных
прокуратур, представители общероссийских общественных организаций.
Заседание коллегии открыл Президент Российской Федерации
Владимир Путин.
С основным докладом выступил Генеральный прокурор Российской
Федерации Юрий Чайка.
Как
отметили участники коллегии, всего в истекшем году органами прокуратуры при
осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства выявлено
почти 5 млн. нарушений законодательства, принесено 406,9 тыс. протестов,
направлено 805,5 тыс. исков (заявлений), внесено 701,3 тыс. представлений, по
результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности
592,9 тыс. должностных лиц. По постановлениям прокуроров привлечено к
административной ответственности более 284 тыс. лиц, в том числе за нарушение
порядка рассмотрения обращений граждан привлечено 5,4 тыс. должностных лиц.
Направлено в органы следствия в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ 28 755
материалов, по которым возбуждено 24,6 тыс. уголовных дел.
Значительные усилия органов прокуратуры были нацелены на
укрепление законности в жилищно-коммунальной сфере. Первостепенное внимание
уделялось вопросам обеспечения устойчивого функционирования
жилищно-коммунального комплекса, соблюдения законодательства при установлении
тарифов и начислении платы за коммунальные услуги, подключении к объектам
коммунальной инфраструктуры, распоряжении финансовыми ресурсами
жилищно-коммунальной сферы. Прокурорами выявлялись нарушения, связанные с
ненадлежащими выбором способа и осуществлением управления многоквартирными
домами, реализацией организациями ЖКХ инвестиционных и производственных
программ, факты неправомерного взимания с граждан платежей, не предусмотренных
действующим законодательством, расходования собранных средств и др.
Проверками выявлялись факты нарушения принципов тарифного
регулирования (Краснодарский край, Владимирская, Костромская, Омская области, г.
Санкт-Петербург), ненадлежащего выполнения своих функций контрольно-надзорными
ведомствами, а в ряде случаев злоупотреблений должностных лиц органов власти
(Республика Карелия, Пермский край, Челябинская область и другие субъекты).
Например, межрайонным отделом Управления ФССП России по Республике Ингушетия в
рамках исполнительного производства допущено незаконное перечисление в адрес
акционерного общества 335 млн. руб., которые в дальнейшем были переведены на
счета сторонних организаций и обналичены. На основании материалов прокурорской
проверки по данному факту возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ
(превышение должностных полномочий), по которому в настоящее время проводятся
следственные действия.
По материалам прокурорских проверок Федеральной службой по
тарифам возбуждено 10 административных дел в отношении региональных органов
тарифного регулирования, часть из которых уже рассмотрены с назначением штрафов
на общую сумму 300 тыс. руб.
Организованные временные приемные Генерального прокурора Российской
Федерации позволили оказать юридическую помощь гражданам, восстановить их права
на бесперебойное предоставление коммунальных услуг, добиться произведения
перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, понудить региональные и
муниципальные органы власти к надлежащему осуществлению возложенных на них
функций.
Всего в истекшем году прокурорами в целях устранения нарушений
законодательства в сфере ЖКХ внесено 75,6 тыс. представлений, по их инициативе
привлечено к дисциплинарной ответственности 49 076 лиц, к административной – 18
751 лицо, направлено в суды 52,5 тыс. исков, для решения вопроса об уголовному
преследовании – 1 127 материалов.
На
постоянной основе органами прокуратуры Российской Федерации осуществляется
надзор за соблюдением трудовых прав граждан.
Прокурорами в 2014 году выявлено более 730 тыс. нарушений
законодательства в сфере оплаты труда. Мерами прокурорского реагирования в 2014
г. удалось погасить задолженность по заработной плате работникам в размере
около 7 млрд. руб.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации с августа 2014 г.
реализуется комплекс мероприятий, направленных на безотлагательное выявление и
пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на
сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, в условиях установленного
запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров отдельных категорий. В целях
противодействия правонарушениям в сфере ценообразования на продукты питания
создана межведомственная рабочая группа с участием представителей ряда министерств
и ведомств.
Прокурорами субъектов Российской Федерации осуществлялись
проверки исполнения законодательства о ценообразовании на внутреннем
продовольственном рынке, мониторинг ситуации, пресечение фактов ценового
сговора, противоправных действий поставщиков продукции, импортеров,
фирм-посредников, иных нарушений законодательства на товарных рынках, влекущих
нарушения прав потребителей. По инициативе прокуратуры в Московской и
Тамбовской областях в магазинах розничной торговли органами Роспотребнадзора
сняты с реализации продукты, запрещенные к ввозу на территорию страны.
В связи со сложившейся ситуацией на рынке туристских услуг и в
целях защиты прав граждан проведена проверка исполнения законодательства об
основах туристской деятельности. По результатам проверки органами прокуратуры
выявлено около 1700 нарушений закона, в целях устранения которых внесено свыше
600 представлений, возбуждено более 600 дел об административном правонарушении.
Реализация
органами прокуратуры полномочий по формированию ежегодного сводного плана
проведения плановых проверок оказывает существенное воздействие на состояние
защиты прав предпринимателей. План на 2015 год сформирован и размещен в сети
Интернет. Прокурорами из предложенных более 900 тыс. проверок включены плановые
проверки лишь в отношении 400 тыс. хозяйствующих субъектов, при этом более 40%
проверочных мероприятий будут проводиться контролерами совместно. В 2014 году
прокурорами рассмотрено около 37 тыс. обращений о согласовании проведения
выездных внеплановых проверок субъектов предпринимательства. При этом решения
об отказе в их согласовании приняты в 40% случаев. Наибольшее количество
отказов в согласовании внеплановых проверок прокурорами выносилось в связи с
отсутствием оснований для их проведения (61 %).
Всего в 2014 году прокурорами выявлено и пресечено свыше 143
тыс. нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, по результатам
рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и
административной ответственности привлечено около 21 тыс. лиц, возбуждено 50
уголовных дел.
Повсеместно прокурорами выявлялись случаи размещения в сети
Интернет распространения запрещенной или ограниченной к распространению
информации. В Калужской, Московской, Саратовской, Свердловской, Тюменской,
Челябинской областях прокурорами пресечены факты распространения с
использованием сети Интернет алкогольной продукции в ночное время. Широко
распространена практика незаконной реализации через сеть Интернет лекарственных
средств и медицинских изделий. В отдельных регионах выявлены интернет-сайты, на
которых размещена информация о незаконных способах уклонения от воинской
обязанности и военной службы, в том числе путем симуляции заболеваний и подкупа
должностных лиц.
В центре внимания прокуроров в истекшем году находились также
актуальные вопросы надзора за исполнением бюджетного, банковского земельного,
природоохранного законодательства, законодательства об обеспечении промышленной
и транспортной безопасности, использовании государственной и муниципальной
собственности, функционировании оборонно-промышленного комплекса, защиты прав
граждан в социально сферы, защиты интересов государства и общества.
Несомненно, глобальной угрозой для государства и общества
продолжает оставаться экстремизм. Остается острой проблема распространения
радикальных идей, особенно в сети Интернет, популяризации идей нацизма,
пропаганды насилия и жестокости.
В истекшем году прокурорами заявлено около 26,5 тыс. исков, в
том числе о признании материалов экстремистскими. На сегодняшний день по заявлениям
судами в федеральный список их включено свыше 2,5 тыс. Удалена противоправная
информация более чем с 3 тыс. интернет-страниц.
Всего
прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов о федеральной
безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и
терроризму выявлено почти 224 тыс. нарушений закона. Для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела направлено 180 материалов, возбуждено 135 дел. В
течение года зарегистрировано 1034 преступления экстремистской направленности и
1128 террористической.
Проведенные проверки в сфере противодействия незаконной
миграции: в минувшем году органами прокуратуры выявлено около 2 тыс. «резиновых
квартир», в которых незаконную регистрацию получили 35 тыс. иностранцев. В
целях прекращения фиктивной регистрации прокурорами в суды направлено более 6,5
тыс. заявлений.
Не снижалась активность борьбы с коррупцией. В 2014 году
органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 381 тыс. нарушений
закона в сфере противодействия коррупции, в том числе 54,3 тыс. незаконных
правовых актов. Всего в ходе проведения антикоррупционной экспертизы
прокурорами изучено 848,6 тыс. нормативных правовых актов.
Только в 2014 году в связи с выявленными прокурорами нарушениями
требований законодательства о противодействии коррупции Указами Президента
Российской Федерации от замещаемых должностей освобождены Губернатор Брянской
области Николай Денин, заместитель начальника ГУ МВД России по г. Москве –
начальник ГСУ Владимир Морозов и начальник УМВД России по Ивановской области
Александр Никитин.
С целью устранения выявленных нарушений антикоррупционного
законодательства прокурорами принесено свыше 52 тыс. протестов, направлено 15,8
тыс. исков (заявлений) в суды на сумму почти 1,5 млрд. руб., внесено более 80
тыс. представлений, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 84,8
тыс. должностных лиц, к административной – свыше 11,4 тыс. лиц, объявлено более
5 тыс. предостережений о недопустимости нарушения закона, 4 770 материала
направлены для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37
УПК РФ, по ним возбуждено 4 098 уголовных дел. Всего в истекшем году в суды
направлено более 13 тыс. (в 2013 г. – 12 тыс.) уголовных дел.
Вместе с тем в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения
числа зарегистрированных преступлений коррупционного характера, которая
продолжилась и в 2014 году – по итогам года общее число выявленных
общественно-опасных деяний коррупционной направленности сократилось на 24,2 %
(с 42 506 до 32 204). К числу объективных факторов, влияющих на эту динамику,
относятся осуществляемые органами прокуратуры меры по повышению достоверности
статистического учета коррупционных преступлений (за год прокурорами снято с
учета порядка 3 тыс. преступлений коррупционной направленности),
переориентирование правоохранительных органов на достижение качественных, а не
количественных показателей работы, а также изменения в законодательстве и
практика прокурорского надзора, способствующие профилактике коррупционных
преступлений.
С целью выработки единой стратегии борьбы с коррупцией активно
использовались такие формы координации как функционирование межведомственных
рабочих групп по противодействию коррупции. В настоящее время в России создано
2 798 таких межведомственных рабочих групп.
Продолжалась работа по активизации сотрудничества Генеральной
прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами по вопросам выдачи и
оказания правовой помощи по уголовным делам. По запросам иностранных государств
Генпрокуратурой приняты решения о выдаче из России в отношении 915 лиц.
Иностранными государствами для уголовного преследования в России выдано 198
лиц. Наибольшее число лиц было выдано Испанией, Черногорией, Болгарией,
Германией, Финляндией и Францией. Рассмотрено 6 614 российских и иностранных
запросов о правовой помощи по уголовным делам.
Деятельное участие представителей органов прокуратуры в
мероприятиях международного характера двустороннего и многостороннего формата,
в том числе в 19-й Ежегодной конференции и Общего собрания Международной
ассоциации прокуроров в ноябре 2014 г. в Дубае, а также организация Генеральной
прокуратурой Российской Федерации таких мероприятий, как Байкальская
международная конференция в августе 2014 г. в Иркутске и международный семинар
по вопросам сотрудничества в сфере выдачи и оказания правовой помощи по
уголовным делам с участием представителей компетентных органов государств
Восточной и Юго-Восточной Азии в сентябре 2014 г. во Владивостоке,
способствовало росту авторитета Генеральной прокуратуры Российской Федерации у
наших коллег в иностранных государствах, а также в международных организациях.
Кроме того, проделана большая работа по укреплению
международно-правовой базы сотрудничества государств в сфере уголовного
судопроизводства. По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина
впервые подписаны Генеральным прокурором Российской Федерации от имени РФ
российско-эмиратские договоры о выдаче и взаимной правовой помощи по уголовным
делам (Абу-Даби, 25 ноября 2014 г.).
По инициативе органов прокуратуры федеральными органами власти
рассмотрены и внесены изменения, поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный
кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
другие федеральные законы.
В связи с вхождением в состав Российской Федерации Республики
Крым и г. Севастополя принят целый комплекс организационно-практических мер по
организации и обеспечению работы прокуратур этих субъектов в системе органов
российской прокуратуры.
Также в ходе коллегии выступили ряд прокуроров субъектов
Российской Федерации.
По итогам состоявшегося мероприятия был разработан комплекс мер,
направленных на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по
реализации стоящих перед ними задач по защите интересов государства и прав
граждан.
Глубокоуважаемый
Владимир Владимирович!
Уважаемые
коллеги!
Прошедший год был насыщен знаковыми событиями, нередко противоположными по своей эмоциональной окраске. В этих условиях Российская прокуратура в очередной раз продемонстрировала способность, сохраняя надзорные приоритеты, в координации с другими органами власти и правоохранительными органами оперативно реагировать на возникающие новые вызовы и угрозы.
Происходящие на Украине политические и националистические процессы потребовали дополнительных усилий по решению проблем беженцев, противодействию экстремистским проявлениям и пресечению нарушений в сфере экономики.
Вместе с тем, продолжалась работа, в соответствии с утвержденными планами надзорных и координационных мероприятий, а также во исполнение поручений руководства страны.
Всего при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорами пресечено 5 млн. нарушений. В защиту интересов граждан и государства предъявлено 800 тыс. исков на сумму 29 млрд. руб., причем 90% из них судами уже удовлетворено.
В административном и дисциплинарном порядке наказано 900 тыс. нарушителей закона, возбуждено 24 тыс. уголовных дел.
***
В непростых экономических условиях, как никогда, актуальной была работа прокуроров по защите трудовых прав граждан, в первую очередь на своевременную оплату труда.
За допущенные в этой сфере нарушения к различным видам ответственности привлечено 100 тыс. виновных лиц, мерами прокурорского реагирования удалось погасить долги по зарплате почти на 8 млрд. руб.
Но остается проблема своевременного выявления скрытой задолженности. Прокурорам следует незамедлительно реагировать в случаях недостаточно эффективной работы в этом направлении территориальных органов Роструда и Росстата.
С учетом реального ухудшения ситуации на рынке труда крайне важен постоянный ее мониторинг. В первую очередь это относится к соблюдению прав работников при сокращении штатов, ликвидации и банкротстве предприятий, вопросам трудоустройства граждан, а также полноты и своевременности получения ими заработной платы. Обращаю внимание прокуроров Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской, Мурманской, Тверской и Ростовской областей, в которых зафиксирован наибольший размер просроченной задолженности, на необходимость принятия более оперативных и действенных мер.
Значительное внимание в прошедшем году было уделено надзору за соблюдением прав пенсионеров и инвалидов. В их интересах прокурорами предъявлено 40 тыс. исков на сумму 3 млрд. руб.
Многое сделано в целях создания
безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.
Однако еще
многие социально незащищённые категории населения
нуждаются в нашей помощи.
В минувшем
году из-за недостаточности бюджетных средств только треть инвалидов смогли
воспользоваться правом на бесплатное санаторно-курортное лечение.
Нехваткой
финансов ряд должностных лиц органов власти пытаются
объяснить и несоблюдение прав ветеранов
Великой Отечественной войны на предоставление
жилья и иной социальной поддержки.
Я уже не раз
говорил, что мы обязаны сделать все для того, чтобы ни один ветеран не остался без
помощи. В преддверии празднования 70-летия Победы
иное означало бы забвение их величайшего подвига.
Поручаю прокурорам лично разобраться с каждым обращением ветеранов Великой Отечественной
войны, принять исчерпывающие меры по защите их законных прав. О результатах
доложить в Генеральную прокуратуру.
В числе бессменных приоритетов органов прокуратуры в прошедшем году оставалась охрана прав несовершеннолетних. В стране много государственных органов, которые отвечают за различные направления жизни детей. Однако, как показывает практика, на деле эффективность их работы далека от совершенства.
Мы жестко реагировали на допускаемые ими нарушения законов. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 162 тыс. виновных лиц. В суды направлено 103 тыс. исков, в том числе по вопросам выплат материнского капитала, доступности образования, лекарственного обеспечения, организации отдыха несовершеннолетних.
Остается сложной ситуация с обеспечением жильем и соблюдением иных социальных прав детей-сирот.
Много нарушений в сфере дошкольного образования. Не во всех регионах в полной мере исполняется Поручение Президента страны по обеспечению детей местами в детских садах.
С учетом имеющихся полномочий решайте эти вопросы совместно с органами власти, не подменяя деятельность контролирующих органов.
В течение прошлого года прокурорами пресечено свыше 1 млн. нарушений в сфере экономики, по нашим материалам возбуждено более 7,5 тыс. уголовных дел.
Особое значение придавалось сохранности и целевому использованию государственной собственности. Достигнуты определенные результаты по выявлению и пресечению нарушений градостроительного, земельного, бюджетного, банковского и налогового законодательства.
На протяжении ряда лет мы наращиваем усилия по санкционированию постановлений налоговых органов о наложении ареста на имущество организаций-неплательщиков. И результаты есть. Только в прошедшем году число соответствующих решений прокуроров возросло почти на треть (+30,5%), сумма взысканий в бюджет по которым составила без малого 10 млрд. руб.
Однако эта работа налажена не везде. В ряде регионов такие меры практически не применяются (среди них города Москва и Санкт-Петербург, Хабаровский край, Амурская, Кемеровская, Новосибирская и Свердловская области).
При проведении сверки Генеральной прокуратурой установлены расхождения статистических данных о наложении ареста, представленных прокурорами и региональными налоговыми органами.
Считаю это иллюстрацией недостаточного взаимодействия с ними. Контроль за реальным погашением задолженности должен быть обеспечен. Это особенно важно в текущих экономических условиях.
Почти 2 года назад на заседании Госсовета Президентом страны жестко очерчены задачи по наведению порядка в лесной отрасли. Положение заметно меняется в лучшую сторону, но процесс явно требует ускорения.
Сохраняется большая задолженность лесопользователей перед государством, которая в целом по стране достигла 9 млрд. руб. В частности, в Свердловской области ее размер превысил 400 млн. руб., в Республике Карелия – 320 млн. руб.
Практически нет поступлений от возмещения ущерба на сумму более 10 млрд. руб. в результате незаконных рубок леса. А ведь это тоже могло и должно было пополнить бюджет.
В случае не предъявления уполномоченными органами исков о взыскании неплатежей,
прокурорам следует решать вопрос об
ответственности виновных.
Ну и, конечно, в преддверии пожароопасного периода необходимо
своевременно организовать эффективные проверки по уже отработанной схеме.
Запоздалое решение проблем неизбежно приводит к нарушениям прав граждан. Поэтому в прошлом году, как и на протяжении последних лет, под нашим пристальным контролем оставалась сфера жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на
принимаемые меры, проблем в данном секторе экономики по-прежнему много. Не искоренены случаи некачественного предоставления
коммунальных услуг и злоупотребления при
установлении тарифов.
Считаю, что преодоление этих негативных фактов является одной из
основных задач вновь созданного Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства. Вам необходимо наладить самое тесное взаимодействие с
подведомственными ему организациями.
На федеральном уровне мы уже провели в прошедшем году заседание коллегии с участием представителей Минстроя, выработали конкретные меры по наведению порядка в отрасли.
Обеспечьте контроль за их реализацией. Особое внимание уделите деятельности управляющих компаний, раскрытию ими информации, пресечению фактов аффилированности должностных лиц с организациями ЖКХ.
Кроме того, средствами надзора добивайтесь устранения волокиты и других нарушений по уголовным делам о преступлениях в коммунальном комплексе. Из находившихся в прошлом году в производстве всех органов 3 тыс. таких дел, в суд направлено только 900 (30%).
Жизнь ставит перед нами все новые задачи, от решения которых зависит качество жизни миллионов россиян. Именно поэтому в прошлом году мы с вами и совместно с другими органами власти занялись проверкой исполнения законодательства в сфере обращения лекарственных средств.
Ее результаты показали распространенность нарушений законов в области лицензирования, госзакупок, социального обеспечения, что потребовало принятия комплекса мер прокурорского реагирования.
Вместе с тем была проверена обоснованность роста цен на лекарства и продукты питания. Основная причина данных процессов понятна. Это результат санкций и падения курса рубля.
Однако проверки выявили и ряд субъективных факторов, в том числе недобросовестные действия со стороны, как производителей продукции, так и тех, кто продвигает ее на рынок и продает.
Поэтому в рамках уже данных вам поручений требую обеспечить постоянный надзор за исполнением законодательства о государственном регулировании оборота лекарств и продуктов питания.
Отслеживая всю цепочку движения данных товаров, акцентируйте внимание на полноте мер, принимаемых органами контроля в вопросах обоснованности повышения оптовых и розничных цен. Выявляйте и пресекайте спекулятивные операции, сговоры. Во взаимодействии с транспортными прокурорами и таможней реагируйте на факты поступления в торговые сети под видом реэкспорта из третьих стран запрещенной продукции. Добивайтесь безусловной ответственности виновных лиц. Люди должны знать о проведении данной работы, поэтому освещайте ее итоги в средствах массовой информации.
При этом крайне важно, чтобы проводимые нами и контролирующими органами проверки не стали очередным испытанием для добросовестных представителей бизнеса. Работа по защите прав предпринимателей должна продолжаться набранными темпами.
***
Во исполнение поручений
Президента страны Генеральная прокуратура осуществляет надзорные мероприятия по противодействию правонарушениям
в оборонно-промышленном комплексе. Одной из важнейших
задач в этой сфере является обеспечение законности при реализации государственного оборонного заказа.
С момента дачи поручения, а это сентябрь 2013 года, нами проверено более 600 предприятий-исполнителей гособоронзаказа (только в прошедшем году – 400). Выявлено свыше 16 тыс. нарушений закона, 1,8 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, почти 650 – к административной. Возбуждено 196 уголовных дел, из которых 177 по материалам прокуратуры.
Мероприятия по наведению порядка в отрасли реализовывались в тесном контакте с Минобороны, Минпромторгом, Военно-промышленной комиссией при Правительстве России, ФСБ и правоохранительными органами. Результат этой работы не замедлил сказаться. Отмечается целый ряд позитивных изменений. Разработана, а в некоторых случаях обновлена, внутриведомственная нормативная база, укрепилась государственная дисциплина, сокращаются сроки выполнения заказов, есть даже примеры досрочного исполнения. По многим снижена стоимость работ.
Вместе с тем еще сохраняются проблемы необоснованного завышения цены контрактов, привлечения в качестве соисполнителей оборонзаказа предприятий, не способных самостоятельно выполнить условия договоров. При выполнении заказов применяется контрафактная продукция, в мошеннических целях все еще используются фирмы-однодневки.
В этой связи, требую повысить остроту реагирования. При наличии оснований ставьте вопрос об уголовном преследовании.
Должны быть доведены до логического конца все ранее возбужденные уголовные дела. Для этого максимально используйте возможности межведомственного взаимодействия, в том числе в рамках работы региональных мониторинговых групп.
Уделяйте особое внимание вопросам импортозамещения при выполнении оборонных заказов.
Все мероприятия по укреплению законности в указанной сфере должны быть продолжены, а ориентиром в этом является установка Президента страны, данная в Послании Федеральному Собранию.
Не могу не отметить значительные усилия, которые уделялись вопросам соблюдения законности при исполнении гособоронзаказов военными прокурорами.
В минувшем году во взаимодействии с Минобороны ими пресекались многочисленные факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, в том числе при производстве продукции военного назначения. Принимались меры по совершенствованию системы контроля за ее качеством.
* * *
Прошедший год ознаменован дальнейшим совершенствованием законодательства и правоприменения в сфере противодействия коррупции. В связи с расширением круга лиц, на которых распространяются различного рода обязанности, ограничения и запреты были организованы проверки в ряде государственных корпораций и внебюджетных фондов.
Во всех региональных отделениях Пенсионного фонда и Фонда обязательного социального страхования установлены нарушения, связанные с представлением недостоверных или неполных сведений о доходах.
Всего же в антикоррупционной сфере в истекшем году прокурорами выявлено 380 тыс. нарушений, в том числе 54 тыс. незаконных правовых актов. По результатам принятых мер реагирования в дисциплинарном порядке наказано 85 тыс. виновных лиц, возбуждено 4 тыс. уголовных дел. Почти в 3 раза возросла сумма предъявленных прокурорами исковых требований (с 525 млн. руб. до 1,5 млрд. руб.).
Вместе с тем, считаю важным остановиться и на проблемах.
Несмотря на принимаемые меры
практика привлечения
юридических лиц к административной ответственности
нарабатывается медленно. И хотя в последнее
время число соответствующих постановлений по ст. 19.28 КоАП РФ возросло (в
Прокурорам следует изучить ситуацию и выработать меры, направленные на более полное применение этой правовой нормы и исполнение юридическими лицами решений суда о выплате штрафов.
Продолжает оставаться недостаточной эффективность оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на то, что число дел оперативного учета о коррупционных преступлениях возросло, их реализация снижается. В МВД республик Алтай, Ингушетия, Тыва реализовано только 6-7% дел, а в Северной Осетии – менее одного процента. В условиях, когда число выявленных преступлений коррупционной направленности уменьшилось почти на четверть (с 42 до 32 тыс.), вносимые акты прокурорского реагирования существенного влияния на изменение ситуации не оказывают.
Недостаточная реакция прокуроров на неиспользование субъектами ОРД всех возможностей, предоставленных им законом при выявлении и пресечении преступлений, отмечаются и по другим актуальным направлениям.
Требую навести в этом вопросе порядок.
Кроме того, необходимо разобраться в причинах роста числа уголовных дел коррупционной направленности, возвращенных судом прокурору. Должна стать более последовательной работа по обеспечению реальной картины коррупционной преступности.
***
Оценивая состояние преступности в Российской Федерации в
2014 году в целом необходимо отметить сохранение тенденции по ее снижению на
протяжении уже 8 лет. Всего за истекший год в стране зарегистрировано
2 млн. 191 тыс. преступлений, четверть из которых относились к категориям
тяжких и особо тяжких.
При этом если тяжкие посягательства в прошедшем году незначительно снижались, то количество особо тяжких выросло.
Их рост в полтора раза отмечен в Пензенской, Новгородской областях, Чувашской Республике.
Вместе с тем, в ряде регионов зафиксировано снижение преступности темпами, значительно опережающими среднестатистические значения. В первую очередь это касается Нижегородской (-18%), Московской (-15%) областей, Республики Калмыкия (-16%), Чукотского автономного округа (-19%).
Прокурорам необходимо проанализировать причины всех скачкообразных изменений структуры преступности. Не исключено, что они обусловлены субъективными факторами, в том числе стремлением приукрасить ее реальную картину.
О том, что такие проблемы в работе правоохранительных органов все еще носят распространенный характер, мне позволяют утверждать результаты реализации прокурорами своих полномочий в сфере правовой статистики.
За прошедший год в данной области выявлено 2 млн. 200 тыс. нарушений.
Должен отметить, что прокуроры стали более принципиально подходить к вопросам обоснованности учета преступлений, сведений о лицах, их совершивших.
Однако еще не наведен порядок при принятии процессуальных решений по мотивам смерти подозреваемого и обвиняемого. Выявляется много нарушений при учете преступлений экономической и коррупционной направленности.
Только по итогам выборочных проверок в регионах установлено более 1,5 тыс. незаконных решений следователей и дознавателей о приостановлении расследования в связи с болезнью обвиняемого и невозможностью его участия в деле. А ведь мы не раз подчеркивали, что на такие дела нужно обращать особое внимание.
Теперь же по многим из них истекли сроки давности уголовного преследования.
Со всем этим необходимо разобраться. Если обвиняемые избежали ответственности, не возмещен ущерб потерпевшим, принимайте жесткие меры вплоть до постановки вопроса об уголовном преследовании должностных лиц, по вине которых преступники остались безнаказанными.
В целом, состояние надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в истекшем году характеризуется ростом выявленных нарушений законов в работе всех правоохранительных органов с 5,5 до 6,5 млн. Увеличилось и количество принятых в целях их устранения актов прокурорского реагирования.
Две трети нарушений установлено прокурорами на стадии рассмотрения сообщений о преступлениях. В истекшем году ими восстановлено более 155 тыс. преступлений, не получивших своевременного учета, в том числе 202 убийства.
Растет количество нарушений, допускаемых непосредственно при производстве следствия и дознания. Увеличилось число отмененных прокурорами незаконных постановлений следователей и дознавателей о прекращении уголовного дела (29,4 тыс., +18,5%), а также преждевременных решений о приостановлении расследования (424 тыс., +4%).
Вместе с тем к нам поступает все больше сигналов о том, что после отмен вами указанных постановлений, уголовные дела в следственных подразделениях длительное время лежат без движения, к производству не принимаются. Подобные факты выявлялись в Московской, Мурманской областях и других регионах.
Тем самым указания прокурора игнорируются, нарушения множатся, а права потерпевших не восстанавливаются. В связи с чем предлагаю детально изучить ситуацию и принять конкретные меры для пресечения этой порочной практики. О результатах доложите к концу полугодия.
Одновременно разберитесь, по каждому ли из этих дел прокурорами конкретно указывалось на пробелы расследования, требующие восполнения.
Отмена таких постановлений по формальным основаниям, ради галочки недопустима.
Поскольку значительное число арестованных в ходе следствия за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, впоследствии освобождается судом из-под стражи, необходимо изучить обоснованность позиции прокуроров, поддержавших ходатайства следователей и дознавателей об аресте.
Это важно как с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан, так и для решения проблемы переполненности следственных изоляторов в отдельных регионах.
***
Несомненно, глобальной угрозой для государства и общества продолжают оставаться экстремизм и терроризм.
Проблема
распространения радикальных идей, особенно в сети Интернет остается крайне
острой.
Прокурорами выявлено свыше 47 тыс. нарушений в сфере противодействия
экстремизму, заявлено 6,5 тыс. исков, в том
числе о признании материалов экстремистскими. На сегодняшний день по
нашим заявлениям судами в федеральный список их включено уже 2 тыс. 600. По
требованиям прокуратуры заблокировано более 900 информационных ресурсов.
В
Не случайно в минувшем году
судами удовлетворено более 16 тыс. заявлений
прокуроров об обязании региональных органов власти, муниципалитетов и хозяйствующих
субъектов принять меры к обеспечению надлежащего уровня антитеррористической
защищенности. При этом ставился вопрос о наиболее важных объектах, местах
массового пребывания людей, жилье и транспорте.
Вопросы противодействия экстремизму и терроризму в самое ближайшее время мы детально обсудим на Координационном совещании федеральных правоохранительных органов, на котором определим дополнительные меры по активизации совместной работы в этой сфере.
***
В условиях динамично меняющегося процессуального и материального закона работа прокуроров, участвующих в судебных стадиях уголовного судопроизводства, была ориентирована на защиту прав всех его участников.
В 2014 году дополнительной нагрузкой для прокуроров стало введение новых процедур в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Новая апелляция постепенно набирает силу. Такие процессы зачастую превращаются в полноценные судебные разбирательства, где стороны используют все возможности состязательности. В прошлом году удовлетворено 83% апелляционных представлений прокуроров.
Вместе с тем, с учетом затратности апелляционной стадии рассмотрения дел не допускайте внесения представлений, оспаривающих судебные решения по формальным основаниям, когда в результате их пересмотра приговор фактически останется прежним.
В условиях, когда свыше 60% уголовных дел рассматриваются в упрощенном порядке без полноценного судебного следствия, очень важно, чтобы у государственного обвинителя была стопроцентная уверенность в достаточности собранных доказательств. А для этого нужен качественный надзор на итоговой стадии расследования, где у нас есть полномочия, чтобы влиять на его результаты. Ведь государственный обвинитель делает выводы только на основании материалов дела. Он связан с позицией прокурора, утвердившего обвинительное заключение.
Недавно на коллегии МВД
председателем Верховного Суда были озвучены сведения о колоссальном объеме уголовных дел, прекращенных по результатам
судебного рассмотрения по нереабилитирующим основаниям. Действительно такие решения
в
***
Участие прокуроров в гражданском судопроизводстве, в основном было нацелено на восстановление нарушенных трудовых, жилищных, пенсионных и иных социальных прав граждан. Удельный вес таких дел составляет 91%.
Вместе с тем, почти на 5 млрд. руб. возросла сумма исков в области охраны окружающей среды и природопользования.
В целом стабильно высоким остается процент удовлетворения требований прокуроров. В судах общей юрисдикции он составляет 99%, в арбитражных – 67%.
Однако на стадии проверки прокуроры не всегда выясняют готовность ответчика выполнить требования во внесудебном порядке. В результате по четверти направляемых прокурорами исков производство арбитражными судами прекращается в связи с их добровольным исполнением. Вызывает беспокойство качество подготовки арбитражных апелляционных и кассационных жалоб, что, несомненно, сказывается на результатах их рассмотрения.
В связи с реформированием судебной системы, совершенствованием порядка осуществления судопроизводства в арбитражных судах, учреждения Суда по интеллектуальным правам прокурорам необходимо организовать свою работу с учетом произошедших изменений.
***
Еще одним важным направлением нашего надзора является сфера исполнения уголовных наказаний. Прокурорам следует обратить пристальное внимание на перелимит в следственных изоляторах, ненадлежащее медицинское обслуживание следственно арестованных и осужденных, соблюдение закона при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.
Кроме того, в последнее время появилась новая проблема. Выявлено значительное количество случаев распространения в учреждениях ФСИН экстремистской литературы. Это не только насаждает чуждую идеологию, но и расширяет круг социально опасных лиц для ее реализации. Необходимо проанализировать данную ситуацию, и принять решительные меры по пресечению таких фактов.
***
Также предстоит выполнить ряд
важных задач, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Весьма актуальны вопросы соблюдения таможенными органами требований законодательства при оформлении и контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Таможенного союза. Особенно с учетом действия запрета на ввоз сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Россию из ряда стран.
***
Должен отметить, что охлаждение отношений между Россией и отдельными странами, по сути, не сказалось на уровне сотрудничества Генеральной прокуратуры на международной арене.
В истекшем году Генеральная прокуратура приняла деятельное участие в свыше
320 мероприятиях международного характера.
В результате проведения большой работы с экспертами ГРЕКО был
изменен сформированный ими предварительный вывод
о недостаточности принятых Россией мер
по противодействию коррупции. Уровень исполнения нашей страной рекомендаций ГРЕКО признан «удовлетворительным», в отличие от ряда ведущих европейских
стран, показавших более низкий рейтинг их выполнения.
Особое внимание уделяется вопросам возврата из-за рубежа активов, полученных преступным путем.
Только в
По-прежнему активно проводилась работа по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.
Между тем, обращаю внимание, что сохраняя оперативность при исполнении запросов зарубежных коллег, необходимо обеспечивать неукоснительное соблюдение конституционных прав наших граждан.
Уважаемые коллеги!
На недавно прошедшей встрече с членами Общественной палаты было отрадно слышать от них ссылки на результаты социологических опросов о возрастающем уровне доверия населения к органам прокуратуры. Убежден, что подобные оценки находятся в прямой зависимости с теми подходами, которые мы применяем при организации работы с обращениями людей.
В истекшем году в очередной раз зафиксирован их рост – к нам поступило почти 4 млн. заявлений граждан, 1 млн. человек обратились к прокурорам на личном приеме.
Обращения касались почти всех сфер общественной жизни. По результатам их разрешения восстановлены права более миллиона заявителей. Мы должны и впредь демонстрировать свою открытость и стремление оказать помощь людям, столкнувшимся с нарушениями закона.
***
Достижения в любой деятельности в
значительной степени
зависят от тех, кто ее осуществляет.
В прошедшем году работа с кадрами в органах прокуратуры была ознаменована значимыми изменениями порядка назначения прокуроров субъектов федерации. Статус их существенно повысился. Теперь их назначает Президент, что требует от нас более ответственного отношения к подбору и расстановке руководящих работников на всех уровнях.
Наряду с этим необходимо продолжить мероприятия по созданию действенного резерва, повышению квалификации наших сотрудников.
Значительные усилия следует направить и на укрепление служебной дисциплины, профилактику коррупционных и иных правонарушений, обеспечение тщательного отбора кандидатов на службу.
Завтра мы предметно обсудим эти и другие вопросы, и я уверен, выработаем пути их решения.
После присоединения Крыма и Севастополя к России основной нашей задачей было в короткие сроки сформировать органы прокуратуры новых субъектов, обеспечив тщательную проверку всех кандидатов.
По прошествии года работы прокуратур Республики Крым и г. Севастополя с удовлетворением отмечу, что наши опасения о сложности освоения их сотрудниками российского законодательства, перехода в новые условия работы, оказались преувеличенными.
Уже через непродолжительное время благодаря постоянной помощи работников аппарата Генеральной прокуратуры, коллег из других регионов России прокуратуры Крыма и Севастополя заработали в полноценном режиме. При активном участии прокуроров формируется правовая база новых субъектов федерации. Обеспечено оперативное реагирование на нарушения законов в сферах противодействия экстремизму и коррупции. Многое сделано для упрочения законности в социальных и экономических отношениях.
Все это является иллюстрацией способности органов прокуратуры достойно и в кратчайшие сроки выполнять поставленные задачи.
Уважаемые
коллеги!
Мной в докладе освещены далеко
не все направления деятельности прокуратуры.
Действительно, усилия всех сотрудников от районного звена до центрального аппарата Генеральной прокуратуры во взаимодействии с правоохранительными ведомствами и органами власти позволили проделать огромную работу по укреплению правопорядка. Прокуроры на деле доказали свою способность защищать права и законные интересы граждан, общества и государства.
Мы и далее должны, сохраняя набранный темп, действовать на перспективу. Работа предстоит напряженная, но я убежден, что все задачи, которые ставят перед системой прокуратуры общество и руководство страны, будут выполнены. Для этого у нас достаточно профессионализма, интеллекта и силы воли.
Спасибо за внимание!
По материалам пресс-службы
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-674756/
Информационное бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ