01.04.2015
На заседании коллегии Генеральной прокуратуры 31 марта
2015 г. рассмотрены результаты проверки исполнения законодательства при
реализации инвестиционных проектов.
В работе коллегии приняли участие
Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Межуев А.В.,
заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Мицкевич В.В.,
Председатель Комитета государственного контроля Анфимов Л.В., Министр экономики
Зиновский В.И., Председатель Минского горисполкома Шорец А.В., заместитель
Председателя Комитета государственной безопасности Тертель И.С., заместитель
Министра внутренних дел Михневич В.В., заместители председателей облисполкомов,
прокуроры областей и города Минска, руководители структурных подразделений
Генеральной прокуратуры.
Программой социально-экономического развития на
2011-2015 годы целью инвестиционной деятельности названо создание условий для
привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экспортоориентированные и
импортозамещающие производства. Приоритетным направлением инвестирования должно
стать вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и эффективно
действующих производств, модернизацию действующих предприятий на основе
новейших технологий.
Положительными примерами создания и модернизации новых
производств в рамках инвестиционных проектов являются ОАО «Амкодор-УКХ»,
«Белорусский металлургический завод», «Туровский молочный комбинат», СЗАО
«Серволюкс» и др.
Вместе с тем на коллегии озвучен и ряд проблемных
вопросов в этой деятельности.
Имеют место факты заключения инвестиционных договоров
для реализации проектов, экономический эффект которых невысок. Некоторые
инвесторы при заключении договоров преследовали лишь цель получения
предусмотренных законодательством льгот и преференций, в том числе
предоставления земельных участков без проведения аукциона.
В ряде случаев не проводилась надлежащая
предварительная проверка финансовых и иных возможностей инвестора перед
заключением инвестиционного договора, что в дальнейшем влекло его фактическое
неосуществление и прекращение.
Из-за несогласованности действий между различными
службами облисполкомов по определению места размещения вновь возводимых
инвестиционных объектов строительство зданий и сооружений на предоставленных
земельных участках бывает неосуществимо либо возможно только после изменения их
функционального назначения.
Заключенные инвестиционные договоры часто не
предусматривали штрафных санкций, уплаты пени в случае неисполнения либо
ненадлежащего исполнения взятых на себя инвестором обязательств. В то же время
в некоторых случаях штрафные санкции при расторжении договора не взыскивались.
Установлены факты необоснованного увеличения сроков
реализации инвестиционных договоров путем заключения дополнительных соглашений,
что исключает в дальнейшем применение мер гражданско-правовой ответственности.
Выявлены случаи длительного не освоения инвесторами
выделенных им земельных участков.
На законодательном уровне требует решения вопрос
дальнейшего использования земельного участка, а также пользовании полученными
налоговыми, таможенными и иными льготами при расторжении инвестиционного
договора или истечении срока его действия, но при продолжении реализации
инвестиционного проекта.
В ходе заседания его участники обменялись мнениями
и высказали ряд конструктивных предложений, которые будут способствовать
совершенствованию инвестиционной деятельности в стране.
На заседании коллегии принято соответствующее решение,
в котором государственным органам предложено разработать изменения и дополнения
в законодательные акты, предусмотрев критерии отбора инвестиционных проектов и
предоставления соответствующих льгот и преференций, выделение земельных
участков для строительства многоквартирных жилых домов повышенной комфортности,
усадебной застройки только по результатам аукционов, обязанность облисполкомов,
Мингорисполкома изучать финансовую состоятельность инвестора до заключения
договора.
Местным исполнительным и распорядительным органам
необходимо исключить случаи нарушения законодательства об архитектурной и градостроительной
деятельности, а также земельного законодательства при выделении земельных
участков и строительстве.
Принять организационные и практические меры по
повышению уровня взаимодействия соответствующих служб при решении вопроса
о размещении объектов строительства, пересмотреть перечни участков для
реализации инвестиционных проектов.
Прокурорам областей, города Минска по всем выявленным
нарушениям законодательства принять меры прокурорского реагирования и о
результатах информировать Генеральную прокуратуру.
По
материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=27557#doc
Информационное
бюро
Секретариата
КСГП СНГ
Информационное бюро
Секретариата КСГП СНГ