«Центр интеграции СНГ – в Минске»
В 2013 году председательство в
Содружестве Независимых Государств переходит к Беларуси. О целях и
задачах, стоящих перед этой региональной международной организацией, о
ходе интеграционных процессов рассказывает председатель Исполнительного
комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей ЛЕБЕДЕВ.
- В минувшем году СНГ отметило свое двадцатилетие.
Каковы, на Ваш взгляд, главные достижения минувших двух десятилетий?
За этот исторически небольшой промежуток времени
сделано немало. Страны, вошедшие в Содружество, обретя независимость, вышли на
международную арену в качестве самостоятельных игроков. И региональная
международная организация СНГ стала весьма эффективным инструментом
выстраивания отношений наших государств на основе взаимного признания и
уважения государственного суверенитета и, конечно же, с учетом исторической
общности народов.
Многосторонние соглашения, заключенные в начальный
период существования СНГ, позволили в то сложное время обеспечить
нормальное функционирование столь необходимых для повседневной жизни миллионов
людей социальных механизмов: выплату пенсий и пособий, работу транспорта, связи
и энергетики, беспрепятственное перемещение наших граждан на постсоветском
пространстве.
На сегодняшний день в рамках СНГ разработана
солидная нормативно-правовая база и созданы работающие механизмы сотрудничества,
сложилась система совместных действий в экономике, гуманитарной сфере, в
обеспечении стабильности и безопасности. На территории Содружества сегодня
координируется деятельность транспорта и связи, действуют соглашения по
пенсионному обеспечению, безвизовому режиму и т. д.
В сентябре нынешнего года вступил в силу очень
важный документ, во многом определяющий наше взаимодействие в сфере экономики –
Договор о зоне свободной торговли. Он был подписан восемью странами Содружества
18 октября 2011 года. Сейчас согласуются процедуры по присоединению к нему
Узбекистана.
Это бесспорный успех государств Содружества в деле
углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вступление в
силу Договора будет содействовать свободному движению товаров без изъятий и
ограничений с учетом общепринятых норм международного права и правил ВТО, росту
национальных экономик и потенциала СНГ в целом.
20 сентября истек тридцатидневный срок после
получения Исполкомом СНГ от Украины (третьего государства, ратифицировавшего
Договор) уведомления о выполнении необходимых внутригосударственных процедур.
Ранее такие уведомления были получены от Республики Беларусь и Российской
Федерации. Таким образом, для трех государств Договор с этой даты вступил в
силу. Уже получено уведомление о ратификации Договора Республикой Армения и
Республикой Молдова. Остальные государства, подписавшие Договор, завершают
внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления его в силу.
Ожидается, что в ближайшее время Договор ратифицируют Республика Казахстан.
Уже на первых этапах реализации Договора
предусмотрено подписание ряда международных документов, которые выведут
торгово-экономические отношения стран Содружества на более высокий уровень
взаимодействия. Это, прежде всего, Соглашение о свободной торговле услугами,
Соглашение по транзиту трубопроводным транспортом, Протокол, определяющий
обязательства сторон в отношении правил и процедур урегулирования
государственных закупок. Проекты этих документов уже разработаны и рассматриваются
в государствах.
Трудно перечислить все сделанное странами СНГ в
ходе интеграционного взаимодействия – просто не хватит журнальных страниц.
Весьма важно, на мой взгляд, то, что Содружество стало уникальной площадкой для
постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. Это
позволяет главам одиннадцати государств СНГ в рабочем режиме оперативно решать
многие сложные вопросы.
- То есть, все отлично и никаких
проблем нет?
- Если бы! Путь интеграции – отнюдь не гладкая
автострада. И трудностей разного уровня на этом пути немало. Это, к примеру,
такие глобальные проблемы, как мировой финансовый кризис, который, разумеется,
затрагивает и страны СНГ. Правда, интеграция как раз и предоставляет ряд
эффективных инструментов для решения подобных проблем. Взять хотя бы
Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Его возможностями могут пользоваться не только
страны, входящие в Евразийское экономическое сообщество, но и другие
государства Содружества Независимых Государств.
К сожалению, не способствуют укреплению
взаимодействия и внутренние сложности в странах СНГ, сохраняющиеся
неурегулированные конфликты на пространстве Содружества. Их скорейшее
урегулирование, снятие напряженности в отношениях между некоторым государствами
СНГ, обеспечение мира и стабильности на пространстве Содружества, конечно же,
отвечает интересам народов наших стран.
Возглавляя Исполнительный комитет СНГ, я,
естественно, вижу все трудности, замедляющие сегодня наше продвижение вперед.
Но в то же время я отчетливо представляю себе и перспективы этого движения.
Содружество еще далеко не исчерпало своих возможностей. Сейчас просто нет
другого инструмента, позволяющего одиннадцати государствам СНГ совместно решать
общие проблемы в области экономики, культуры, в социальной сфере – перечисление
всех точек приложения интеграционных усилий может занять не одну страницу.
Должен с удовлетворением отметить, что в
государствах СНГ в целом сохраняется нормальный деловой настрой на дальнейшее
продолжение широкого конструктивного взаимодействия, всестороннее
совершенствование и укрепление Содружества Независимых Государств. А ведь
именно совместными усилиями мы сможем преодолеть все трудности и преграды в
своем движении вперед.
- Словом, в будущее Вы смотрите с
оптимизмом?
Бесспорно! Содружество живет и развивается. Приняты
Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее
реализации, Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, ряд других
документов, предусматривающих эволюционное совершенствование нашей интеграционной
структуры. Задачи, которые поставлены в этих документах, утвержденных
руководителями стран Содружества, планомерно выполняются. Так что я
уверен, что СНГ в обозримом будущем будет продолжать играть свою объединяющую
роль, столь важную для народов наших стран.
Центростремительные тенденции на постсоветском
пространстве опираются на вполне материальный фундамент – исторически
сложившаяся взаимодополняемость экономик стран Содружества, еще не растраченный
опыт сотрудничества в различных сферах экономики. Я бы не стал сбрасывать
со счетов и наше общее историческое и духовное наследие, сохранившуюся близость
наших стран и народов.
Интеграционные процессы в рамках Содружества
поступательно развиваются и постепенно выходят на более высокий уровень. Я имею
в виду создание ЕврАзЭС и Таможенного союза, формирование единого
экономического пространства. По мере готовности страны СНГ могут включаться в
интеграцию на более высоком уровне. И это, несомненно, процесс взаимовыгодный.
- ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое
пространство… Получается, что СНГ сыграло свою роль и может уходить со
сцены?
Вовсе нет. По крайней мере, в обозримом будущем.
Упомянутые организации весьма разноплановы и предназначены для решения
различных экономических и политических вопросов. Знаете, у хорошего мастера для
каждой операции есть свой инструмент – молоток для гвоздей, отвертка для
шурупов и так далее… Если говорить о таких родившихся внутри СНГ структурах,
как ЕврАзЭС и Таможенный союз, то это наглядное подтверждение разноскоростной
экономической интеграции стран Содружества. По мере готовности экономик
государств СНГ к более высокому уровню интеграции и возникают такие структуры.
Пять государств активно сотрудничают в рамках ЕврАзЭС, три государства
образовали Таможенный союз. Полагаю, что в перспективе вполне возможно
присоединение к ним и других стран Содружества. Но на сегодняшний день СНГ
является единственной организацией, позволяющей всем входящим в него
одиннадцати государствам согласовывать свои позиции в интересах эффективного
решения общих вопросов. Поэтому я убежден, что СНГ будет и впредь
играть свою конструктивную роль.
- Но критики зачастую утверждают
обратное…
- Критика бывает разная… Помните известную фразу:
«Я эту книгу не читал, но с содержанием не согласен»? Так вот, к сожалению,
нередко люди высказывают суждения об эффективности СНГ, не зная о повседневном,
весьма насыщенном взаимодействии стран Содружества.
Есть, увы, профессиональные
злопыхатели, которых вовсе не интересует истинное положение дел: они
отрабатывают заказ. А есть люди просто неосведомленные или добросовестно
заблуждающиеся. Мы стараемся как можно больше рассказывать о жизни Содружества,
о том, как устроена и как работает наша региональная международная организация.
- Думаю, не все наши читатели
смогли бы подробно ответить на вопрос: что собой представляет СНГ сегодня?
Расскажите, пожалуйста.
- Содружество – организация без наднациональных
органов. Это позволяет учитывать разную степень готовности входящих в него
стран к интеграции, предоставляет возможность каждой из них участвовать в
интеграционных процессах в той мере и в тех направлениях, которые в данный
момент наиболее отвечают ее национальным интересам. Такая гибкая конструкция
позволила достаточно эффективно структурировать межгосударственные отношения в
рамках СНГ, совместно определять приоритетные задачи и пути их решения.
Мы уже говорили, что СНГ – уникальная площадка для
диалога на высшем уровне. Хотел бы сказать, что помимо участия в плановых
официальных мероприятиях лидеры стран СНГ ежегодно проводят еще несколько
неформальных встреч, в ходе которых доверительно говорят о наболевшем,
оперативно решают самые сложные вопросы.
Если резюмировать кратко, то СНГ – это
международная организация, которая имеет четкую и сбалансированную программу
совместных первоочередных и перспективных действий, направленных на обеспечение
динамичного социально-экономического роста стран-участниц, повышение их роли и
авторитета в мировом сообществе.
- Не могли бы Вы назвать основные
рабочие органы СНГ?
- К их числу
относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров
иностранных дел, Экономический совет. Возглавляют эти органы в течение года
представители одного государства – председателя. В нынешнем году
председательство в Содружестве осуществляет Туркменистан. В следующем году
эстафету принимает Беларусь.
Исполнительный комитет СНГ, который я возглавляю,
является единым постоянно действующим исполнительным и координирующим органом
Содружества Независимых Государств. Кстати говоря, Исполком СНГ дислоцируется
на гостеприимной белорусской земле – в столице Беларуси. Так что Минск по праву
можно назвать центром интеграции в рамках СНГ.
К числу важных межгосударственных структур
Содружества относятся также Межпарламентская Ассамблея СНГ, Экономический суд
СНГ, Статистический комитет СНГ.
Всего в рамках Содружества Независимых Государств
созданы и функционируют 82 межгосударственных органа, в том числе более
семидесяти органов отраслевого сотрудничества.
- И как эти органы действуют?
- С разной степенью
эффективности. Потенциал, конечно же, еще не выбран полностью. Мы над этим
работаем. Подавляющее большинство органов СНГ собирается не менее двух
раз в год для решения различных практических вопросов интеграции. Только
в этом году на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств
приняты десятки документов, в подготовке значительной части которых принимали
самое активное участие советы отраслевого сотрудничества.
Одновременно при непосредственном участии Исполкома
СНГ ведется постоянная работа представителей государств Содружества по
оперативному согласованию конкретных вопросов взаимодействия в разных сферах.
Исполнительный комитет регулярно, можно сказать, еженедельно проводит
заседания экспертных и рабочих групп, из них более трети - по экономической
тематике. Примечательно, что в транспортной сфере и в области связи в работе
таких групп принимают участие представители государств, не входящих в СНГ.
Следует заметить, что в нашей организации утвержден
институт Национальных координаторов, осуществляющих в своих государствах
контроль за реализацией документов, принятых в рамках СНГ, и координирующих
деятельность соответствующих национальных государственных органов по
вопросам сотрудничества в формате Содружества.
- А представители Беларуси
участвуют в работе отраслевых органов СНГ?
Разумеется! Весьма активно и плодотворно. Скажем,
участие Республики Беларусь в работе Консультативного совета руководителей
органов государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление
государственными материальными резервами в государствах участниках СНГ
обеспечивает защиту интересов добросовестных поставщиков и положительно влияет
на политику взаимоотношений между ответственными хранителями и поставщиками,
повышает оперативность мер реагирования по устранению последствий чрезвычайных
ситуаций, создает дополнительные условия для снижения ущерба здоровью людей,
окружающей среде, а также материальных убытков.
Представители республики активно работают в Совете
руководителей таможенных служб, Совете по выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности, Совете руководителей статистических служб и Совете руководителей
торгово-промышленных палат государств – участников СНГ. В Совете руководителей
таможенных служб они выступили с рядом инициатив, которые нашли свое отражение
в соответствующих решениях.
Без участия белорусских коллег, пожалуй, была
бы немыслима работа Межгосударственного совета «Радионавигация», а также
реализация Межгосударственной радионавигационной программы. Национальным
государственным заказчиком Программы является Государственный
военно-промышленный комитет Республики Беларусь.
Активно участвует Республика Беларусь в выполнении
утвержденных Советом глав правительств СНГ Плана первоочередных
мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств – участников СНГ
в сфере энергетики и Рамочной программы сотрудничества государств – участников
СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях на период до 2020 года
«СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ-СНГ».
Одним из важнейших совместных межгосударственных
проектов в этой сфере является совместное строительство АЭС в Беларуси.
Реализация проекта соответствующими структурами Республики Беларусь и
Российской Федерации началась.
Республика Беларусь, представленная Департаментом
по энергоэффективности Госстандарта Беларуси и Институтом энергетики
Национальной академии наук Беларуси, является одним из разработчиков проектов
Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области использования
возобновляемых источников энергии и Плана первоочередных мероприятий по ее
реализации.
Специалистами агропромышленного комплекса
Республики Беларусь разработана Методика расчетов балансов важнейших видов
продовольствия, утвержденная в сентябре нынешнего года Экономическим советом
СНГ. В настоящее время ведется работа по ее практическому использованию при
разработке балансов продовольствия государств Содружества.
Следует добавить, что представители Республики
Беларусь председательствуют в Межгосударственном совете по сотрудничеству в
научно-технической и инновационной сферах, в Консультативном совете
руководителей государственных архивных служб, в постоянно действующем совещании
министров финансов. Словом, трудно найти сферу интеграционного взаимодействия,
в которой не ощущалось бы конструктивное присутствие наших белорусских коллег.
Это весьма отрадный фактор, и мы искренне признательны белорусским друзьям за
такой конструктивный, заинтересованный и ответственный подход.
Пресс-служба Исполкома СНГ
http://www.cis.minsk.by/news.php?id=984